РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 декабря 2020 года г. Тольятти Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Шебалиной Ю.М., с участием: представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3 (по доверенности); представителя административного ответчика администрации с.п. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области – ФИО4 (по доверенности); рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-2781/2020 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации с.п. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области о признании постановления о наложении сервитута незаконным, УСТАНОВИЛ: ФИО1, ФИО2 обратились в суд с указанными требованиями. Определением Самарского областного суда от 06.10.2020 года административное дело передано по подсудности в Ставропольский районный суд Самарской области для рассмотрения. Просят суд признать недействительным постановление администрации сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута» в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, категория земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, сроком на 49 лет в целях обеспечения свободного доступа граждан к зданию, предназначенному для молитвенного собрания верующих с местоположением: <адрес>, обязать администрацию сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 и индивидуального предпринимателя ФИО2 Заявленные требования мотивированы тем, что администрация с.п. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута» установила публичный сервитут на 49 лет в целях обеспечения свободного доступа граждан к зданию, предназначенному для молитвенного собрания верующих с местоположением: <адрес> на земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, категория земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства. Сведения о публичном сервитуте внесены в ЕГРН. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 587834 кв.м, принадлежит на праве собственности истцам в равных долях, и был образован ДД.ММ.ГГГГ при разделе земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2566700 кв.м, категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, что подтверждается соглашением от 08.04.2019г., заключенного между его собственниками, прошедшим государственную регистрацию в установленном законом порядке. Административные истцы полагают, что указанное постановление администрации с.п. Мусорка является незаконным, поскольку спорный участок, на часть которого установлен публичный сервитут, располагается за пределами с.п. Мусорка, и не находится в муниципальной собственности, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали полномочия по установлению в отношении него публичного сервитута, в связи с чем требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов не соблюдены. Кроме того, использование земель сельскохозяйственного назначения для обеспечения свободного доступа граждан к зданию без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли соответствующей категории земельным законодательством не предусмотрено. Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не предусматривает возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земли населенных пунктов с целью обеспечения свободного доступа граждан к зданию, предназначенному для молитвенного собрания верующих. До настоящего времени спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения, на который установлен публичный сервитут, в другую категорию не переведен. Кроме того, имеется другие варианты обеспечения свободного доступа граждан к указанному в постановлении зданию, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №, через земельный участок с кадастровым номером № что подтверждается актом обследования недвижимого имущества, выполненным специализированной организацией ООО «Роспроект». Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку они лишены возможности использовать часть принадлежащего им земельного участка. В судебном заседании представитель административных истцов исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточенном административном исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. Представитель административного ответчика – администрации с.п. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области ФИО4 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск, просила суд отказать в его удовлетворении. Представитель заинтересованного лица министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в судебное заседание не явился, в суд представил отзыв по существу заявленных требований, просил рассмотреть административное дело без его участия, принять решение на усмотрение суда. Представители заинтересованных лиц администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области», Самарской Епархии Русской Православной Церкви в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражений по существу заявленных требований суду не представили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц. Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского дела, отзывы лиц, участвующих в деле, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований. Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. Главой 21 указанного Кодекса установлен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Согласно ст. 2 Федерального закон от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные орган местного самоуправления. В соответствии с пп. 3, 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Абз. 12 п. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 28.02.2005 № 67-ГД «Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Ставропольский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ» в пределах муниципального района Ставропольский Самарской области образовано сельское поселение Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области, включающее село Мусорка, село Пески, село Ташла, с административным центром в селе Мусорка. Согласно п. 1 ст. 6 Устава сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области местное самоуправление в поселении осуществляется в пределах границ поселения, установленных Законом Самарской области «Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Ставропольский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ» от 28.02.2005 года № 67-ГД. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона 131-Ф3 полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В соответствии с п. 2. ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление публичного сервитута в интересах местного самоуправления или местного населения. На основании п. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-Ф3 Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. В соответствии с п. 5 ст. 46 устава с.п. Мусорка Глава администрации сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области издает в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Собрания представителей поселения, постановления Администрации поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области, а так же распоряжения Администрации поселения по вопросам организации работы Администрации поселения. Согласно пунктам 5, 11 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Деятельность, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом, тем самым не обязывая осуществлять процедуры по переводу интересующих земельных участков в иные категории. При этом, обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. Как следует из материалов дела, административные истцы глава КФХ ФИО1 и ИП ФИО2 являются собственниками земельного участка (в равных долях 1/2 доля каждого) с кадастровым номером № площадью 587834 кв.м, по адресу: <адрес>. Постановлением Главы администрации сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сервитута» установлен публичный сервитут для прохода, проезда в отношении части земельных участков: 1) земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес> категория земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства; 2) земельный участок с КН: № с местоположением <адрес> южнее участка с КН №, категория земли населенных пунктов, для размещения иных объектов, допустимых в жилых зонах и не перечисленных в классификаторе. Сервитут установлен в целях обеспечения нужд местного населения (для обеспечения свободного доступа граждан к зданию, предназначенному для молитвенного собрания верующих), а именно для прохода или проезда через часть земельных участков с кадастровыми номерами: № и №, на которых расположена асфальтированная дорога местного значения, расположенная по адресу: <адрес> Указанная автомобильная дорога передана на основании Закона Самарской области от 06.12.2006 года № 159-ГД «О разграничении муниципального имущества находящегося в собственности муниципального района Ставропольский Самарской области» в муниципальную собственности сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области ( пункт 84 Перечня). Согласно сведениям Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области от 09.09.2019 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории «публичный сервитут» и присвоен №.3ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как следует из карты границ населённых пунктов, земельные участки с кадастровыми номерами № и № расположены в границах сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области. Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» закреплено понятие сельскохозяйственного производства: «...под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг». Сельскохозяйственное производство представляет собой экономическую деятельность, следовательно, критерием использования земель сельскохозяйственного назначения является их вовлеченность в экономическую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Как следует из сведений МКУ Управление сельского хозяйства муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ФИО1 и ФИО2 по данным геоинформационной системы агропромышленного комплекса Самарской области, не декларируют свою деятельность как сельскохозяйственные товаропроизводители на спорном земельном участке. Доказательств использования спорного земельного участка для сельскохозяйственных производств административными истцами в материалы дела не представлено. В соответствии с п.п. 8, 9 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Установление сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель. Иных норм, запрещающих установления публичного сервитута на землях сельскохозяйственного назначения и обязывающих осуществить перевод в иную категорию данных земельных участков, действующее законодательство не содержит. Пунктом 2 ст. 77 ЗК РФ определено, что использование земель сельскохозяйственного назначения допускается, в том числе, для размещения внутрихозяйственных дорог, а также зданий, строений и сооружений, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Стороной истца не представлено доказательств в обоснование обременительного использования, невозможности использования или нерационального использования земельного участка. Площадь земельного участка с кадастровым номером №, на который установлен публичный сервитут относительно общей площади 587834 кв.м. является незначительной - 46 кв.м., границы публичного сервитута проходят по краю спорного земельного участка, фактически занимаемой (обремененной) существующей дорогой местного значения <адрес>, деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, может осуществляется на спорном земельном участке. Согласно п. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт об установлении публичного сервитута принят административным ответчиком, в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав административных истцов не нарушают, возможности использования земельного участка истцы не лишены, как и не лишены возможности получения соответствующей компенсации за пользование сервитутом, форма и вид нормативного акта, а также соблюдение правил его введения действие, вступление в силу, также соответствуют закону, сервитут прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Самарской области, правовая экспертиза проведена. При этом, информация кадастрового инженера, содержащаяся в ООО «РОСПРОЕКТ» о наличии возможности организовать иной доступ от территории общего пользования к земельному участку с кадастровым номером №, не может являться безусловным основанием для удовлетворения исковых требований административных истцов. Кроме того, согласно пп. «а» п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к администрации с.п. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области о признании постановления о наложении сервитута незаконным - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 30.12.2020 года Председательствующий |