Административное дело №2а-277/2022
УИД 75RS0021-01-2022-000504-60
Категория дела 3.024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2022 года
село Улёты Улётовского района Забайкальского края
Улётовский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего Крюковой О.Н.,
при секретаре Савицкой К.А.,
с участием административного истца помощника прокурора
Улётовского района Забайкальского края Полуэктова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем очистки от порубочных остатков лесного участка, расположенного в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества,
установил:
Прокурор Улётовского района Забайкальского края обратился в Улётовский районный суд Забайкальского края в защиту интересов Российской Федерации с административными исковыми требованиями к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем очистки от порубочных остатков лесного участка, расположенного в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества, ссылаясь на следующее.
адрес проведена проверка соблюдения законодательства о защите лесов, о пожарной безопасности, требований законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Черемховском участковом лесничестве Ингодинского лесничества ГКУ «Управления лесничествами Забайкальского края». В рамках надзора за исполнением законодательства о защите лесов установлено, что в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества на месте незаконной рубки лесных насаждений обнаружены порубочные остатки. ДД.ММ.ГГГГ СО ОМВД России по Улетовскому району возбуждено уголовное дело по факту незаконной рубки в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества, однако лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых не установлены, в связи с чем предварительное следствие приостановлено. Обязанность по организации очистки указанных лесных участков должна быть возложена на административного ответчика, осуществляющего организацию использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Непринятие мер к очистке лесного участка от порубочных остатков создает угрозу лесным насаждениям, опасность возникновения лесных пожаров в период пожароопасного периода. В соответствии со ст.ст.42,58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии с п.п.2,6,8 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия. В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами. В соответствии с подп.4 п.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. В соответствии с ч.3 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с ч.1 указанной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. В соответствии с ч.1 ст.60.2 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов. В силу ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Правила пожарной безопасности в лесах (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N1614) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N1614) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах. В соответствии с п.4 Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N1614) меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п.3 указанных Правил, осуществляются: а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых в соответствии с частью 13 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с п.9 Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N1614) запрещается засорение леса отходами производства и потребления. Как следует из приведенных норм лесного законодательства, установленных фактических обстоятельств, организация проведения очистки подвергнутых незаконной рубке лесных участков от порубочных остатков охватывается полномочиями административного ответчика. Поскольку в силу возложенных полномочий в его обязанности входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, включая мероприятия по организации осуществления мер пожарной безопасности, к которым относится очистка от порубочных остатков. Организация мероприятий по очистке лесных насаждений реализуется путем включения соответствующих мероприятий в государственное задание для его выполнения государственными учреждениями, подведомственными Министерству природных ресурсов Забайкальского края. Проведенной проверкой установлен факт нахождения в настоящее время на месте совершения незаконной рубки лесных насаждений в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества Ингодинского лесничества ГКУ «Управления лесничествами Забайкальского края» захламленности порубочными остатками. Наличие в лесном массиве неубранных порубочных остатков повышает пожарную опасность, создает угрозу возгорания леса в результате неосторожного обращения с огнем, а также по мере высыхания способствует развитию вредоносных насекомых. В соответствии с частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, - по адресу организации, являющейся административным истцом. Прокурор на основании ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Руководствуясь ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.22 федерального закона о прокуратуре, просил:
-признать бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, по очистке лесного участка от порубочных остатков незаконным,
-возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Забайкальского края организовать работу по устранению допущенных нарушений законодательства путем очистки от порубочных остатков лесного участка, расположенного в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества, в течение 1 года с даты вступления судебного решения в законную силу.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Улётовского района Забайкальского края Полуэктова А.В., административные исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала пояснения, согласующиеся с содержанием искового заявления.
Представитель административного ответчика – Министерства природных ресурсов Забайкальского края на основании прав по должности ФИО4, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, телефонограммой просил рассмотреть дело в его отсутствие, сообщил о том, что заявленные административные исковые требования признает.
В соответствии с ч.6 ст.226 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего административного дела в отсутствии представителя административного ответчика.
Выслушав мнение административного истца, ознакомившись с позицией не явившегося в судебное заседание административного ответчика, изучив представленные документы, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление законно, обоснованно, доказано материалами дела и подлежит удовлетворению.
Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами.
В соответствии с подп.4 п.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с ч.3 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с ч.1 указанной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с ч.1 ст.60.2 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
В силу ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Правила пожарной безопасности в лесах (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N1614) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N1614) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.4 Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N1614) меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п.3 указанных Правил, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых в соответствии с частью 13 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с п.9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N1614, запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Статьей 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года N503, установлено, что Министерство природных ресурсов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области:
-регулирования отношений недропользования;
-отношений, связанных с охраной окружающей среды;
-охраны атмосферного воздуха;
-особо охраняемых природных территорий;
-охраны озера Байкал;
-государственной экологической экспертизы;
-обеспечения радиационной безопасности;
-использования атомной энергии;
-обращения с отходами;
-водных отношений;
-отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков;
-безопасности гидротехнических сооружений;
-охраны и использования объектов животного мира;
-охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
-лесных отношений.
Организация проведения очистки подвергнутых незаконной рубке лесных участков от порубочных остатков входит в полномочия административного ответчика. Организация мероприятий по очистке лесных насаждений реализуется путем включения соответствующих мероприятий в государственное задание для его выполнения государственными учреждениями, подведомственными Министерству природных ресурсов Забайкальского края.
Судом установлен факт нахождения на месте совершения незаконной рубки лесных насаждений в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества Ингодинского лесничества ГКУ «Управления лесничествами Забайкальского края» захламленности порубочными остатками, которые повышают пожарную опасность, создают угрозу возгорания леса, способствуют развитию вредоносных насекомых.
В силу пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Постановлением о возбуждении уголовного дела № установлено, что ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ГД ОМВД России по Улётовскому району Забайкальского края по заявлению начальника Ингодинского лесничества ФИО5 при наличии достаточных оснований возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица, совершившего в конце октября 2020 года в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества Ингодинского лесничества незаконную рубку 2 сырорастущих деревьев породы сосна, причинившего лесному фонду Российской Федерации ущерб на сумму данные изъяты, в деянии которого усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу № установлено, что ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ГД ОМВД России по Улётовскому району Забайкальского края производство предварительного расследования по указанному уголовному делу приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого на основании п.1 ч.1 ст.208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, административные исковые требования прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем очистки от порубочных остатков лесного участка, расположенного в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества, подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180,226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.
Признать бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края по очистке лесного участка от порубочных остатков незаконным.
Возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность организовать работу по устранению допущенных нарушений законодательства путем очистки от порубочных остатков лесного участка, расположенного в квартале 98 выделе 11 Черемховского участкового лесничества, в течение одного года с даты вступления судебного решения в законную силу.
В соответствии со статьёй 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Улётовский районный суд Забайкальского края.
Решение в окончательной форме принято 16 июня 2022 года.
Председательствующий судья О.Н.Крюкова