ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2842/2021 от 31.03.2021 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело №2а-2842/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2021 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Мироновой Т.В.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным бездействия в непринятии мер по организации предоставления места в дошкольном учреждении, находящегося в доступной близости от места проживания, обязании реализовать право на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления места в МБДОУ детский сад №,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика в решении вопроса устройства его дочери ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в дошкольном учреждении, находящегося в доступной близости от места проживания; обязать администрацию реализовать право несовершеннолетней дочери на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ, путем создания и предоставления в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда места в МБДОУ детский сад .

В обоснование заявленных требований указано, что его дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована в .....» ДД.ММ.ГГГГ, в качестве приоритетного был выбран детский сад , который находится в доступной близости от места проживания ребенка. ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации права ребенка на образование истец обратился в Управление образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении места в выбранном им детском саду, однако получил ответ о необходимости ожидания в очереди и об отсутствии свободных мест в выбранном им ДОУ. Ему было предложено рассмотреть МБДОУ детский сад , который не подходит семье истца, так как находится в территориальной удаленности от места проживания (.....).

Административный истец полагал, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по устройству его ребенка в дошкольное образовательное учреждение в доступной близости от места проживания, чем существенно были нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Административный истец в судебное заседание явился, на удовлетворении требований настаивал по доводам иска.

Административный ответчик - Администрация Одинцовского городского округа Московской области представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Управление образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещалось в установленном порядке.

С учетом требований ст. 150 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав доводы административного истца, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является отцом ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, а также несовершеннолетняя ФИО10, зарегистрированы по месту жительства по адресу: АДРЕС (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении места в МБДОУ АДРЕС.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО2 сообщено, что на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области», утвержденного Постановлением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, места в муниципальных детских садах АДРЕС предоставляются детям, имеющим регистрацию по месту жительства или по месту пребывания на территории АДРЕС, в соответствии с очередностью, с учетом имеющихся льгот.

Ежегодное комплектование на новый учебный год проводится автоматически, без применения ручного режима, в порядке очередности в .....» ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ при наличии свободных мест в ДОО проводится дополнительное комплектование.

ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в .....» ДД.ММ.ГГГГ в детском саду позиция , в детском саду позиция , в детском саду позиция .

При ежегодном комплектовании ДОО возраст ребенка определяется на ДД.ММ.ГГГГ нового учебного года. Возрастные категории рассчитываются автоматически. Возрастная категория ФИО11 на учебный ДД.ММ.ГГГГ год составляет от

Согласно приказа Управления образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 25.03.2020г. «О комплектовании групп муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» утверждено количество групп по возрастным категориям на учебный год: в детском саду Детские сады и не комплектовали группы возрастной категории на учебный ДД.ММ.ГГГГ год.

Группы полного дня пребывания в предпочитаемых истцом детских садах Одинцовского городского округа укомплектованы полностью, в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, свободных мест нет. Создать новые свободные места в дополнение к имеющимся без нарушения требований СанПиН 2.4.1.3049-13, а также прав и законных интересов воспитанников, зачисленных в детский сад, не представляется возможным.

Одновременно истцу сообщено, что свободное место для ФИО12 имеется в детском саду АДРЕС. Имеется возможность получить путевку в предложенный детский сад с последующим переводом в детские сады, указанные в заявлении о предоставлении места в ДОУ (л.д. ).

Из ответа Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ, зачислена в группу кратковременного пребывания в детском саду .

ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в .....» ДД.ММ.ГГГГ в детском саду позиция , в детском саду позиция , в детском саду позиция .

Группы полного дня пребывания в предпочитаемых детских садах Одинцовского городского округа укомплектованы полностью, свободных мест нет. Создать новые свободные места в дополнение к имеющимся без нарушения требований, а также прав и законных интересов воспитанников, зачисленных в детский сад, не представляется возможным.

Свободное место для ФИО15 имеется в детских садах и АДРЕС. Имеется возможность получить путевку в одном из предложенных детских садов с последующим переводом в детские сады, указанные в заявлении о предоставлении места в ДОУ (л.д. ).

Как установлено в судебном заседании, от предложенных администрацией мест в детских садах и АДРЕС ФИО2 отказался.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).

Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования в государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляется по направлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, посредством использования региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 настоящего Федерального закона.

Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Оценив вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что какого-либо незаконного бездействия в непринятии мер по организации предоставления дочери истца общедоступного дошкольного образования административным ответчиком допущено не было, поскольку несовершеннолетняя ФИО4 поставлена в соответствующую очередь на предоставление места в детском дошкольном учреждении, не предоставление места в детском саду связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца.

При этом, суд обращает внимание на то, что количество групп в дошкольном образовательном учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.

Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Действующие нормативные акты предусматривают льготы при зачислении в детские образовательные учреждения для детей отдельных категорий граждан (дети из многодетных семей; дети из семей, в которых воспитывается ребенок-инвалид или родитель является инвалидом и пр.).

Согласно пункту 21 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, направленных Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных ДОУ, родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных.

В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с ДД.ММ.ГГГГ текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях.

При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с ДД.ММ.ГГГГ следующего года (пункт 21 Рекомендаций).

Из материалов дела усматривается, что указанные Рекомендации ответчиком соблюдены, а право административного истца на предоставление его малолетнему ребенку свободных мест в порядке очередности не нарушено. Доказательств, подтверждающих предоставление места в дошкольном образовательном учреждении другому лицу с нарушением очередности, в которой состоит административный истец, в деле не имеется.

Документов, подтверждающих преимущественное право на предоставление места в детском саду в льготном порядке, ФИО2 представлено не было.

Фактически требования ФИО2 направлены на предоставление места в выбранном им образовательном учреждении – детском саду № в пешей доступности от места проживания, в обход имеющейся очереди, что не только не предусмотрено законом, но и нарушает права других лиц, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.

Полагать права ФИО2 на предоставление его ребенку места в дошкольном учреждении нарушенными не имеется, поскольку ответчик в связи с отсутствием свободных мест в выбранном истцом детском саду предлагал ему свободные места в других учреждениях – детском саду и АДРЕС, не реализованных истцом по причине территориальной удаленности от места проживания (.....).

Однако все предложенные административным ответчиком детские дошкольные образовательные учреждения находятся в транспортной доступности от места проживания ребенка, расположены на территории АДРЕС, в котором проживает административный истец с ребенком, где организовано регулярное транспортное сообщение, что не может быть расценено, как неприемлемое в данном конкретном случае для посещения ребенком группы полного дня.

При этом обязанность органа местного самоуправления обеспечить ребенка дошкольным образованием в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном в радиусе пешеходной доступности не ..... на что в обоснование административного иска ссылался истец, действующим законодательством не предусмотрена.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания ответчика допустившим незаконное бездействие, поскольку не предоставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении – детском саду , связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца. При том, что в обязанность ответчика входит предоставление ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности. Каких-либо препятствий к осуществлению права дочери истца на дошкольное образование не создано, ребенок поставлен на учет уполномоченным на то органом, а право на образование дочери при отсутствии свободных мест в детском саду административный истец имеет возможность реализовать в предложенных ответчиком вариантах детских садов.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО2 к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным бездействия в непринятии мер по организации предоставления места в дошкольном учреждении, находящегося в доступной близости от места проживания, обязании реализовать право на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления места в МБДОУ детский сад – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Т.В. Миронова