УИД:45RS0023-01-2020-000263-37
Дело № 2а –288/2020 16 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е (МОТИВИРОВАННОЕ)
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.
при секретаре ТАРАСОВОЙ Е.А.
с участием заместителя прокурора Шумихинского района Курганской области ШАРИПОВА Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе Курганской области 16 июня 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Курганского транспортного прокурора к Администрации города Шумихи Шумихинского района Курганской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушение,
У С Т А Н О В И Л:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Шумихи Курганской области, указывая, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Курганской транспортной прокуратурой в результате анализа материалов прокурорского надзора и мониторинга муниципального законодательства выявлена потребность в правовом регулировании в области авиации на уровне полномочий, предоставленных органам местного самоуправления в администрации города Шумихи Шумихинского района Курганской области. Установлено, что в случае обращения пользователя воздушного пространства в орган местного самоуправления города Шумихи для получения разрешения использования воздушного пространства над населенным пунктом городом Шумиха реализовать данную муниципальную услугу не представится возможным, поскольку порядок, регламентирующий оказание данной услуги, отсутствует, услуга в реестре муниципальных услуг не зарегистрирована. Согласно ответу администрации муниципального образования г. Шумихи от 29.01.2020 Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства отсутствует, в перечень муниципальных услуг Административный регламент не включен. 31.01.2019 главе г. Шумихи внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно сообщению Администрации г. Шумихи от 01.03.2019 нарушения устранены, правовой акт принят (постановление № 85 от 21.02.2019). 11.03.2019 главе г. Шумихи принесен протест на указанное постановление главы города № 85 от 21.02.2019. 20.03.2019 в прокуратуру поступил ответ на протест, из которого следовало, что постановление главы города № 85 от 21.02.2019 отменено постановлением главы города Шумихи от 20.03.2019 № 140/1. 11.10.2019 из Администрации города Шумихи поступил проект правового акта, регламентирующий порядок выдачи разрешений. 13.12.2019 в прокуратуру поступило постановление Администрации города Шумихи от 03.12.2019 № 641 «Об утверждении Порядка выдачи разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорий города Шумихи, посадки (взлета) на расположенные в границах территории города Шумихи площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации». При этом сведения о принятии Административного регламента не указаны. 03.03.2020 в адрес главы города Шумихи сделан запрос об исполнении требований представления, разработке и утверждении административного регламента, регулирующего вопросы выдачи разрешения использования воздушного пространства над населенным пунктом г. Шумихи. 13.03.2020 в прокуратуру поступил ответ о принятии постановления Главы города Шумихи от 03.12.2019 № 641. Исходя из вышеизложенного сделан вывод, что Административный регламент в Администрации города Шумихи не принят. Лица, имеющие намерения использовать воздушное пространство над территорией населенного пункта муниципального образования в целях, не противоречащих законодательству РФ и выполнившим необходимые условия должны обратиться за разрешением в администрацию г. Шумихи. При этом отсутствие в администрации г. Шумихи установленных правил и порядка получения разрешения создает препятствие для обращения таких лиц в органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕСОрВД). Выдача разрешения на использование воздушного пространства над населенными пунктами его пользователям осуществляется органом местного самоуправления, поэтому данное действие является муниципальной услугой. Отсутствие возможности получить разрешение в администрации муниципального образования г. Шумихи подталкивает пользователей воздушного пространства на нарушение закона и использование воздушного пространства над населенным пунктом без получения разрешения из центра ЕСОрВД. Руководствуясь ст. ст. 2, 11, 14, 32 Воздушного Кодекса Российской Федерации, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, Федеральными авиационными правилами «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 № 6, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ст. ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ Курганский транспортный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации города Шумихи Шумихинского района Курганской области, выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 г.; обязать администрацию города Шумихи в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 г., включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Шумихинского района Шарипов Э.А. на удовлетворении административных исковых требований настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Шумихи Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статья 32 ВК РФ закрепляет понятие воздушного судна и его виды. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
В соответствии со ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, установлен порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
Пунктом 49 указанных Правил предусмотрено, что авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.
В силу положений Федеральных авиационных правил "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.01.2012 № 6 (далее –Федеральные авиационные правила), планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
Согласно п. 40.5 Федеральных авиационных правил разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Информация о разрешении органа местного самоуправления в виде копии документа предоставляется пользователем воздушного пространства в зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы.
Таким образом, при необходимости использования воздушного пространства над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (физическому, юридическому лицу) необходимо в обязательном порядке получить разрешение органа местного самоуправления.
Разработка порядка предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства над населенных пунктом г. Шумихи является обязанностью органа местного самоуправления-Администрации города Шумихи.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Курганской транспортной прокуратурой, установлено, что Административного регламента, содержащего порядок обращения пользователей воздушного пространства и выдачи им соответствующего разрешения, Администрацией города Шумихи не разработано и не утверждено.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Шумихи от 03.12.2019 № 641 утвержден Порядок выдачи разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией города Шумихи, посадки (взлета) на расположенные в границах территории города Шумихи площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
В силу ч. 1 ст. 11 федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 12 указанного федерального закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: 1) общие положения; 2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; 3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; 4) формы контроля за исполнением административного регламента; 5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.
Кроме того, в соответствии статья 14 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает обязательные требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.
Таким образом, законом установлены необходимые составные части регламента оказания муниципальной услуги.
Вместе с тем, в Порядке выдачи разрешения на выполнение авиационных работ, утвержденном постановлением Администрации г. Шумихи от 03.12.2019 № 641, не урегулированы исчерпывающим образом все вопросы, включенные в структуру административного регламента.
Административным ответчиком каких-либо возражений по требованиям Курганского транспортного прокурора и доказательств, подтверждающих данные возражения, суду не предоставлено.
Бездействием административного ответчика по разработке административного регламента нарушаются права граждан и юридических лиц, поскольку последние лишены возможности получить разрешение на использование воздушного пространства над городом Шумихой в органах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о признании бездействия Администрации незаконным, возложении на Администрацию города Шумихи обязанности по разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Курганского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Шумихи Шумихинского района Курганской области, выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 г.
Обязать Администрацию города Шумихи в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 г., включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 23 июня 2020 г. в 16 час. 00 мин.
Судья: О. Л. Михалева