ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-28/20 от 01.04.2021 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-8/2021

Решение

Именем Российской Федерации

01 апреля 2021 года г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Борисова В. В., при секретаре судебного заседания Кочетковой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, администрации Алатырского района Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике о признании незаконным приостановления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, устранении недостатков, послуживших приостановлению государственной регистрации перехода права собственности, восстановлении на государственном кадастровом учете земельного участка, обязании зарегистрировать переход права собственности на земельный участок,

установил:

Административный истец ФИО1, с учетом уточнений (от ДД.ММ.ГГГГ) в порядке ст. 46 КАС РФ, обратился в суд с административным иском к администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, о признании незаконным приостановления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, о возложении обязанности восстановить на государственном кадастровом учете земельный участок, обязании зарегистрировать переход права собственности на земельный участок, о возложении обязанности администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики совершить действия для устранения недостатков, послуживших приостановлению государственной регистрации перехода права собственности, мотивировав свои требования следующим.

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним (покупателем) и администрацией Кувакинского сельского поселения в лице главы администрации ФИО2 (продавцом), он приобрел в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, кадастровый квартал , площадью 10000 кв.м., стоимостью 17398 рублей. Обязанность по оплате была исполнена им полностью. Таким образом, собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение площадью 10000 кв.м., является он - ФИО1

С целью регистрации перехода права собственности, он в очередной раз ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением (вх, КУВД-) в Алатырский отдел Управления Росреестра по Чувашской Республике о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Алатырским отделом Управления Росреестра по Чувашской Республике регистрация перехода права собственности приостановлена.

Согласно этому уведомлению, основанием для приостановления регистрационных действий послужило следующее:

администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в регистрирующий орган с заявлением о переходе права собственности на данный земельный участок не обращалась;

заинтересованным лицам следует обратиться за определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) и установлением водоохраной зоны реки Ичиксы и пруда при их отсутствии на сегодняшний день;

переоформить сделку купли-продажи в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства с учетом ограничения оборотоспособности земельного участка.

С указанными выводами регистрирующего органа административный истец не согласен.

До настоящего времени границы самостоятельного водного объекта – руслового пруда на реке Ичиксы не установлены, администрация Кувакинского сельского поселения Чувашской Республики не осуществила должной осмотрительности, и не привела продаваемый объект в надлежащий вид, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «земли сельскохозяйственного использования».

В соответствии с земельным законодательством, земли, занятые водными объектами, образованные гидротехническим сооружением на водотоке (водотоки – реки, ручьи, каналы) и используемые для аквакультуры, отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.

Сам земельный участок, в период приостановления государственной регистрации права, по заявлению уполномоченного представителя администрации Алатырского района Чувашской Республики, без уведомления собственника ФИО1, выведен из оборота (снят с государственного кадастрового учета), присвоен ему статус «архивный» и, соответственно, прекратил существование как объект гражданских прав.

В виду того, что спорный земельный участок был приобретен на основании результатов открытых аукционных торгов, он (ФИО1) является добросовестным приобретателем земельного участка, а администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики не осуществила должной осмотрительности и не привела продаваемый участок в надлежащий вид, а также в виду того, что земельный участок с кадастровым номером был переведен в участок со статусом «архивный», административный истец не может осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

При снятии с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером , и уничтожением его (земельного участка), как объекта гражданских прав, без его уведомления, нарушены положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 5 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и, соответственно, его права собственника земельного участка.

Указанные обстоятельства нарушают положения гражданского законодательства о праве собственности на земельный участок и его права собственника на регистрацию перехода права собственности на спорный земельный участок.

Ссылаясь на требования ст. ст. 209, 213, 235 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 70, 77 Земельного кодекса РФ, ч.ч. 3, 4 ст. 24, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец ФИО1 просил:

обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике восстановить на государственном кадастровом учёте земельный участок с кадастровым номером ;

признать незаконным приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером

обязать администрацию Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики совершить все необходимые действия для устранения недостатков, послуживших приостановлению государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером

обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике зарегистрировать переход права собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования: сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером , расположенного по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, кадастровый квартал , площадью 10000 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением Алатырского районного суда Чувашской Республики в качестве административного ответчика привлечена администрация Алатырского района Чувашской Республики.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске с учетом дополнений. По существу спора ФИО1 дополнительно пояснил, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено. Росреестр хотел привлечь его (административного истца) к административной ответственности за то, что он пользуется земельным участком, оформленным ненадлежащим образом. С одной стороны Управление Росреестра не регистрирует переход права на земельный участок, а с другой стороны - пытается его наказать.

Вместе с тем, в постановлении мирового судьи указано, что он (ФИО1) принимал все меры для исполнения предписания о регистрации перехода права на земельный участок. Не по его вине до настоящего времени граница водного объекта не установлена. Установлением границ водного объекта занимается Министерство природных ресурсов Чувашской Республики.

Одним из пунктов отказа в регистрации права собственности является утверждение Росрреестра о том, что спорный земельный участок занимает прибрежную полосу. В Федеральном законодательстве четко определено кто и как определяет границы водного объекта. Границы устанавливаются с момента постановки объекта на кадастровый учет. И расстояние в 20 метров измеряется не линейкой, а от установленной границы водного объекта. Есть специальная технология установления границ водного объекта, и для каждого водного объекта она имеет свою специфику. До настоящего времени границы водного объекта реки Ичикса, как и, соединенного с ним, пруда, не установлены, поэтому считает, что Росреестр без законных оснований ссылается на нарушение с его стороны береговой полосы этих водных объектов.

В мотивировочной части решения Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики к ФИО1 о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным и применении последствий недействительности сделки указано, что представитель Росреестра в обоснование своих доводов о том, что спорный земельный участок захватывает береговую линию на 3-5 метров, указывает на результаты осмотра этого участка комиссией в составе главы Кувакинского сельского поселения Алатырского района ФИО2, заместителя главы администрации Алатырского района Чувашской Республики Свидетель №2 и кадастрового инженера Свидетель №1 Однако, акт об осмотре земельного участка представлен не был. Суд признал данный факт недоказанным, отказал в иске.

Ему известно, что на осмотр спорного земельного участка выезжали глава Кувакинского сельского поселения Алатырского района ФИО2, заместитель главы Администрации Алатырского района Чувашской Республики Свидетель №2 и кадастровый инженер Свидетель №1 Кадастровым инженером на местности были установлены координаты точек земельного участка и визуально комиссией определен захват земельным участком береговой полосы на протяжении 3-5 метров.

Он не согласен с этими данными комиссии, как и со схемой расположения земельных участков в месте расположения пруда, представленной представителем Росреестра в судебное заседание, поскольку береговая полоса установлена только лишь после заключения договора купли-продажи земельного участка, береговая линия реки Ичиксы не зарегистрирована в ЕГРН до настоящего времени.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – начальник межмуниципального отдела по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра - ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениям к отзыву, по существу спора пояснила следующее.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с заявлением в межмуниципальный отдел по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , приложив правоустанавливающие документы, в том числе, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Кувакинского сельского поселения Чувашской Республики в лице главы администрации ФИО2 (продавцом) и ФИО1 (покупателем).

Второй участник сделки (продавец) администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики с заявлением о переходе права собственности на этот земельный участок в межмуниципальный отдел по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра не обратился.

Росреестром была проведена правовая экспертиза представленных документов, получены ответы на запросы из Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, из которых следовало, что водоем (пруд), расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером образованный путем строительства гидротехнического сооружения на реке Ичиксы (приток реки Сура), является федеральной собственностью, земельный участок с кадастровым номером примыкает к береговой линии пруда (водоема), а, следовательно, захватывает береговую полосу шириной 20 метров в пределах границ участка.

На основе анализа правоустанавливающих документов ФИО1 на спорный земельный участок, полученных ответов из Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, сопоставления сведений о спорном земельном участке в кадастровом паспорте с публичной картой местности были установлены три основания, препятствующие государственной регистрации этого земельного участка:

администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики (другая сторона сделки) в регистрирующий орган с заявлением о переходе права собственности на данный земельный участок не обращалась;

земельный участок примыкает к береговой линии водного объекта – пруда, следовательно, захватывает береговую полосу в пределах границ земельного участка, ширина которой составляет 20 метров;

сделка купли-продажи не соответствует с требованиями земельного и водного законодательства, заключена без учета ограничения оборотоспособности (приватизации) земельного участка в составе земель водного фонда, земель общего пользования.

ДД.ММ.ГГГГ межмуниципальный отдел по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра в адрес ФИО1 направил уведомление о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок, где изложил причины, послужившие основанием для приостановления и, в целях их устранения предложил:

исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления представить в орган регистрации прав заявление о переходе права собственности на земельный участок с кадастровым номером

заинтересованным лицам следует обратиться за определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) и установлением водоохраной зоны реки Ичиксы и пруда при их отсутствии на сегодняшний день;

переоформить сделку купли-продажи в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства с учетом ограничения оборотоспособности земельного участка. В уведомлении был указан срок для устранения причин приостановления до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель межмуниципального отдела по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра считал, что действия административного ответчика по приостановлению государственной регистрации права собственности ФИО1 на спорный земельный участок основаны на законе и не нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.

ФИО1 и администрацией Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики указанные причины приостановления государственной регистрации права устранены не были.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ межмуниципальный отдел по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра сообщил ФИО1, что в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации права собственности на спорный участок, и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, ему отказано в государственной регистрации права собственности.

Этот отказ в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок ФИО1 не обжаловался.

Кроме того, спорный земельный участок в 2018 году снят с регистрационного учета по заявлению администрации Алатырского района Чувашской Республики, поэтому прекратил свое существование как объект гражданских прав.

О снятии земельного участка с регистрационного учета Управление Росреестра уведомило заявителя, а административный истец уведомлению не подлежал, так как он не являлся правообладателем данного земельного участка. Управление Росреестра все действия совершает от имени РФ, руководствуется действующим законодательством, и основным в деятельности Управления законом является Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Гражданский кодекс РФ. Границы водного объекта не установлены. Береговая полоса водного объекта в пределах земельного участка определена Водным кодексом РФ, и составляет 20 метров. Имеется публичная кадастровая карта, где указан водный объект, и в специальной программе, линейкой производятся измерения. Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики представили сообщение о том, что земельный участок захватывает береговую полосу.

Земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, сформирован в береговой полосе реки Ичикса. Спорный земельный участок примыкает к береговой линии пруда. Расстояние от границы реки до границы земельного участка с кадастровым номером составляет 1,5 метра, соответственно, в границы указанного земельного участка включается береговая полоса шириной от 18,5 м до 5,5 м, площадь наложения составляет 2291,47 кв.м.

Указанное подтверждается схемой, подготовленной на основании сведений о координатах земельного участка с кадастровым номером и цифровой топографической картой открытого опубликования масштаба 1:10000, изготовленной в программном обеспечении «MapInfo» на основе ортофотоплана масшатаба 1:10000, который сформирован из аэрофотоснимков, выполненных по результатам комплексных аэрофотосъемочных работ на территории Чувашской Республики Научно-производственным аэрогеодезическим предприятием «Меридиан+» в 2007 году (схема прилагается).

Согласно мотивировочной части решения Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики к ФИО1 о признании договора купли – продажи недействительным, кадастровым инженером Свидетель №1 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , и установлено, что он действительно захватывает береговую полосу на 3 – 5 м.

Так как границы земельного участка с кадастровым номером определены с включением береговой полосы, относящейся к местам общего пользования, это влечёт противоправное отчуждение её в частную собственность (приватизацию).

Данный факт подтверждается проведенной Управлением в 2018 году внеплановой выездной проверкой соблюдения требований земельного законодательства в отношении ФИО1, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером используется ФИО1 в отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на землю. В границах сформированного земельного участка площадью 10000 кв.м. расположена часть береговой полосы водного объекта.

Представитель административного ответчика администрации Алатырского района Чувашской Республики и представитель администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился.

Ранее, в судебном заседании представитель административного ответчика администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики ФИО4, действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал. По существу спора пояснил, что ФИО1 при подаче документов на регистрацию земельного участка, нарушена процедура, о чем Росреестр указал в уведомлении о приостановлении. Предоставление необходимых документов является правом администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района, а обязанность по обеспечению регистрации лежит на покупателе. Утверждение Росреестра о том, что сделка не была согласована с федеральными органами, не подтверждается судебными решениями. На момент предоставления ФИО1 земельного участка границы водного участка не были определены. Администрация Алатырского района Чувашской Республики передала сформированный участок, и оснований для сомнений, что данный земельный участок противоречит действующему законодательству, у администрации Кувакинского сельского поселения, при заключении договора, не было. На сегодняшний день действующим считается межевой план от 2015 год. При формировании границ земельный участок с кадастровым номером этот участок был свободен от обременения третьих лиц.

Считал, что имеет место нарушение правил регистрации перехода права собственности на земельный участок в том, что администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики своевременно совместно с ФИО1 не обратились с таким заявлением в Росреестр. Административному истцу необходимо было согласовывать с администрацией Кувакинского сельского поселения Алатырского района день совместного обращения в Росреестр.

На сегодняшний день администрация Кувакинского сельского поселения и администрация Алатырского района Чувашской Республики не возражают против регистрации перехода права собственности на этот земельный участок и совместно с ФИО1 обратиться в Росреестр.

Земельный участок, предоставленный ФИО1, в 2018 году был снят с кадастрового учета по заявлению администрации Алатырского района Чувашской Республики, поскольку в суде рассматривался иск Кувакинского сельского поселения о признании договора купли-продажи указанного земельного участка недействительным.

В настоящее время проводится работа по восстановлению на кадастровом учете спорного земельного участка. О том, что Росреестр в 2019 году приостановил регистрацию земельного участка в собственность ФИО1, администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики было известно.

Представитель заинтересованного лица Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился.

Руководитель Верхне-Волжского водного управления Федерального агентства водных ресурсов ФИО5 представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия их представителя. По существу спора указал, что в соответствии с п. 2 ст. 26 Водного кодекса РФ, в рамках переданных полномочий в области водных отношений, Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в 2016 году за счет субвенций из федерального бюджета Российской Федерации определены границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Ичикса (приток реки Сура).

Сведения о границе водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Ичиксы (приток реки Суры) внесены в Государственный водный реестр и единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения о береговой линии (границы водного объекта) р. Ичикса в настоящее время внесены в государственный водный реестр и направлены в Федеральное водное агентство (Росводресурсы) для направления в ФГБУ «ФКП Росреестра» для внесения в единый государственный реестр недвижимости в соответствии с правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацииот ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в судебное заседание не явился.

Руководитель МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области ФИО6 представила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя Управления. По существу спора указала, что возражает против удовлетворения административных исковых требований ФИО1 исходя из следующего.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, отсутствуют.

Учитывая, что спорный участок на данный момент снят с кадастрового учета, определить его местонахождение относительно водных объектов и нахождение его в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Ичикса, не представляется возможным.

В случае, если спорный участок был сформирован таким образом, что часть участка попадала в границы береговой полосы р. Ичикса, либо водоохранной зоны, то в силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка по приватизации такого земельного участка является ничтожной как сделка, нарушающая требования закона и, при этом, посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителя ответчиков администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, представителей заинтересованных лиц Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, показания свидетелей, изучив материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из указанных правовых норм следует, что для удовлетворения заявленных требований о признании недействительными решений регистрирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц этого органа необходимо установить не только их противоправность, но и нарушение ими гражданских прав, свобод и законных интересов заявителя, а также обязанность административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

При отсутствии совокупности указанных условий суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов административного дела установлено, что постановлением администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена схема расположения земельных участков, образуемых путем раздела в измененных границах земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, площадью 345500 кв.м. с разрешенным видом использования – для обслуживания пруда и плотины.

– площадью 10000 кв.м. с установлением вида разрешенного использования – по классификатору – сельскохозяйственное использование, местоположение: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение.

– площадью 10000 кв.м. с установлением вида разрешенного использования – по классификатору – сельскохозяйственное использование, местоположение: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение.

Согласно этому постановлению и межевому плану, изготовленному межевым инженером Свидетель №1, вновь образованный земельный участок 21:06:000000:228:ЗУ2 – площадью 10000 кв.м. по заявлению администрации Алатырского района Чувашской Республики был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен временный кадастровый .

Постановлением Кувакинского сельского поселения а от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером 21:06:000000:1587, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, выставлен на торги в форме аукциона.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Кувакинского сельского поселения в лице главы администрации ФИО2, действующей на основании Устава поселения (продавец), и ФИО1 (покупатель) заключили договор купли-продажи земельного участка , согласно которому продавец обязался передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, для сельскохозяйственного использования, общей площадью 10000 кв.м. (п. 1.1.). Цена участка составляет 17398 рублей (п. 2.2 договора); покупатель за свой счет обязуется обеспечить государственную регистрацию прав на земельный участок и представить копии документов о государственной регистрации продавцу (п.4.2.4 договора).

ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка, согласно которому администрация Кувакинского сельского поселения в лице главы администрации ФИО2 сдала, а ФИО1 принял земельный участок с кадастровым номером по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, а ФИО1 обязался в течение 5 дней произвести регистрацию договора купли-продажи в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике (п.2 акта).

ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике были представлены документы для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером ; расположенный по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение.

Другой участник сделки (договора купли-продажи земельного участка) администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в регистрирующий орган с таким заявлением не обращался.

В качестве основания для проведения государственной регистрации заявителем представлен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в указанный договор купли-продажи земельного участка, заключенные между администрацией Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и ФИО1, по итогам проведения аукциона.

ДД.ММ.ГГГГ межмуниципальным отделом по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра ФИО1 направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок, где изложил причины, послужившие основанием для приостановления и, в целях их устранения, предложил:

исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления представить в орган регистрации прав заявление о переходе права собственности на земельный участок с кадастровым номером ;

заинтересованным лицам следует обратиться за определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) и установлением водоохраной зоны реки Ичиксы и пруда при их отсутствии на сегодняшний день;

переоформить сделку купли-продажи в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства с учетом ограничения оборотоспособности земельного участка. В уведомлении был указан срок для устранения причин приостановления до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подан административный иск, где оспаривает правомерность принятого межмуниципальным отделом по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра ДД.ММ.ГГГГ решения по основаниям, указанным в иске.

До ДД.ММ.ГГГГФИО7 неоднократно подавал документы в регистрирующий орган для признания права собственности на указанный земельный участок. Управлением Росреестра ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения об отказе ФИО1 в проведении государственной регистрации перехода права собственности на основании заключенной с администрацией Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики сделки. Эти решения Управления Росреестра ФИО1 в установленном законом порядке не обжаловались.

В соответствии с подпунктами 3 и 5 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более, чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно статье 27 указанного Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Статья 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; положений Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза осуществляется в целях установления бесспорных оснований для проведения государственной регистрации права собственности.

В соответствии с требованиями статей 14, 15, 19, 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление процедуры государственной регистрации предполагает подачу заявлений о государственной регистрации перехода права собственности обеими сторонами договора, а также должны быть приложены иные документы, необходимые для ее проведения.

В силу пункта 3 части 3 статьи 15 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 19 Закона №218-ФЗ в случае, если право на недвижимое имущество возникает на основании сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация такого права, либо сделки может быть проведена на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что другая сторона сделки (продавец) орган местного самоуправления - администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в орган регистрации права с заявлением о проведении государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок не обращалась.

В этой связи у межмуниципального отдела по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра имелись правовые основания для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок по той причине, что продавец, орган местного самоуправления - администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, с заявлением о проведении государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок не обратилась.

Соответственно, орган регистрации прав для устранения причин приостановления правомерно предложил исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления представить в орган регистрации прав заявление о переходе права собственности на земельный участок с кадастровым номером .

Решение межмуниципального отдела по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра в указанной части не повлекло нарушение прав и законных интересом административного истца, поэтому оснований для признания незаконным приостановления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером в указанной части следует отказать.

Рассматривая требования административного истца о признании незаконным приостановления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером в остальной их части, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу положений пункта 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат приватизации земельные участки в составе земель водного фонда, земель общего пользования, включая водные объекты, земель, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством.

В силу подпункта 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

Статьей 102 этого же кодекса предусмотрено, что к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (ч.1).

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (ч.2).

Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами (пункт 1). Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом, другими федеральным законами (пункт 2).

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров (пункт 6).

Часть 8 статьи 6 Водного кодекса РФ предусматривает, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В судебном заседании установлено, что водоем (пруд), расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером , образован путем строительства гидротехнического сооружения (водопроводного сооружения) на реке Ичикса (приток реки Сура), является федеральной собственностью. В этой связи, на этот водный объект распространяются правила, предусмотренные п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, соответственно, действует запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы этого водного объекта (подпункт 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Как видно из схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела в измененных границах земельного участка с кадастровым номером утвержденной постановлением администрации Алатырского района от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенной к межевому плану земельного участка с кадастровым номером , а также увеличенного фрагмента этой схемы (представленной ФИО1), границы земельного участка с кадастровым номером вплотную примыкают к водному объекты (пруду). При этом, береговая полоса, предназначенная для общего пользования, на этой схеме и в чертеже земельного участка в межевом плане, не отображена.

Как указано выше, в силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктов 168, 215 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года № 278 обязательным этапом проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Государственный регистратор при выявлении причин, препятствующих проведению государственной регистрации, принимает меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления регистрационных действий.

В рамках выполнения указанных требований закона государственным регистратором при рассмотрении заявления ФИО1 о регистрации прав собственности на земельный участок была проведена правовая экспертиза представленных документов и направлены запросы для получения дополнительных документов (сведений) в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Верхнее-Волжское водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Из сообщения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водоем (пруд), расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером , образован путем строительства гидротехнического сооружения (водопроводного сооружения) на реке Ичикса (приток реки Сура) в 0,5 км юго-восточнее с. Кувакино Алатырского района Чувашской Республики и является федеральной собственностью.

На водном объекте реки Ичикса водоохранные зоны и прибрежные полосы не установлены.

Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщило об отсутствии информации о расположении земельного участка с кадастровым номером . При этом отметило, что согласно публично-кадастровой карте земельный участок (в пределах границ земельного участка) примыкает к береговой линии пруда, следовательно, захватывает береговую полосу, ширина которой составляет 20 метров.

Как следует из акта проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем главного государственного инспектора г. Алатырь, Алатырского и Порецкого районов по использованию и охране земель – ведущим специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Алатырскому и Порецкому районам Управления Росреестра ФИО8 (с участием ФИО1), земельный участок с кадастровым номером выделен ФИО1 с нарушением требований земельного законодательства - в границах сформированного земельного участка расположена часть береговой полосы водного объекта (пруда), находящегося в федеральной собственности. По результатам обмера границ установлено, что земельный участок используется в границах сформированного по результатам межевания в 2015 г. земельного участка площадью 10000 кв.м. На земельном участке расположены хозяйственные постройки. Строение площадью 104 кв.м. для содержания птицы расположено на расстоянии 7,2 м. от берега пруда на реке Ичикса.

Из анализа представленных для регистрации документов и ответов, полученных из указанных ведомств, государственный регистратор правомерно усомнился в том, что земельный участок с кадастровым номером сформирован в нарушение требований действующего законодательства (п. 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 6, 8 Водного кодекса РФ) – с захватом береговой полосы, ширина которой должна составлять 20 метров.

В этой связи, государственный регистратор в целях устранения причин, послуживших основаниями для приостановления регистрации права, правомерно предложил заявителю: обратиться за определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) и установлением водоохраной зоны реки Ичикса и пруда при их отсутствии на сегодняшний день; переоформить сделку купли-продажи в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства с учетом ограничения оборотоспособности земельного участка.

То обстоятельство, что на момент заключения договора купли-продажи земельного участка ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН не были внесены координаты береговой линии водных объектов реки Ичикса, водоема (пруда) и береговой полосы, не освобождало участников сделки от необходимости соблюдения требований действующего законодательства в части запрета на приватизацию береговой полосы водоема (пруда).

Обязанность доказывать обстоятельства в той части, что границы спорного земельного участка сформированы за пределами береговой полосы водного объекта, лежит на участниках сделки по отчуждению федерального или муниципального имущества в частную собственность.

Такие доказательства администрация Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики (продавец) и ФИО1 (покупатель) государственному регистратору и в суд не представили.

Государственному регистратору ФИО9 был представлен договор пользования рыбоводным участком -АУ от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству предоставляет во временное пользование для осуществления вида товарной аквакультуры (товарного рыболовства) – пастбищной аквакультуры рыбоводный участок – малое водохранилище на реке Ичикса.

Наличие указанного договора аренды малого водохранилища (пруда) на реке Ичикса также не освобождает ФИО1 от соблюдения требований действующего законодательства (п. 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Водного кодекса РФ).

Указанный договор пользования рыбоводным участком не может являться документом, подтверждающим его право на приватизацию земельного участка в пределах береговой полосы.

Согласно этому договору для осуществления любительского и спортивного рыболовства требуется согласие пользователя рыбоводным участком, переданным ему в пользование, но полоса земли вдоль береговой линии водного объекта - береговая полоса предназначается для общего пользования.

Ссылка административного истца на положения ст. 77 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон об аквакультуре (рыбоводстве) от 2 июля 2015 г. №148 ФЗ, в данном случае неуместна, поскольку вопросы предоставления земельных участков регулируется исключительно Земельным и Водным кодексами РФ. При этом положения ст. 77 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон об аквакультуре (рыбоводстве) от 2 июля 2015 г. №148 ФЗ, определяют состав земель сельскохозяйственного назначения, порядок их использования и не регулирует порядок приобретения прав на указанный земельный участок.

В указанных нормах не содержатся правила, исключающие применение положений ст. 6 Водного кодекса РФ к водным объектам (малым водохранилищам), образованным на реке, используемым для рыболовства.

Поскольку река Ичикса (приток реки Сура), малое водохранилище (пруд), являются объектами общего пользования, доступ к данным водным объектам общего пользования и береговой полосе должен быть свободен. Следовательно, пользование рыбоводным участком (малым водохранилищем) не предусматривает приватизацию береговой полосы, поэтому у истца не имеется правовых оснований для регистрации права собственности на заявленный земельный участок – береговую полосу водного объекта.

Кроме того, из сообщения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике-Чувашии» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРН имеются сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Ичикса, расположенной на территории Алатырского района Чувашской Республики. Реестровые номера объектов и , соответственно. Текстовые и графические описания данных объектов реестра границ подготовлены ООО НПП «Инженер» ДД.ММ.ГГГГ. Граница береговой линии реки Ичикса в ЕГРН отсутствует. Документы на внесение в ЕГРН сведений о береговой линии данного водного объекта в филиал не поступали.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в государственной регистрации права, в связи с отсутствием правовых оснований для государственной регистрации права собственности на заявленный земельный участок. Указанный отказ в регистрации ФИО1 не обжалован.

Свидетель ФИО10 показал, что ранее работал первым заместителем главы администрации Алатырского района Чувашской Республики - начальником отдела по сельскому хозяйству и экологии.

Осенью 2019 г. в период рассмотрения гражданского дела по иску администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района к ФИО1 о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным выезжал на осмотр спорного земельного участка с главой Кувакинского сельского поселения ФИО2 и кадастровым инженером Свидетель №1, ранее составившим межевой план на этот земельный участок. Целью поездки был осмотр земельного участка, определение месторасположение участка на местности. Кадастровый инженер Свидетель №1 с помощью геодезических приборов показал координаты точек границы земельного участка, которые указаны в межевом плане, чтобы на местности определить, как расположен данный участок по отношению к водоему (пруду). Свидетель №1 определил три точки, которые были ближе к воде, и он (Свидетель №2) произвел измерение вынесенных точек координат до бровки обрыва. В одном месте расстояние составило 50 см., в другом - несколько метров. Было сделано несколько фотографий и рабочие записи, которые должны храниться в администрации Алатырского района Чувашской Республики. Эти точки координат границы земельного участка расположены к водоему ближе чем на 20 метров. Это видно и по межевому плану, и визуально. Расстояние от границы земельного участка до водного объекта измерял с помощью рулетки, от точки до верхней бровки обрыва. Измерения производились только до бровки обрыва, расстояние до уреза воды не измеряли.

Свидетель Свидетель №1 - кадастровый инженер, показал, что в 2015 году проводил межевание земельного участка, который впоследствии был куплен ФИО1 у администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики. Осенью 2019 года по просьбе администрации Алатырского района Чувашской Республики совместно с ФИО11 и ФИО2 выезжал на этот земельный участок для выноса точек координат границ земельного участка. По точкам координат земельного участка, определенным ранее картометрическим способом, внесенным в реестр, он загрузил в специальный прибор, который настроен на систему координат, на местности установил точки координат границы земельного участка, которые расположены вблизи водоема (пруда). Данные точки в воду не попали. Расстояние от точек до воды не измеряли, только определили попадание точек координат в воду. Визуальное расстояние от этих точек до воды в среднем составило не более 10 метров. На момент формирования земельного участка, какие-либо ограничения или обременения в отношении спорного земельного участка не были зарегистрированы.

Оснований сомневаться в объективности показаний этих свидетелей суд не усматривает.

Из текста отзыва Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о границе водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Ичиксы (приток реки Суры) внесены в Государственный водный реестр и единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17.

Сведения о береговой линии (границы водного объекта) р. Ичикса в настоящее время внесены в государственный водный реестр и направлены в Федеральное водное агентство (Росводресурсы) для направления в ФГБУ «ФКП Росреестра» для внесения в единый государственный реестр недвижимости в соответствии с правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 апреля 2016 г. №377. В подтверждение этого к отзыву приложены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов (форма 2.13 – гвр) и сведения о местоположении береговой линии(границы водного объекта (форма 1.8.1 – гвр), где отражено, что протяженность водного объекта – реки Ичикса составляет 20 км.

Как следует из представленного Управлением Росреестра фрагмента цифровой топографической карты (схемы) на территорию <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Чувашская Республика. Алатырский район. Кувакинское сельское поселение, сформирован в береговой полосе реки Ичикса.

Расстояние от границы реки до границы земельного участка с кадастровым номером составляет 1.5 метра, соответственно в границы указанного земельного участка включается береговая полоса шириной от 18,5 м. до 5,5 м., площадь наложения составляет 2291,47 кв.м.

Указанная схемой, подготовлена на основании сведений координатах земельного участка с кадастровым номером цифровой топографической карты открытого опубликования масштаба 1:10000, изготовленной в программном обеспечении «МарInfo» на основе ортофотоплана масштаба 1:10000, который сформирован из аэрофотоснимков, выполненных по результатам комплексных аэрофотосъемочных работ на территории Чувашской Республики Научно-производственным аэрогеодезическим предприятием «Меридиан+» в 2007 году.

Основания для сомнений в достоверности сведений о расположении спорного земельного участка с захватом береговой полосы водоема (пруда), изложенных в этом фрагменте цифровой топографической карты, суд не находит, поскольку содержит ссылки на источники его составления. Административным истцом иные доказательства, опровергающие эти сведения, не представлены.

Изложенные доказательства подтверждают тот факт, что спорный земельный участок сформирован без учета требований действующего законодательства (п. 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Водного кодекса РФ) - в береговой полосе реки Ичикса и водного объекта (малого водохранилища, пруда).

Таким образом, имеющиеся в органе регистрации прав документы свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером , был сформирован с нарушением требований водного и земельного законодательства, то есть без учета береговой полосы по линии водного объекта, что и послужило основной причиной приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права собственности.

Приостановление государственной регистрации при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является правомерным и допустимым результатом правовой экспертизы представленных документов, не нарушает прав и законные интересы административного истца.

Исходя из требований части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям статьи 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, а также пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», заявление о признании недействительными решений государственных органов, действий должностных лиц может быть удовлетворено лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При отсутствии совокупности указанных условий суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

ФИО1 не приведены нормы права, которые были нарушены ответчиком при принятии решения о приостановлении регистрационного действия, не предоставлены доказательства нарушения его имущественных прав, состоящих в причинно-следственной связи с действиями ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, в этой связи административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется в отношении недвижимого имущества, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Исходя из содержания части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.

По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, прекратил существование как объект гражданских прав.

Судом установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , временный характер носили сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет образованного объекта недвижимости. Согласно указанной норме закона такие сведения утрачивали временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Согласно части 7 статьи 72 Закона о регистрации в течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости, в результате преобразования которого был образован такой объект недвижимости. В случае если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующе земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками орган, государственной власти или органа местного самоуправления.

Исходя из положений части 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекс Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территории сельского поселения, входящего в состав муниципальной района, осуществляется органом местного самоуправления этого муниципального района.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, и имеет статус «временный», указанный земельный участок был снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления уполномоченного лица - администрацией Алатырского района Чувашской Республики. В этой связи государственный регистратор не обязан был извещать ФИО1 о снятии указанного земельного участка с государственного кадастрового учета, поскольку его права на этот участок на тот момент не были зарегистрированы. Соответственно, требования административного истца о восстановлении на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером , удовлетворению не подлежат.

Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики к ФИО1 о признании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и ФИО1 недействительным; о применении последствий недействительности сделки: обязании ФИО1 возвратить земельный участок с кадастровым номером администрации Алатырского района Чувашской Республики, администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики возвратить уплаченную сумму по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО1, отказано.

Утверждение административного истца в той части, что это решение имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора в той части, что установлен факт отсутствия с его стороны захвата береговой полосы водного объекта, суд не принимает во внимание. В указанном решении судом была дана оценка доказательств, исключительно, исходя из требований о признании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и ФИО1 недействительным. Оценка правомерности действий государственного регистратора в части оценки правоустанавливающих документов для целей регистрации перехода права на спорный земельный участок указанное решением суда не содержит.

Требование административного истца ФИО1 к Управлению Росреестра по Чувашской Республике: об обязании зарегистрировать переход права собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, с кадастровым номером: , в собственность ФИО1; к администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, администрации Алатырского района Чувашской Республики об устранении недостатков, послуживших приостановлению государственной регистрации перехода права собственности к ФИО1 на приобретенный земельный участок с кадастровым номером: , являются производными от основного требования - о признании незаконным приостановления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером .

Поскольку требования административного истца по основному требованию суд признал необоснованными, соответственно, нет оснований и для удовлетворения указанных требований, производных от основного требования.

Более того, требования ФИО1 к администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, администрации Алатырского района Чувашской Республики об устранении недостатков, послуживших приостановлению государственной регистрации перехода права собственности на приобретенный земельный участок с кадастровым номером: , заявлены неконкретно. Вопрос о способах и порядке устранения участниками сделки недостатков, послуживших приостановлению государственной регистрации перехода права собственности на приобретенный земельный участок, не является предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела.

Руководствуясь статьями 175-180, 286-294 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1:

к администрации Кувакинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, администрации Алатырского района Чувашской Республики об устранении недостатков, послуживших приостановлению государственной регистрации перехода права собственности к ФИО1 на приобретенный земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, Кувакинское сельское поселение, кадастровый квартал , площадью 10000 кв.м.;

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике:

о признании незаконным приостановления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером

о восстановлении на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером ,

обязании зарегистрировать переход права собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, с кадастровым номером: , расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, Кувакинское сельское поселение, кадастровый квартал , площадью 10000 кв.м., в собственность ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.