ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2881/16 от 26.04.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а- 2881/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края ФИО3

при секретаре Восканян А.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации г.Сочи об обжаловании отказа в утверждении схемы границ сервитута на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратились в суд с административным иском к ответчику, в котором просит признать отказ органа местного самоуправления города-курорта Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в утверждении схемы границ сервитута на кадастровом плане территории площадью 515 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> не соответствующим нормативным правовым актам инарушающим права, свободы и законные интересы ФИО4. Обязать орган местного самоуправления города-курорта Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи утвердить схему границ сервитута на кадастровом плане территории площадью 515 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование своих требований указала следующее, что КустоваА. Н.ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МАУ «МФЦ» г. Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги 6.13 «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования». Было подано заявление о заключении соглашения об установлении сервитута согласно приложенной схемы границ сервитута на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>

Руководителем департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО2 было принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги 6.13 «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования».

ФИО4 принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. Подход и подъезд к данному земельному участку и жилому дому возможен только через земельный участок, на который требуется установить сервитут. Так же на испрашиваемом земельном участке требуется проведение многочисленных укрепительных работ. Частично работы уже произведены из-за угрозы оползня - планировочные откосы закреплены подпорными стенами из монолитного железобетона и частично обустроены дренажи. Данные мероприятия необходимы из-за неблагоприятных физико-геологических процессов представленных в виде «крипов», т.е. медленного смещения покровных грунтов.

Данным отказом нарушено право ФИО4 на установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в соответствии с ст.23 ЗК РФ и ст.274 ГК РФ для обеспечения подхода и подъезда к земельному участку и жилому дому, производства укрепительных и дренажных работ. В качестве основания для отказа указан пп.2 п.19 вышеуказанного регламента — в заявлении указывается кадастровый номер земельного участка в отношении которого необходимо установить сервитут.

Полагает, что в данном случае отсутствуют основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. В соответствии с вышеуказанным регламентом перечень оснований для отказа в предоставлении Муниципальной услуги является исчерпывающим. Все основания перечислены в п.30 Административного регламента. Полученный отказ не содержит предусмотренного основания для отказа в соответствии с п. 30 регламента.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО5, действующая на основании доверенности настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель администрации г.Сочи ФИО6 просил об отказе в удовлетворении иска в связи с обоснованностью отказа, так как земельный участок в отношении которого заявитель просит установить сервитут, не сформирован, на кадастровом учете не состоит, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано, поэтому до его оформления испрашиваемая истцом площадь 515 кв.м. не может быть предметом сервитута.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению в части.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом в силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из материалов дела установлено, что ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 531 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – ИЖС, и расположенный на данном земельном участке жилой дом общей площадью 287,5 кв.м. по адресу: <адрес>

Как указывает административный истец, подход и подъезд к данному земельному участку и жилому дому возможен только через земельный участок, на который требуется установить сервитут. Так же на испрашиваемом земельном участке требуется проведение многочисленных укрепительных работ. Частично работы уже произведены из-за угрозы оползня - планировочные откосы закреплены подпорными стенами из монолитного железобетона и частично обустроены дренажи. Данные мероприятия необходимы из-за неблагоприятных физико-геологических процессов представленных в виде «крипов», т.е. медленного смещения покровных грунтов.

ФИО4 с целью установления сервитута на часть земельного участка площадью 515 кв.м., смежного с земельным участком с кадастровым номером заказана схема границ сервитута на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, подготовленная кадастровым инженером ФИО1, квалификационный аттестат .

Согласно представленной информации об образуемом земельном участке, земельный участок площадью 515 кв.м. расположен в территориальной зоне «Ж2», входит в границы особо охраняемых природных территорий «ВД» - водоохранная зона Черного моря 500 м, входит в зону охраны лечебно-оздоровительных объектов в соответствии с Правилами землепользования и застройки г-к Сочи, детский оздоровительный комплекс «Ласточка» 300 м, санаторий «Фазатрон-С» 300 м, в зоне согласования с в/ч 54799 М (ФСО).

ФИО4ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МАУ «МФЦ» г. Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги 6.13 «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования» с целью обеспечения прохода и проезда к жилому дому, проведения укрепительных противооползневых работ, проведение дренажных работ на земельном участке.

Ответом руководителя департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги 6.13 «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования»по причине отсутствия кадастрового номера земельного участка в отношении которого необходимо установить сервитут.

В соответствии со статьями 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и 23 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

Таким образом, в силу императивного указания законодателя иски об установлении частного сервитута должны быть предъявлены к собственнику земельного участка.

Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования".

Согласно п.18 Административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель обращается с соответствующим заявлением в МАУ МФЦ города Сочи.

Согласно п.19 в заявлении указываются:2) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого необходимо установить сервитут; 5) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (образованной в соответствии с предложением или уведомлением);6) пределы сервитута в границах земельного участка (в отношении всего земельного участка или части земельного участка);7) предполагаемый срок установления сервитута;8) цель использования земельного участка и др.

Согласно п.30 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

1) заявление об установлении сервитута направлено в орган местного самоуправления, который не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка;

4) отсутствие в приложении к заявлению документов, указанных в пункте 20 административного регламента.

Отсутствие в заявлении кадастрового номера земельного участка в отношении, которого необходимо установить сервитут, является основанием к отказу в предоставлении муниципальной услуги.

Кроме того суд учитывает, что согласно п.9.3.4 Решения Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ"Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи" зоны особо охраняемых природных территорий расположены в пределах территориальных зон "РО", границы зон особо охраняемых природных территорий совпадают с границами территориальных зон "РО". Земли особо охраняемых природных территорий, расположенные в границах иных территориальных зон, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, Краснодарского края и города Сочи и не подлежат градостроительному изменению и приватизации.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Особо охраняемые природные территории» - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Пунктом 10 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионныхпроцессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий.

С учетом изложенного решение органа местного самоуправления об отказе в утверждении схемы границ сервитута земельного участка площадью 515 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> является законным и обоснованным.

Согласно положениям п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными

Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО4 к администрации г.Сочи об обжаловании отказа в утверждении схемы границ сервитута на кадастровом плане территории – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2016 года.

Судья

ФИО3

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»