Дело № 2а-2874/2022
55RS0007-01-2022-003960-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1ФИО14 к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконными решений от 14.04.2022, от 28.04.2022 и распоряжения № 596 от 18.05.2022 об отказе в предоставлении земельного участка,
установил:
ФИО1 оглы обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконными решений от 14.04.2022, от 28.04.2022 и распоряжения № 596 от 18.05.2022 об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что 07.04.2022, 19.04.2022, 06.05.2022 ФИО1 оглы обратился в адрес департамента имущественных отношений с заявлениями о предоставлении в собственность по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:090305:401, на котором расположено строение, принадлежащее ему на праве собственности.
29.12.2021 решением Ленинского районного суда г. Омска № исковые требования ФИО1 оглы к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о сохранении нежилого строения в реконструированном состоянии, признании права на него права собственности, признании права выкупа на земельный участок и исковые требования департамента имущественных отношений Администрации города Омска к индивидуальному предпринимателю ФИО6 оглы, к ФИО12 кызы о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, а так же об обязании привести строение в исходное состояние путем сноса, запрете эксплуатации объекта капитального строительства – нежилого строения с кадастровым номером № до исполнения решения суда, удовлетворены частично. За ФИО1 оглы признано право на выкуп земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира: , , площадью 2612 кв.м. В удовлетворении остальных требований отказано. Объект капитального строительства – нежилое строение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: , используемое ФИО1 оглы, признано самовольной постройкой. В удовлетворении остальных требований отказано.
По результатам рассмотрения заявлений ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. 18.05.2022 вынесено Распоряжение № 596 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в ». Основанием для отказа стало то, что в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимого имущества, характеристики которого не соответствуют характеристикам объекта недвижимости, указанным в правоустанавливающих документах; на земельном участке с кадастровым номером № расположен одно-, двух-, трёхэтажный объект недвижимости, не принадлежащий на праве собственности заявителю; земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Земельный участок частично расположен в границах красных линий; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка. На земельном участке расположено здание, используемое для производства мебели.
Не соглашаясь с выше указанными решениями и распоряжением, полагая, что они противоречат Земельному Кодексу Российской Федерации, нарушают права и законные интересы административного истца, ФИО1 оглы указывает на то, что является собственником нежилого строения, расположенного на спорном земельном участке, на данный участок никто кроме ФИО7 не претендует, в связи с чем, ссылаясь на принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, так же считает, что имеет исключительное право на приобретение занятого объектом земельного участка.
Ссылаясь на положения ЗК РФ, КАС РФ, административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении земельного участка, решения от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении земельного участка, распоряжение департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 18.03.2022 № 596 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в Ленинском административном округе города Омска; обязать административного ответчика предоставить административному истцу в собственность земельный участок по адресу с кадастровым номером за плату без проведения торгов.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО10, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Администрация г. Омска, ФИО8 кызы.
В судебном заседании административный истец ФИО1 оглы участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия. Его представитель ФИО11, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Настаивал на наличии правовых оснований для удовлетворения заявления административного истца о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, полагал необоснованными отказы департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в удовлетворении заявления. Указал, на то, что испрашиваемый земельный участок распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 3851-р от 30.11.2007 был предоставлен в общую долевую собственность административному истцу и ФИО10, в последствии ФИО10 продал административному истцу принадлежащую ему долю в нежилом помещении. Решением Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ признано право ФИО1 оглы на выкуп указанного земельного участка. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО9, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований. Настаивал на обоснованности обжалуемого распоряжения. Указал, что по обращениям от 17.03.2022 решения об отказе в предоставлении земельных участка не принимали, заявления были возвращены. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованные лица ФИО10, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Администрация г. Омска, ФИО8 кызы о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. ФИО8 представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО1 оглы является собственником здания с кадастровым номером №, площадью 245,7 кв.м., нежилое строение, 1 этаж, 1958 года постройки по адресу: , , . Согласно выписке из Единого государственного реестра в здании расположены объекты с кадастровыми номерами №. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 612 +/- 18, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир одноэтажное строение. Почтовый адрес ориентира: , , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В границах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером №.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № исковые требования ФИО1 оглы к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о сохранении нежилого помещения в реконструированном состоянии, признании на него права собственности, признании права выкупа на земельный участок и исковые требования департамента имущественных отношений Администрации г. Омска к индивидуальному предпринимателю ФИО1 оглы, ФИО12 кызы о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, а также об обязании привести строение в исходное состояние путем сноса, запрета эксплуатации объекта капитального строительства – нежилого строения с кадастровым номером № до исполнения решения удовлетворены частично, за ФИО1 оглы признано право на выкуп земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира: , , площадью 2 612 кв.м.. В удовлетворении остальных требований отказано. Решение вступило в законную силу 22.02.2022.
07.04.2022 представитель административного истца ФИО11 в интересах административного истца обратился в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением от 17.03.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, в собственность на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, представив распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 3851-р от 30.11.2007, решение Ленинского районного суда г. Омска от 29.12.2021 по гражданскому делу №, документы о личности, доверенность.
По результатам оценки заявления и представленных документов 14.04.2022 департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес представителя административного истца направлен ответ № Исх-ДИО/5053, которым ссылаясь на положения п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ, приказа Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», направленное обращение возвращено с прилагаемыми документами, в связи с несоответствием его положениям п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ. Разъяснен порядок обращения с соответствующим заявлением и приложением документов, перечень которых утвержден приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321. Указано, что в представленном пакете документов отсутствует сообщение.
19.04.2022 представитель административного истца ФИО11 в интересах административного истца вновь обратился в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением от 17.03.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, в собственность на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, представив распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 3851-р от 30.11.2007, решение Ленинского районного суда г. Омска от 29.12.2021 по гражданскому делу №, документы о личности, доверенность, в том числе сообщение.
Вместе с тем, по результатам оценки заявления и представленных документов 28.04.2022 департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес представителя административного истца направлен ответ № Исх-ДИО/5915, которым ссылаясь на положения п.п. 1, 2 ст. 39.17 ЗК РФ, приказа Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», направленное обращение вновь возвращено с прилагаемыми документами. Указано, что в представленном пакете документов в Сообщении указан только кадастровый номер нежилого здания, адресные ориентиры здания отсутствуют.
06.05.2022 представитель административного истца ФИО11 в интересах административного истца вновь обратился в департамент имущественных отношений Администрации с заявлением от 17.03.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, в собственность на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, представив распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 3851-р от 30.11.2007, решение Ленинского районного суда г. Омска от 29.12.2021 по гражданскому делу №, документы о личности, доверенность, в том числе сообщение, в котором указаны адресные ориентиры здания.
По результатам рассмотрения заявления департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска принято распоряжение № 596 от 18.05.2022 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в Ленинском административном округе города Омска, в соответствии с которым на основании пп. 1, 4, 6, 14 ст. 39.16, ст. 39.17, 39.20 ЗК РФ, ФИО16 отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 612 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир одноэтажное строение. Почтовый адрес ориентира: , с видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В качестве основания указано, что в уполномоченный орган с заявлением обратилось уполномоченное лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В границах земельного участка расположен объект недвижимого имущества, характеристики которого не соответствуют характеристикам объекта недвижимости, указанным в правоустанавливающих документах; на земельном участке с кадастровым номером № расположен одно-, двух-, трехэтажный объект недвижимости, не принадлежащий на праве собственности заявителю; земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Земельный участок частично расположен в границах красных линий; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка. На земельном участке расположено здание, используемое для производства мебели.
Полагая данное распоряжение незаконным, нарушающим права, административные истцы обратились в суд.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского совета от 26.10.011 № 452, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска, имеющим основной целью своей деятельности эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования города Омска. Основными задачами департамента являются, в том числе, осуществление от имени муниципального образования город Омск функции управления муниципальным имуществом, защита имущественных интересов муниципального образования город Омск.
Кроме того, является органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена (уполномоченным органом), в пределах компетенции, определенной указанным Положением.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Так, в п. 1 приведенной статьи указано, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Кроме того, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 2).
Также перечень документов, которые прилагаются к заявлению, утвержден приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (п. 3).
Также в соответствии с положениями п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Аналогичные положения закреплены в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также государственная собственность, на которые не разграничена, на территории города Омска в собственность, аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов», утвержденного Постановлением Администрации г. Омска от 23.01.2020 № 17-п.
Как следует из материалов дела, изложенные требования при обращениях с заявлением 07.04.2022 и 19.04.2022, соблюдены не были, в связи, с чем заявления были возвращены без рассмотрения.
Вопреки доводам представителя административного истца решение об отказе в предоставлении земельного участка не принималось, по существу данные заявления рассмотрены не были, о чем указано в письмах департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 14.04.2022 № № и от 28.04.2022 № №.
Указание на несущественность нарушений, допущенных при подаче заявления, которые могли быть устранены представителем в короткий срок, формальном подходе к рассмотрению заявлений, не основаны на нормах права, устанавливающих четко регламентированные требования к форме и содержанию заявления, перечню представляемых документов.
При этом доказательств в обоснование утверждений на предоставление с заявлением сообщения о расположенном на земельном участке объекте недвижимости, материалами дела не подтверждено. Представленная представителем административного истца опись документов оформлена при подаче заявления 06.05.2022. В описи документов от 07.04.2022 отсутствует указание на представление сообщения.
Ссылки на невозможность подачи заявления без данного документа не состоятельны.
Применительно к изложенным положениям ЗК РФ, Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, Административного регламента предоставления муниципальной услуги, решения о возврате заявлений приняты уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленных сроков и порядка оценки представленного заявления и приложенных документов. Таким образом, установленный порядок административным ответчиком был соблюден.
В то же время при обращении представителя административного истца 06.05.2022 с заявлением в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска о предоставлении земельного участка изложенные требования соблюдены. Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались. Оснований несоблюдения процедуры подачи заявления в обжалуемом решении не содержится.
Применительно к изложенным положениям ЗК РФ, Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, Административного регламента предоставления муниципальной услуги, обжалуемое распоряжение принято уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленных сроков и порядка рассмотрения заявления. Таким образом, установленный порядок разрешения заявления о предоставлении земельных участков административным ответчиком был соблюден.
Доводы административного истца сводятся к несогласию с основаниями, изложенными в обжалуемом распоряжении, отклоняя которые суд полагает необходимым указать следующее.
Предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование осуществляется в порядке, предусмотренном главой V.1 Земельного кодекса РФ.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Положениями п. 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
При этом запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования установлен также ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования; генеральные планы.
Генеральный план содержит, в частности, положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков и наличие объектов недвижимости при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Согласно ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В силу ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно п. 34 ст. 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, территорией общего пользования является отграничиваемая красными линиями от иных территорий совокупность земельных участков (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные), которые могут включаться в состав территориальных зон и не подлежат приватизации, беспрепятственно используются неограниченным кругом лиц.
Постановлением Администрации города Омска от 30.04.2013 № 455-п «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ » утверждены границы красных линий, которые, частично пересекают земельный участок с кадастровым номером №.
Данное обстоятельство административным истцом и его представителем не оспаривалось. В судебном заседании представителем административного ответчика представлена схема местоположения земельного участка. Представителем административного истца указано на то, что административный истец не обращался в установленном законом порядке для обжалования проекта планировки в части установления красных линий на спорном земельном участке. При этом указал, что данное обстоятельство не может являться препятствием к предоставлению земельного участка.
Вместе с тем, применительно к положениям ст. 27 ЗК РФ доводы представителя административных истцов о несогласии с положениями приведенных нормативных актов, не приводят к наличию возможности административного ответчика, как муниципального органа, исполнять возложенные на него полномочия вопреки действующему нормативному правовому акту.
На момент рассмотрения заявленных требований сведений об отмене или внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 30.04.2013 № 455-п «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», в том числе в части территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок не представлено.
Кроме того, наличие иных обстоятельств, послуживших основанием для принятия обжалуемого распоряжения были установлены в ходе обследования испрашиваемого участка.
Актом осмотра земельного участка от 22.04.2022, проведенного в рамках рассмотрения обращения ФИО1 от 19.04.2022 № 6625/СОО о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», площадью 2512 кв.м., местоположение которого определено относительно нежилого здания, имеющего почтовый адрес: , Ленинском административном округе , установлено, что по периметру участок имеет комбинированное ограждение, выполненное из деревянной доски, кирпичной кладки и металлического гофрированного листа. В юго-западной и южной части ограждения установлены въездные ворота. Въезд на участок осуществляется через земли общего пользования, со стороны улицы Территория ТПК.
В границах Участка, в его центральной части, расположено одно,- двух,- трёхэтажное нежилое здание, площадью по наружному обмеру 483,7 кв. м, используемое на момент обследования ФИО1 для производства мебели. Указанное здание является результатом реконструкции одноэтажного нежилого строения площадью 245,7 кв.м, учтенного в Едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права №1.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости установлено, что в пределах нежилого строения с кадастровым номером № ранее располагалось два нежилых помещения с кадастровыми номерами №, площадью 121,2 кв. м и 124,5 кв. м соответственно. Нежилое помещение с кадастровым номером № принадлежало ФИО1 с 17.10.2016 (номер государственной регистрации права №/2), нежилое помещение с кадастровым номером № принадлежало ФИО1 со 02.04.2006 (номер государственной регистрации права №
По заявлению ФИО1 и в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № сняты с кадастрового учета 17.01.2020 и право на них прекращено, при этом ФИО13 M.О. 17.01.2020 зарегистрировано право собственности на нежилое строение с кадастровым номером №
В рамках реконструкции на названное строение ФИО1 была произведена надстройка второго и третьего этажа. Кроме того, с западной стороны к нежилому строению с кадастровым номером № было пристроено трёхэтажное здание площадью 100 кв. м, с северо-восточной стороны к нежилому строению с кадастровым номером № было пристроено одноэтажное здание площадью 138 кв. м.
По информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска установлено, что разрешений на строительство (реконструкцию) каких-либо объектов капитального строительства расположенных на земельном участке с кадастровым номером: № в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не выдавалось.
Таким образом, нежилое здание площадью по наружному обмеру 483,7 кв.м., расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии со статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает признаками самовольной постройки. Поскольку при осуществлении реконструкции нежилого строения с кадастровым номером №ФИО1 не было получено разрешительной документации, то существующий в настоящее время объект капитального строительства, состоящий из одного, двух, трех этажей, не был введен в эксплуатацию как реконструированное.
Правоустанавливающие документы на названный объект капитального строительства у ФИО1 отсутствуют.
В восточной и северо-восточной части участка расположены временные объекты (навесы), используемые ФИО1 для размещения складов. Кроме того, в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером №ФИО1 складируются пиломатериалы.
В соответствии с решением Ленинского районного суда города Омска от 29.12.2021 по делу № объект капитального строительства с кадастровым номером № признан самовольной постройкой.
Кроме того, в соответствии с указанным решением Ленинского районного суда города Омска за ФИО1 признано право на выкуп земельного участка с кадастровым номером №.
Территориальная зона, к которой отнесен земельный участок: зона ГП-3 – Зона градостроительного преобразования. Земельный участок с кадастровым номером № отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
По результатам осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером № на момент осмотра использовался ФИО1 без оформленных правоустанавливающих документов на землю. Плата за пользование земельного участка с кадастровым номером №ФИО1 не осуществляется, в связи с чем, департаментом имущественных отношений Администрации города Омска в настоящее время в отношении ФИО1 проводятся мероприятия по взысканию стоимости неосновательного обогащения за использование земельного участка. К акту осмотра приложены фотографии с места осмотра (т. 1 л.д. 226-228, 229-232).
В приведенной связи доводы представителя административного истца о незаконности и необоснованности обжалуемого распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска не нашли своего подтверждения.
Факт осуществление административным истцом на испрашиваемом земельном участке деятельности по изготовлению мебели, подтвержден представителем административного истца.
Вопреки доводам представителя административного истца решением Ленинского районного суда г. Омска от 29.12.2021 по гражданскому делу № признано не вещное право на земельный участок, а право на приобретение земельного участка.
Каких-либо иных доводов о нарушениях, допущенных административным ответчиком, а также о нарушении прав административного истца, не имеется.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Каких-либо доказательств нарушения прав административных истцов при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования ФИО1 оглы к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконными и отмене решений департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выраженных в ответах от 14.04.2022 № Исх-ДИО/5053 и от 28.04.2022 № Исх-ДИО/5915 по заявлению административного истца о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 18.03.2022 № 596 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в Ленинском административном округе города Омска; возложении на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обязанности предоставить административному истцу в собственность земельный участок за плату без проведения торгов, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1ФИО17 к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконными и отмене решений департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выраженных в ответах от 14 апреля 2022 года № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № по заявлению административного истца о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 18 марта 2022 года № 596 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в Ленинском административном округе города Омска; возложении на департамент имущественных отношений Администрации города Омска обязанности предоставить административному истцу в собственность земельный участок за плату без проведения торгов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2022 года.