ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-282/2018 от 28.02.2018 Тобольского городского суда (Тюменская область)

Дело 2а-282/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тобольск 28 февраля 2018 года

Тобольский городской суд Тюменской области

в составе:

председательствующего Ярославцевой М.В.,

при секретаре Нестеровой А.А.,

с участием

административного истца Осипова А.В.,

представителей

административных ответчиков Харламова Д.М.,

Степанова И.Н.,

Воронова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осипова Алексея Владимировича к Тобольскому таможенному посту Тюменской таможни об оспаривании действий,

У С Т А Н О В И Л:

Осипов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании действия должностных лиц Тобольского таможенного поста Тюменской таможни о запрете выпуска международного почтового отправления из под таможенного контроля незаконным, возложении обязанности разрешить выпуск международного почтового отправления .

Мотивируя требования тем, что он ДД.ММ.ГГГГ приобрел для собственных (некоммерческих) нужд в качестве физического лица в интернет-магазине <данные изъяты> серверное оборудование ASIC Ebit E9 plus, в количестве 1 шт., данный товар предназначался для использования в домашних целях, для математических и научных исчислений. ДД.ММ.ГГГГ почтовое отправление (посылка) с идентификационным номером прибыло в пункт выдачи отделения Почты России, расположенному по адресу: <адрес> с таможенным уведомлением . ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в Тобольский таможенный пост о выдаче товара МПО (Международное почтовое отправление) , прибывшего из Китая, по таможенному уведомлению . ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты получил письмо от Тобольского таможенного поста , в котором указано, что при документальном контроле со стороны таможенных органов было установлено, что данное отправление соответствует товару, который включен в раздел 2.19 единого перечня товаров «Шифровальные (криптографические) средства», к которым применяются меры не тарифного регулирования в торговле с третьими лицами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. В письме уведомили о том, что были приняты меры нетарифного регулирования, в связи с чем необходимо предоставить дополнительные документы, сведения о нотификации, либо заключение, выданное УФСБ России. Однако выполнение названных условий не представляется возможным ввиду того, что запрашиваемые таможенным постом сведения о нотификации оборудования для внесения его в Единый реестр нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих, может подавать лишь юридическое лицо (фирма изготовитель товара). ФСБ России подобных заключений не выдаёт. Ошибочным выводом должностного лица таможенного поста является вывод о том, что серверное оборудование ASIC Ebit Е9 plus содержит в себе признаки средств шифрования и криптографии, поскольку это оборудование таковым не является. ДД.ММ.ГГГГ передал в Тобольский таможенный пост свои объяснения в ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором аргументированно пояснил, что в оборудовании ASIC Ebit Е9 plus средства шифрования и криптографии отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ получил письмо от Тобольского таможенного поста , согласно которому, указанные выше объяснения не были приняты к сведению и в выпуске МПО отказано. ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику Тобольского таможенного поста Л. с жалобой на решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста по поводу намеренного затягивания сроков выдачи МПО , создания препятствий в его получении, а также несогласие с классификацией оборудования ASIC Ebit Е9 plus, как средства криптографии. По результатам рассмотрения жалобы был составлен акт , содержащий отказ в удовлетворении. Указанные выше действия должностных лиц не основаны на законе, являются необоснованными. Для более точной классификации этого оборудования необходимо иметь представление о его основной функции, то есть обладать специальными познаниями в определенной сфере в области науки и техники.

Оборудование ASIC Ebit Е9 plus является оборудованием на основе интегральных вычислительных схем ASIC и единственным свойством этого оборудования является нахождение хеш-функции SHA-256 с фиксированным алгоритмом и методом её вычисления. Оборудование ASIC Ebit Е9 plus нельзя отнести к средствам шифрования и криптографии. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 352 Таможенного кодекса Таможенного союза к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования. В связи с изложенным находит действия должностных лиц Тобольского Таможенного поста по удержанию и невыдаче, принадлежащей ему на праве собственности вещи индивидуального пользования, незаконными и необоснованными.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечена Тюменская таможня.

Определением председателя Тобольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ срок рассмотрения дела продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.120-121).

Административный истец Осипов А.В., в суде на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков Харламов Д.М., Степанов И.Н., Воронов А.А., действующие на основании доверенностей (л.д. 128-129, 37,39, 130-131) в суде с требованиями не согласны, поскольку ввезенный Осиповым А.В. товар ASIC Ebit Е9 plus подпадает под код товара О раздела ХVI группы 84 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета ЕЭАС от ДД.ММ.ГГГГ № 54. Товары с данным кодом отнесены к п.4 раздела 2.19 «Шифровальные (криптографические) средства перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и /или вывоза с таможенной территории ЕАЭС, в связи с чем, Осипову А.В. было предложено предоставить один из трех документов: техническую характеристику товара, нотификацию, разовое разрешение ФСБ, что им сделано не было. В связи с этим, было принято решение о запрете выпуска международного почтового отправления из под таможенного контроля.

Суд, заслушав объяснения сторон, проверив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему:

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно уведомления (л.д.19) в адрес Осипова А.В. поступило международное почтовое отправление из Китая, содержащее серверное оборудование ASIC Ebit Е9 plus.

Порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза регламентирован Соглашением от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза».

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 4 Соглашения от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза»:

- при ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, указанные в приложении 2 к настоящему Соглашению.

- перемещение через таможенную границу товаров для личного пользования, ограниченных к ввозу и (или) вывозу допускается при представлении таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение ограничений, выдаваемых уполномоченными органами государства - члена таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (в рассматриваемом случае органы ФСБ России).

Согласно п. 1 раздела II Приложения 2 к Соглашению от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза», при перемещении через таможенную границу любым способом ограничены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза шифровальные (криптографические) средства;

В соответствии с п. 3 Решения Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях», вопросы пересылки товаров для личного пользования регулируются иными актами таможенного законодательства Таможенного союза.

Как предусмотрено п. 5 Положения О ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС шифровальных (криптографических) средств ввоз или вывоз шифровальных (криптографических) средств осуществляется при наличии:

- сведения о включении соответствующей нотификации в единый реестр нотификаций;

- либо при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт или на импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ;

- или заключения (разрешительного документа по форме, утвержденной Решением Коллегией ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ № 45)

Согласно раздела ХVI группы 84 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" Код ТН ВЭД - блоки обработки данных, отличных от описанных в субпозиции или содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода.

Товары с данным кодом отнесены к п.4 раздела 2.19 «Шифровальные (криптографические) средства перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и /или вывоза с таможенной территории ЕАЭС.

Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицы (л.д. 46-50) почтовое отправление представляет из себя устройство, в форме металлической коробки, с одной из сторон трехконтактный разъем и переключатель, с другой стороны выходят 4 пучка проводов с пластмассовыми наконечниками (два черных, два желтых), на коробку наклеена табличка на которой указана информация о модели и характеристиках устройства. Провод питания с вилкой и трехконтактным штекером, черного цвета.

Устройство состоит из двух металлических коробок, скрепленных между собой, с множеством разъемов различных форм, с торцов одной из коробок закреплены кулеры (вентиляторы), так же коробки соединены между собой проводами. На поверхности устройства наклеена этикетка, на этикетке текст на иностранном языке. Общее количество вещей в почтовом отправлении 3 шт., в процессе досмотра проводилось взвешивание, вес брутто составил 8.025кг.(л.д.11-17).

ДД.ММ.ГГГГ Осипову А.В. направлено письмо от Тобольского таможенного поста , в котором указано, что при документальном контроле со стороны таможенных органов было установлено, что данное отправление соответствует товару, который включен в раздел 2.19 единого перечня товаров «Шифровальные (криптографические) средства», к которым применяются меры не тарифного регулирования в торговле с третьими лицами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. В письме уведомили о том, что были приняты меры нетарифного регулирования, в связи с чем необходимо предоставить дополнительные документы, сведения о нотификации, с учетом изготовителя, в т.ч. страны происхождения, марки и модели продукции, либо заключения, выданного ФСБ России (л.д.53)

ДД.ММ.ГГГГ письмом Тобольского таможенного поста Осипову А.В. отказано в выдаче разрешения на получение МПО . Рекомендовано для решения данного вопроса обратится в ФСБ России, либо предоставить информацию производителя об отсутствии у товара криптографических характеристик, в том числе, криптографическая функция которых заблокирована производителем (л.д.64-67).

Из информации Федеральной службы безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в электронно вычислительных устройствах генерации криптовалют ASIC Ebit Е9 plus обычно реализован криптографический протокол (SSH) для организации защищенного соединения, при таможенном декларировании такого оборудования, в декларациях на товары должны быть указаны сведения о зарегистрированных в установленном порядке нотификациях (л.д. 147).

Таким образом, оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности действий должностных лиц Тобольского таможенного поста Тюменской таможни о запрете выпуска международного почтового отправления из под таможенного контроля, поскольку товар ASIC Ebit Е9 plus поступивший в адрес Осипова А.В. является товаром ограниченным к ввозу на территорию Таможенного союза независимо от способа его перемещения, однако Осиповым А.В. не были выполнены требования таможенного законодательства, не предоставлены таможенному органу соответствующие документы.

Доказательств обратного административным истцом в нарушение требований ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено и судом не установлено.

При изложенных обстоятельствах заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 14, 62, 95, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Осипова Алексея Владимировича к Тобольскому таможенному посту Тюменской таможни о признании действий должностных лиц о запрете выпуска международного почтового отправления из под таможенного контроля незаконными и возложении обязанности разрешить выпуск международного почтового отправления , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тобольский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 марта 2018 года.

Судья М.В. Ярославцева