Дело № 2а-2912/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2018года г. Омск
Советский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Бузуртановой Л.Б.,
при секретаре Максименко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к 7 отделению по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области о признании незаконным действий по возврату документов, возложении обязанности произвести постановку ФИО2 на регистрационный учет по месту пребывания в соответствии с волеизъявлением заявителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к 7 отделению по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области о признании незаконным действий по возврату документов, возложении обязанности произвести постановку ФИО2 на регистрационный учет по месту пребывания в соответствии с волеизъявлением заявителей, указав, что 30.07.2018г. ФИО1 обратился в филиал бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Центрального административного округа г. Омска» с целью постановки на регистрационный учет по месту пребывания ФИО2 При подаче документов присутствовала второй заявитель – ФИО2 с необходимыми документами. Специалист филиала БУ «МФЦ» ЦАО г. Омска приняла документы для передачи в компетентные органы. Вместе с тем, 7 отделение по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области отказало заявителю ФИО2 в совершении требуемого действия. При этом, письменный ответ ей не предоставили. 07.08.2018г. административный истец обратился к руководителю 7 отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области <данные изъяты> с требованиями дать письменный ответ по результатам предоставленных ФИО2, ФИО1 через филиал БУ «МФЦ» ЦАО г. Омска документов для постановки ФИО2 на регистрационный учет по месту пребывания; признать незаконным возврат сотрудниками МВД России по Омской области предоставленных ФИО2, ФИО1 через филиал БУ «МФЦ» ЦАО г. Омска документов для постановки ФИО2 на регистрационный учет по месту пребывания; обязать сотрудников отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области зарегистрировать ФИО2 по месту пребывания в соответствии с волеизъявлением заявителей. В устной форме административному истцу было разъяснено, что требования не подлежат удовлетворению. Полагает, что указанные действия сотрудников отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области нарушают права ФИО1 Административный истец ФИО1, на основании доверенности 77 АВ 2450430 от 13.10.2016г., вправе представлять интересы собственника квартиры № <данные изъяты> в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросу постановки на регистрационный учет по месту пребывания ФИО2, в связи с чем поверенный вправе подавать заявления, ходатайства, справки, удостоверения и другие документы, оплачивать сборы, пошлины, расписываться и совершать иные действия, связанные с выполнением поручения. Просит признать незаконным возврат сотрудниками 7 отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области предоставленные ФИО2 и ФИО1 через филиал БУ «МФЦ» ЦАО г. Омска 30.07.2018 г. документы для постановки ФИО2 на регистрационный учет по месту пребывания и возложить на административного ответчика обязанность произвести постановку ФИО2 на регистрационный учет по месту пребывания в соответствии с волеизъявлением заявителей.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что он был на приеме у начальника 7-ого отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области, который пояснил, что по представленным документам нельзя поставить на регистрационный учет ФИО2, так как необходимо нотариальное согласие собственника квартиры. Он обжаловал действия начальника 7-ого отделения, но с ответом на жалобу не согласен. Считает, что нотариальная доверенность является одновременно и согласием собственника жилого помещения, дающим основание для постановки на регистрационный учет по месту пребывания. Полагает, что его права, как заявителя нарушены действиями ответчика, так как он обращался с заявлением лично, будучи наделенным полномочиями собственником жилого помещения. Также поддержал доводы письменных пояснений.
Представитель административного соответчика УМВД России по г. Омску, привлеченного к участию в деле на основании определения суда, - Май А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административного иска. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.
Представитель административного соответчика, УМВД России по Омской области, привлеченного к участию в деле на основании определения суда, - ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала представленный в материалы дела письменный отзыв. Суду пояснила, что УМВД России по Омской области является ненадлежащим ответчиком.
Заинтересованные лица ФИО2, представитель БУ Омской области «МФЦ предоставления Государственных и муниципальных услуг» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом. От представителя БУ Омской области «МФЦ предоставления Государственных и муниципальных услуг» поступил письменный отзыв с просьбой о рассмотрении дела без его участия.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 27 Конституции РФ и международными пактами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
Статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» установлено, что регистрация гражданина по месту пребывания – постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина РФ и о его нахождении в данном месте пребывания.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) является одновременное несоответствие его закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Суд установил, что в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг прием заявлений и документов для осуществления регистрационного учета осуществляется в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным между МФЦ и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области от 27.01.2017г. № согл-19 и административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012г. № 288.
Согласно пункту 33 Административного регламента, лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
В соответствии с п. 11 Порядка предоставления государственной услуги, являющимся приложением № 6 к соглашению от 27.01.2017 года № согл-19, заявления и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, принятые специалистами МФЦ, передаются для их рассмотрения уполномоченному должностному лицу подразделения по вопросам миграции на следующий рабочий день со вторника по пятницу курьером в папках, сформированных для подразделений по вопросам миграции, с вложенным реестром передачи документов, составленном в двух экземплярах, один из которых с отметкой (подпись, фамилия, инициалы, дата) должностного лица подразделения по вопросам миграции о приеме документов, возвращается в МФЦ.
В судебном заседании установлено и не оспораривалось сторонами, что собственником квартиры № <данные изъяты> является <данные изъяты> который зарегистрирован и проживает по адресу: <данные изъяты>.
13.10.2016г. ФИО4 выдал нотариальную доверенность сроком на 3 года, которой уполномочил ФИО1 быть его представителем по вопросу постановки на регистрационной учет по месту пребывания в принадлежащей ему квартире <данные изъяты> гражданки ФИО2
30.07.2018г. ФИО1 и ФИО2 обратились в филиал бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» - «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Центрального административного округа г. Омска» с документами для постановки на регистрационный учет по месту пребывания ФИО2 Специалист филиала БУ «МФЦ» ЦАО г. Омска приняла документы для передачи в компетентные органы.
31.07.2018г. указанное заявление с пакетом документов было передано в 7 отделение по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области для рассмотрения по существу. Согласно пояснением административного истца, указанные документы были возвращены заявителю.
07.08.2018г. административный истец обратился в Управление по вопросам миграции на территории УМВД России по Омской области с требованиями признать незаконным возврат сотрудниками МВД России по Омской области предоставленных ФИО2, ФИО1 через филиал БУ «МФЦ» ЦАО г. Омска 30.07.2018г. документов для постановки на регистрационный учет по месту пребывания ФИО2; обязать сотрудников отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области произвести постановку на регистрационный учет по месту пребывания ФИО2 в соответствии с волеизъявлением заявителей.
21.08.2018г. Управлением по вопросам миграции на территории УМВД России по Омской области ФИО1 был дан письменный ответ, из которого следует, что при предоставлении необходимых документов вопрос о регистрации ФИО2 будет решен положительно. Разъяснено право на обжалование указанного решения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах.
Приказом МВД России от 31.12.2017г. № 984 утвержден "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", которым предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Согласно п. 40 «Административного регламента», для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту пребывания оформляется в одном экземпляре и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.
Заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Бланк заявления о регистрации по месту пребывания заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.
Заявление о регистрации по месту пребывания представляется лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случаев подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, почтового отправления.
Согласно п. 41 «Административного регламента» одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель представляет следующие документы:
41.1. Паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).
41.2. Документ, являющийся основанием для временного проживания в
жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином
государственном реестре недвижимости. При предъявлении документа, являющегося основанием для временного проживания в жилом помещении, удостоверенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, или его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не удостоверяется, подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя в нем удостоверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства).
41.4. Письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости). Согласие на временное проживание гражданина в жилом помещении удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
В пункте 58 «Административного регламента» сказано, что основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
58.1. Нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению.
58.2. Отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.
59. Установленное в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничение на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно п. 10 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713, регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания
гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма),
социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной
регистрации права на жилое помещение или заявление лица,
предоставляющего гражданину жилое помещение).
В соответствии с п. 11 Правил, лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что действия сотрудников отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области по возврату предоставленных ФИО1 и ФИО2, документов для постановки на регистрационный учет ФИО2 нарушают права ФИО1
Указанные доводы суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По смыслу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Статьей 182 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Как установлено судом, <данные изъяты> 13.10.2016г. выдал ФИО1 нотариальную доверенность сроком на 3 года, которой уполномочил его быть представителем по вопросу постановки ФИО2 на регистрационной учет по месту пребывания в принадлежащей ему на праве собственности квартире, находящейся по адресу: <данные изъяты>
30.07.2018г. ФИО1 и ФИО2 обратились в БУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Центрального административного округа г. Омска» с целью постановки на регистрационный учет по месту пребывания ФИО2 Специалист филиала БУ «МФЦ» ЦАО г. Омска приняла документы для передачи в компетентные органы.
Таким образом, право ФИО1 на представление интересов ФИО4 при подаче документов для регистрации по месту жительства и пребывания ФИО2, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО4 нарушено не было. Напротив, специалист филиала БУ «МФЦ» ЦАО г. Омска приняла указанные документы для передачи в компетентные органы.
Поскольку ФИО1 не является собственником жилого помещения, в котором требовалось зарегистрировать ФИО2 по месту пребывания, а лишь выступал в интересах собственника на основании предоставленных ему полномочий, отсутствуют основания утверждать, что возврат документов без осуществления регистрации ФИО2 по месту пребывания нарушает права истца, как собственника жилого помещения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиком его прав и законных интересов.
Кроме того, приказом УМВД России по Омской области от 29.08.2017 № 648 утверждено Положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску.
В соответствии с п. 3 Положения Управление внутренних дел по городу Омску входит в состав органов внутренних дел, подчиняется Управлению внутренних дел Российской Федерации по Омской области и осуществляет свою деятельность в пределах границ города Омска согласно утвержденной Министром внутренних дел Российской Федерации схеме размещения территориальных органов.
В структуру УМВД России по городу Омску входят отделы и пункты полиции, реализующие задачи и полномочия органов внутренних дел на территории обслуживания.
В силу п. 18 Положения, УМВД России по городу Омску является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, выступает истцом и ответчиком в суде. Отделы внутренних дел в административных округах г. Омска являются структурными подразделениями территориального органа - УМВД России по городу Омску.
Как следует из искового заявления, оспариваемые действия совершены сотрудниками 7 отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области, тогда как фактически указанное подразделение является 7 отделением по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по г. Омску, находящимся в оперативном подчинении отдела полиции № 10 УМВД России по городу Омску и в прямом подчинении отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Омску.
В соответствии с п. 2 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017г. № 984, регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения.
Таким территориальным органом на территории города Омска является Управление Министерства внутренних дел по городу Омску. В структуру УМВД России по городу Омску входит отдел по вопросам миграции УМВД России по городу Омску, который через свои отделения, расположенные в административных округах города Омска, реализуют задачи и полномочия органов внутренних дел в сфере миграции, в том числе функции по регистрационному учету граждан Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО1, при подаче заявления для постановки ФИО2 на регистрационный учет по месту пребывания, не было представлено нотариально заверенное согласие собственника жилого помещения ФИО4, или его копия, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
Согласно ответу Управления по вопросам миграции на территории УМВД России по Омской области от 21.08.2018г. на жалобу ФИО1, при предоставлении необходимых документов вопрос о регистрации ФИО2 будет решен положительно.
Указанное свидетельствует о том, что действия 7 отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по г. Омску, выразившиеся в возврате документов для постановки ФИО2 на регистрационный учет по месту пребывания, соответствуют требованиям приведенных выше норм права, в связи с чем, основания для возложения на административного ответчика обязанности произвести постановку ФИО2 на регистрационный учет по месту пребывания по месту пребывания в соответствии с волеизъявлением заявителей отсутствуют.
При данных обстоятельствах суд считает, что доводы истца о незаконности действий 7 отделения по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по г. Омску не нашли своего подтверждения, поскольку доказательств в обоснование заявленных требований суду не представлено.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2010 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суд должен иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).
Пункт 28 названного Постановления содержит разъяснение, согласно которому заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, подлежит удовлетворению в случае, если будет установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая изложенное, а также то, что истцом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми действиями его прав и свобод, доводы административного иска нельзя признать состоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 117, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований административного истца ФИО1 к 7 отделению по вопросам миграции на территории ЦАО г. Омска УМВД России по Омской области отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья подпись Л.Б. Бузуртанова
Мотивированное решение составлено 12.09.2018г.
Копия верна:
Судья Л.Б. Бузуртанова
Секретарь О.И. Максименко