ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2795/18 от 22.08.2018 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Административное дело № 2а-2795/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2018 года г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Яковлевой М.В.

при секретаре Коломлине М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области о признании Тамбовской региональной общественной организации ветеранов Военно-воздушных Сил прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства Юстиции РФ по Тамбовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Тамбовской региональной общественной организации ветеранов Военно-воздушных Сил прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ. В обоснование заявленных требований указало, что Тамбовская региональная общественная организация ветеранов Военно-воздушных Сил зарегистрирована Управлением Министерства Юстиции РФ по Тамбовской области 04.11.1997 г. Запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 25.07.2003 г. за основным государственным номером 1036800005318.

В ходе плановой документарной проверки Тамбовской региональной общественной организации ветеранов Военно - воздушных Сил (далее - Организация) (акт проверки от 21.06.2017 № 68/03-2801) установлено, что Организация не соблюдает законодательство Российской Федерации: Согласно пункту 1.4 раздела 1 Устава, Организация имеет, помимо прочего, эмблему и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке. На основании статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения. Однако в нарушение вышеуказанной нормы законодательства Российское Федерации, в Уставе Организации отсутствует описание эмблемы. В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. Пунктом 4.1 раздела 4 Устава Организации установлено, что решения вопросов о внесении изменений в Устав и прекращении деятельности Организации принимается 2/3 голосов присутствующих на собрании. Однако в пункте 4.2 раздела 4 Устава перечислена исключительная компетенция Общего собрания, в которую помимо вопросов о внесении изменений в Устав и прекращении деятельности Организации входят и другие вопросы. Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Уставом Организации предусмотрены не все вопросы исключительной компетенции высшего органа управления, решения по которым должны приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов. Согласно пункту 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исключительная компетенция высшего органа общественной организации предусмотрена, в том числе, пунктом 2 статьи 65.3 ГК РФ. Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления, может быть расширен, но не сокращен. Вместе с тем, Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа управления отнесены не все вопросы, предусмотренные пунктом 2 статьи 65.3 ГК РФ. Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа. Тем не менее, уставом Организации не предусмотрен срок полномочий Председателя Правления Организации. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица осуществляется в следующий формах - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Однако пунктом 8.1 раздела 8 Устава, предусмотрено, что прекращение деятельности Организации осуществляется путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации. Таким образом, Уставом Организации не предусмотрены такие формы реорганизации, как выделение, преобразование, установленные действующим законодательством Российской Федерации. По вышеуказанным основаниям Управлением было вынесено письменное предупреждение от 21.06.2017 № 68/03-2801, для устранения нарушения установлен срок один месяц с момента получения указанного предупреждения. Однако указанные нарушения законодательства Организацией устранены не были (конверт вернулся в адрес Управления в связи с отсутствием адресата). На основании вышеизложенного, Управлением 17.01.2018 было вынесено повторное письменное предупреждение № 68/03-196, для устранения нарушения установлен срок один месяц с момента получения указанного предупреждения. Однако указанные нарушения законодательства Организацией до сих пор не устранены (конверт вернулся в адрес Управления в связи с отсутствием адресата). В соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественная организация обязана предоставить в уполномоченный орган отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании (форма ОН0003), по форме, утвержденной приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческой организаций», не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Тем не менее, указанные сведения за 2017 год Организацией до настоящего времени не представлены. Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.08.2009 № 227 А, одним из учредителей Организации, а также лицом, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, является Малюга Сергей Анатольевич. Управлению стало известно, что Октябрьским районным судом г. Тамбова 29.03.2017 был вынесен обвинительный приговор в отношении Малюги С.А. по ст. 160 ч.3, ст.159 ч.3, ст.201 ч.1, ст.159 ч.4 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения, помимо прочего, лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако до настоящего времени Малюга Сергей Анатольевич числится среди учредителей Организации, и согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17.05.2018 г. является лицом, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации. На основании вышеизложенного, административный истец в своём иске просил принять решение о признании Тамбовской региональной общественной организации ветеранов Военно-воздушных Сил прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из ЕГРЮЛ.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства Юстиции по Тамбовской области не явилась, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Согласно ч.3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Представитель административного ответчика – Тамбовской региональной общественной организации ветеранов Военно-воздушных Сил, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явился, уважительных причин неявки не сообщил.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Тамбовской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагая, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается оно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным право вы м актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия).

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.08.2018 года следует, что Тамбовской региональной общественной организации ветеранов Военно-воздушных Сил зарегистрировано Управлением Министерства юстиции РФ по Тамбовской области в качестве юридического лица 04.11.1997. Адрес места нахождения юридического лица – г. Тамбов, Урожайная, д. 2К.

Административным истцом проведена плановая документарная проверка Тамбовской региональной общественной организации ветеранов Военно - воздушных Сил.

Согласно акту проверки от 21.06.2017 № 68/03-2801 установлено, что Организация не соблюдает законодательство Российской Федерации:

- Согласно пункту 1.4 раздела 1 Устава, Организация имеет, помимо прочего, эмблему и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке. На основании статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения. Однако в нарушение вышеуказанной нормы законодательства Российское Федерации, в Уставе Организации отсутствует описание эмблемы.

- В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. Пунктом 4.1 раздела 4 Устава Организации установлено, что решения вопросов о внесении изменений в Устав и прекращении деятельности Организации принимается 2/3 голосов присутствующих на собрании. Однако в пункте 4.2 раздела 4 Устава перечислена исключительная компетенция Общего собрания, в которую помимо вопросов о внесении изменений в Устав и прекращении деятельности Организации входят и другие вопросы. Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Уставом Организации предусмотрены не все вопросы исключительной компетенции высшего органа управления, решения по которым должны приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов.

- Согласно пункту 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исключительная компетенция высшего органа общественной организации предусмотрена, в том числе, пунктом 2 статьи 65.3 ГК РФ. Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления, может быть расширен, но не сокращен. Вместе с тем, Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа управления отнесены не все вопросы, предусмотренные пунктом 2 статьи 65.3 ГК РФ.

- Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа. Тем не менее, уставом Организации не предусмотрен срок полномочий Председателя Правления Организации.

- В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица осуществляется в следующий формах - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Однако пунктом 8.1 раздела 8 Устава, предусмотрено, что прекращение деятельности Организации осуществляется путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации. Таким образом, Уставом Организации не предусмотрены такие формы реорганизации, как выделение, преобразование, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

По вышеуказанным основаниям Управлением было вынесено письменное предупреждение от 21.06.2017 № 68/03-2801, для устранения нарушения установлен срок один месяц с момента получения указанного предупреждения.

Однако указанные нарушения законодательства Организацией устранены не были (конверт вернулся в адрес Управления в связи с отсутствием адресата).

На основании вышеизложенного, Управлением 17.01.2018 было вынесено повторное письменное предупреждение № 68/03-196, для устранения нарушения установлен срок один месяц с момента получения указанного предупреждения.

Однако, указанные нарушения законодательства Организацией до сих пор не устранены (конверт вернулся в адрес Управления в связи с отсутствием адресата).

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественная организация обязана предоставить в уполномоченный орган отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании (форма ОН0003), по форме, утвержденной приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческой организаций», не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Тем не менее, указанные сведения за 2017 год организацией до настоящего времени не представлены.

В соответствии с частью 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган (на территории Тамбовской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области) об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

На основании совокупности представленных доказательств в судебном заседании достоверно установлены факты неоднократных нарушений Тамбовской региональной общественной организацией ветеранов Военно-воздушных Сил Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что является основанием для прекращения деятельности некоммерческой организации, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат полному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства Юстиции по Тамбовской области удовлетворить.

Признать Тамбовскую региональную общественную организацию ветеранов Военно-воздушных Сил прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом через Октябрьский районный суд г. Тамбова.

Судья М.В. Яковлева