ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-282/2022 от 22.04.2022 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу ***а-282/2022

22 апреля 2022 года ***

Нижнеилимский районный суд *** в составе:

председательствующего судьи Юсуповой А.Р.,

при секретаре Беляковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

*** по административному исковому заявлению М. к финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района о признании незаконным бездействия в неисполнении исполнительного документа, обязании перечислить сумму,

УСТАНОВИЛ:

В Нижнеилимский районный суд *** обратилась М. с административным исковым заявлением к финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района о признании незаконным бездействия в неисполнении исполнительного документа, обязании перечислить сумму.

В обоснование административного иска М. указала, что на основании вступившего в законную силу решения Нижнеилимского районного суда по делу *** по иску к МДОУ детский сад «Снегурочка» о восстановлении ее на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда с ответчика в ее пользу взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с *** по *** в размере ***, компенсация морального вреда в размере *** рублей. *** ею в установленном законом порядке направлено заказным письмом в Финансовое управление администрации *** заявление о взыскании сумм, приложены банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

Финансовым управлением заявление получено ***, факт подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления. Фактически административным ответчиком ей выплачена только сумма компенсации морального вреда в сумме *** руб.

Сумма среднего заработка за время вынужденного прогула в размере *** рублей ей не перечислена по представленным реквизитам до настоящего времени. Имеет место длящееся нарушение ее прав в связи с неисполнением судебного решения. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на административного ответчика как финансовый орган администрации *** возложена обязанность по исполнению судебных решений, вынесенных судом. Считает, что до настоящего времени административный ответчик бездействует, не перечисляет взысканные судом в ее пользу денежные средства, то есть, нарушает ее права как взыскателя. Нарушение прав носит длящийся характер, поэтому срок обращения в суд ею не пропущен. Жалобу на бездействие административного ответчика в вышестоящий орган не подавала.

Просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района в неисполнении исполнительного документа, выданного на основании решения Нижнеилимского районного суда *** от ***, в части невыплаты М. взысканной судом суммы в размере ***, обязать административного ответчика перечислить М. взысканную судом сумму в размере ***.

Административный истец М. в судебном заседании не присутствовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом в соответствии со ст. 96 КАС РФ, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя Л. по доверенности, иных ходатайств не заявлено.

В судебном заседании представитель административного истца М. - Л., действующая на основании удостоверенной главой поселения доверенности от ***, сроком на один год, иск поддержала, просила удовлетворить полностью.

В судебном заседании представитель административного ответчика финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района Т., действующий на основании доверенности от ***, сроком по ***, административные исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, поскольку истцом пропущен срок для обжалования без уважительной причины. Кроме этого, представил платежные поручения, подтверждающие перечисление спорных сумм административному истцу.

Представитель заинтересованного лица администрации Нижнеилимского муниципального района, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения представителей административных истца и ответчика, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителей административного истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, на основании следующего.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от *** Закона РФ от ****** «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ****** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений иных федеральных государственных органов, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными бездействия финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие действий (бездействий) административного ответчика нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов административного истца.

Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района (далее - финансовое управление), согласно пункту 1.1 Положения о Финансовом управлении, утвержденного решением Думы Нижнеилимского муниципального района от ******, является органом администрации Нижнеилимского муниципального района (далее – администрация района), осуществляет задачи и функции по решению вопросов местного значения муниципального образования «***» в сфере бюджетного законодательства, одновременно самостоятельным юридическим лицом, согласно п. 1.3. Положения.

Основными задачами финансового управления является осуществление казначейского исполнения районного бюджета и бюджетов поселений (п.2.4 Положения).

Административным истцом оспаривается бездействия финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, а именно неисполнение исполнительного документа, в части невыплаты М. взысканной судом суммы в размере ***.

В судебном заседании установлено, что *** административным истцом М. направлено заявление в Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района о взыскании в ее пользу на основании решения *** по делу *** по иску к МДОУ детский сад «Снегурочка» средний заработок за время вынужденного прогула с *** по *** в размере ***, компенсации морального вреда в размере *** рублей.

Не оспаривалось сторонами, что административный ответчик получил указанное заявление ***.

Как пояснил представитель административного ответчика, финансовое управление в соответствии с п.п. 2, 5 Порядка работы с исполнительными документами, поступившими в финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района, являющееся приложением к приказу Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района ***-од от ***, ****** в течение пяти рабочих дней с момента поступления исполнительного документа проверили на соответствие законодательству РФ, реквизитам, внесли в программу, поручили должнику представить в управление информацию об источнике образования задолженности.

Из представленных административным ответчиком платежных документов, следует, что административному истцу М. перечислено согласно ведомости выплат на карточки *** от ***, платежному поручению *** от ***, сумма ***, по ведомости выплат на карточки *** от ***, платежному поручению *** от ***, административному истцу *** перечислено ***, по ведомости выплат на карточки *** от ***, платежному поручению *** от ***, административному истцу *** перечислено ***, платежным поручением *** от *** перечислено ***, всего *** – заработная плата.

А также М. перечислено платежным поручением *** от *** сумма в размере ***, в графе «назначение платежа» указано: «перечисление компенсации морального вреда по исполнительному листу ***».

Плательщиком во всех платежных поручениях указано: УФК по *** (Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района, МДОУ детский сад «Снегурочка» ***).

Из ответа должника начальника Департамента образования администрации Нижнеилимского муницпального района Ч. в адрес Начальника Финасового управления администрации Нижнеилимского муниципального района от ****** следует, что в связи с необходимостью оплаты исполнительно листа *** от *** и погашения задолженности перед М., в программе АС «Смета» была начислена сумма среднего заработка за время вынужденного прогула с *** по *** в сумме *** Так как за период с *** по ***М. выплачивалось пособие по сокращению на общую сумму ***************.), со стороны детского сада «Снегурочка» *** задолженность перед М. отсутствует. По данному исполнительному листу необходимо погасить только компенсацию морального вреда в сумме ***

Согласно п. 9 Порядка обязательному контролю подлежат сроки, в течение которых исполнительный лист должен быть исполнен в трехмесячный срок. Особому контролю подлежат исполнительные листы, предъявленные физическими лицами о взыскании заработной платы.

Согласно п. 4 Порядка должник должен приложить платежные документы, в случае если по данному исполнительному документу было частичное исполнение.

Таким образом, по данному исполнительному документу было частичное исполнение в *** году, административному истцу перечислена спорная сумма в размере ***, в свою очередь, административный ответчик не бездействовал при исполнении исполнительного документа в отношении М.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд возлагает на административного ответчика обязанность совершения определенных действий только при признании оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таких обстоятельств по административному делу не установлено.

Оспаривая действия финансового управления, административный истец, представитель административного истца не указали нормативные правовые акты, которым не соответствовали действия управления и нарушили права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку действия должностных лиц финансового управления по осуществление казначейского исполнения районного бюджета, соответствуют положениям приказа ***-од по финансовому управлению от *** «Об утверждении «Порядка работы с исполнительными документами, поступившими в финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района», в связи с чем суд приходит к твердому убеждению, что требования административного истца незаконны и не обоснованы.

Кроме этого, административным ответчиком заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении административного иска в связи пропуском административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд.

На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В административном иске административный истец указала, что не считает, что ею не пропущен срок давности для подачи настоящего административного искового заявления, поскольку в данном случае нарушения носят длящийся характер, так как сумма задолженность ей не перечислена.

Вместе с тем, из иска и представленных доказательств не следует невозможность обращения истца с настоящим административным иском в установленный законом срок.

Суд с доводами административного истца не может согласиться, поскольку как указано в иске, пояснил представитель административного истца, М. выплачена только компенсация морального вреда в сумме *** рублей, не указав дату перечисления.

Таким образом, М. достоверно знала о наличии перечисленных ей платежным поручением *** суммы *** рублей, именно ***, а суммы в размере ***.

Судом не принимаются доводы М. и ее представителя относительно того, что ею не пропущен срок давности для подачи настоящего административного искового заявления, поскольку в данном случае нарушения носят длящийся характер, поскольку основаны на неверном толковании.

Административный истец М. иск в Нижнеилимский районный суд направила ***, что подтверждается штампелем почтового отделения связи ФГУП «Почта России» в принятии корреспонденции, поступил в суд ***.

В связи с чем, срок для обращения М. в суд с административным иском об оспаривания бездействий административного ответчика пропущен без уважительных причин, доказательств обратного стороной административного истца не представлено, тогда как именно на нем лежит обязанность по доказыванию уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.

Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о нарушении прав и свобод административного истца М., судом не установлено.

В данном случае указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условия для удовлетворения заявленного иска отсутствуют.

На основании ст. 84 КАС РФ суд по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности и каждое в отдельности, приходит к выводу, что административные исковые требования М. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований М. к финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района о признании незаконным бездействия в неисполнении исполнительного листа, выданного на основании решения *** суда *** от *** по делу ***, в части невыплаты суммы в размере ***, обязании перечислить М.*** - отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд *** в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет изготовлено ***, с которым стороны могут ознакомиться ***.

Председательствующий Юсупова А.Р.

Мотивированное решение суда составлено: ***.