Дело № 2а-291/2022 <данные изъяты>
УИД: 29RS0021-01-2022-000309-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 14 марта 2022 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А.,
при секретаре Сахарове Д.Н.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника Онежского прокурора по соблюдению законов в исправительных учреждениях ФИО3,
представителя административных ответчиков ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк административное дело по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, устранении допущенных нарушений, и возложении на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации, Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение,
установил:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, №, Учреждение), Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, устранении допущенных нарушений, и возложении на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации, Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение Российской Федерации по Архангельской области обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение. В обоснование требований ссылается на то, что при проведении анализа исполнения администрацией ФКУ № УФСИН России по Архангельской области внесенных на основании ст. 24, 32, 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» представлений об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации выявлены систематические нарушения, которые не устраняются. Так, в адрес начальника ФКУ № УФСИН России по Архангельской области были внесены представления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных нарушений. В ходе плановой проверки ФКУ № УФСИН России по Архангельской области в январе 2022 года все ранее выявленные нарушения прокуратурой обнаружены повторно, что свидетельствует о бездействии ФКУ № УФСИН России по Архангельской области. Не устранение выявленных нарушений может повлечь причинение вреда здоровью осужденных, обострение режимной обстановки в исправительном учреждении или иные тяжкие последствия. Кроме того, умышленное не устранение ответчиком нарушений, выявленных прокуратурой, как одним из гарантов законности в сфере уголовно-исполнительного законодательства, подрывает авторитет Российской Федерации. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ и иными федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Просит признать незаконным бездействие ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложить на ФСИН России обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения УФСИН России по Архангельской области для проведения следующих мероприятий в №: установить в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны входа в отряд СУОН колонии решетчатые двери; оборудовать в здании ШИЗО колонии рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест; оборудовать в гардеробной общежития отряда № колонии стеллаж для обуви с ячейками из расчета 1 ячейка на человека; оборудовать в столовой колонии туалет для посетителей; оборудовать эвакуационный выход из общежития отряда № колонии дверью, открывающейся по направлению выхода из здания; оборудовать помещения столовой колонии: комнату отдыха поваров, помещение заведующего столовой, обеденный зал, помещение для нарезки и выдачи хлеба, овощной, мясной, рыбный, горячий цеха, моечное отделение приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением; оборудовать помещения столовой колонии: комнату отдыха поваров, туалет для работников столовой, туалет для посетителей, помещение для нарезки и выдачи хлеба, мясной цех шкафами (стойками) для уборочного инвентаря; оборудовать умывальники, расположенные в обеденном зале столовой колонии горячим водоснабжением, установить в камере № ШИЗО ИУФКП на стене у двери переговорное устройства для осуществления двусторонней связи; установить в спальном помещении и душевой ИУФКП вытяжную вентиляцию. Возложить на УФСИН России по Архангельской области обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения № для выполнения указанных мероприятий. Обязать № в течение двух лет с момента поступления материально-технического и финансового обеспечения выполнить указанные выше мероприятия.
Представитель административного истца – старший помощник Онежского прокурора по соблюдению законов в исправительных учреждениях ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования в части признания незаконным бездействия ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений ст. 101 УИК РФ, п. 162 Порядка № 696, а именно не подведения горячего водоснабжения к умывальникам, расположенным в обеденном зале столовой колонии, возложении на ФСИН России обязанности по организации материально-технического и финансового обеспечения УФСИН России по Архангельской области для проведения указанного мероприятия в ИК-29, возложении на УФСИН России по Архангельской области обязанности по организации материально-технического и финансового обеспечения № и обязании № в течении двух лет с момента поступления материально-технического и финансового обеспечения выполнить указанное мероприятие не поддержал, в остальной части административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ).
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Таким образом, государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных, а также соблюдение ими порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей. Реализация этих прав, обязанностей, соблюдения режимных требований, возлагается на администрацию исправительного учреждения, где они отбывают наказание.
Положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации прокурор вносит представление об устранении нарушений закона, а должностное лицо, в адрес которого внесено представление, в течение месяца со дня внесения такового должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания осужденных подлежат обязательному исполнению администрацией.
Судом установлено, что ФКУ № УФСИН России по Архангельской области является юридическим лицом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, и действует согласно Уставу, утвержденному приказом ФСИН России от 28 февраля 2011 года № 99.
В состав ФКУ № УФСИН России по Архангельской области входит непосредственно колония особого режима (далее - колония), а также изолированный участок, функционирующий как колония-поселение (далее – ИУФКП).
Правовую основу деятельности ФКУ № УФСИН России по Архангельской области согласно пункту 1.13 Устава, составляет Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента и Правительства РФ, иные нормативно правовые акты, а также сам Устав исправительного учреждения.
Одними из целей деятельности Учреждения является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ (п.п. 2.1, 2.5.1 Устава).
В соответствии с п. 5.12 Устава при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях)» (далее – Свод правил СП 308.1325800.2017).
Согласно п. 19.3.6 Свода правил СП 308.1325800.2017 во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
Согласно п.п. 38, 49 Таблицы № 19.1 указанного Свода правил в спальном помещении и душевой зданий ИК, ВК, КП и ЕАКТ предусмотрена вытяжная вентиляция.
В ходе плановой проверки Учреждения в июле 2021 года Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлены нарушения требований ст. 99 УИК РФ, п. 19.3.6., п.п. 38, 49 Таблицы № 19.1 Свода правил СП 308.1325800.2017, а именно в спальном помещении и душевой ИУФКП отсутствует вытяжная вентиляция.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ № УФСИН России по Архангельской области внесено представление № об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (л.д. 41-42).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ Учреждение указало, что с целью оборудования помещений общежития изолированного участка функционирующего как колония – поселение вытяжной вентиляцией ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН России по Архангельской области направлена заявка на выделение денежных средств за исходящим № (л.д. 43-46).
Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее Приказ № 279).
В силу п.п. 8 п. 30 Приказа № 279 оборудование изолированного участка со строгими условиями отбывания наказания осуществляется применительно к требованиям, предъявляемым к общежитиям учреждений уголовно-исполнительной системы. При этом в нем обеспечивается повышенная изоляция осужденных от остальной территории исправительной колонии. Территория участка со строгими условиями отбывания наказания выгораживается просматриваемыми коридорами. Здание общежития со строгими условиями содержания осужденных оборудуется наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством. В дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны устанавливаются решетчатые двери.
Согласно п.п. 1, 2 п. 32 Приказа № 279 здание ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП размещается в изолированной зоне учреждения уголовно-исполнительной системы и отделяется от других участков просматриваемым коридором. Тип здания выбирается в зависимости от режима содержания осужденных в учреждении уголовно-исполнительной системы и его наполнения. Как правило, здание ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП строится в кирпичном исполнении. В здании предусматриваются комнаты младших инспекторов дежурной смены (на каждом этаже здания), помещение для обыска осужденных, кабинет для оперативных работников и начальников отрядов, комната для приема осужденных администрацией и медперсоналом, камеры на 2 - 6 человек (для ЕПКТ - на 2 - 4 человека) с общей вместимостью 8% от наполнения учреждения, рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой в октябре 2021 года, были выявлены нарушения ст. 82 УИК РФ, пп. 8 п. 30, пп. 2 п. 32 Приказа № 279, а именно в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны входа в отряд со строгими условиями отбывания наказания (далее - СУОН) колонии не установлены решетчатые двери, в здании штрафного изолятора (далее – ШИЗО) колонии не оборудованы рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест (л.д. 47-48).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ ФКУ № УФСИН России по Архангельской области указывает, что для оборудования решетчатыми дверьми входов в отряд СУОН в УФСИН России по Архангельской области направлена заявка на выделение денежных средств за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Требования п.п. 2 п. 32 Приказа № 279 возможно учесть только при строительстве нового здания ШИЗО (л.д. 49-51).
Подпункт 2 п. 9 раздела 1 Приложения № 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусматривает, что гардеробная должна быть оборудована стеллажом для обуви из расчета одна ячейка на человека.
В соответствии со ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно п. 154 приказа ФСИН России от 02 сентября 2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее – Порядок № 696) в стационарных столовых (пищеблока) устраиваются душевые комнаты для персонала с помещением для переодевания, отдельные туалеты и умывальники для персонала и осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
В ходе плановой проверки Учреждения в июне 2021 года Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлены нарушения требований ст. 99 УИК РФ, подп. 2 п. 9 разд. I Приложения 2 к приказу ФСИН России от 27 июля 2006 № 512, ст. 101 УИК РФ, п. 154 Порядка № 696, а именно в помещении гардеробной общежития отряда № колонии стеллаж для обуви не оборудован ячейками из расчета 1 ячейка на человека, в столовой колонии отсутствует туалет для посетителей.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ № УФСИН России по Архангельской области внесено представление № об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (л.д. 36-37).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение указало, что ведутся работы по оборудованию гардеробной общежития отряда № стеллажами для обуви из расчета 1 ячейка на человека. В 2021 году запланированы работы по оборудованию туалета в здании клуба-столовой, работы планируется завершить до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-40).
В силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Согласно п. 3.1.17 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН РФ от 30 марта 2005 № 214, все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться по направлению выхода из здания.
В соответствии с п. 162 Порядка № 696 в помещениях столовой (пищеблока) учреждения УИС предусматриваются горячее и холодное водоснабжение, центральное или другое отопление, канализация, электроснабжение, приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, естественное и искусственное освещение.
Пункт 51 раздела III приложения № 1 к Приказу ФСИН России от 04 июля 2018 № 570 «Об утверждении норм и порядка обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы» предусматривает, что каждое производственное и подсобное помещение столовой должно быть оборудовано шкафом (стойкой) для уборочного инвентаря.
В силу п.п. 11 п. 32 Приказа № 279 в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в исправительной колонии особого режима на стене у двери устанавливается переговорное устройство для осуществления двусторонней связи. В комнатах младших инспекторов дежурной смены, помещении ОД учреждения уголовно-исполнительной системы и заместителя начальника учреждения уголовно-исполнительной системы по безопасности и оперативной работе располагаются пульты системы двусторонней связи.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой в ноябре 2021 года, были выявлены нарушения ст. 37 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 3.1.17 Правил № 214, ст. 101 УИК РФ, п. 162 Порядка № 696, п. 48 раздела III приложения 1 к приказу № 570, ст. 82 УИК РФ, пп. 11 п. 32 Приказа № 279, а именно дверь эвакуационного выхода из общежития отряда № колонии открывается не по направлению выхода из здания, не предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением в помещениях столовой колонии: комнате отдыха поваров, помещении заведующего столовой, обеденном зале, помещении для нарезки и выдачи хлеба, овощном, мясном, рыбном, горячем цехах, моечном отделении, помещения столовой колонии: комната отдыха поваров, туалет для работников столовой, туалет для посетителей, помещение для нарезки и выдачи хлеба, мясной цех не оборудованы шкафами (стойками) для уборочного инвентаря, в камере № ШИЗО ИУФКП на стене у двери нет переговорного устройства для осуществления двусторонней связи (л.д. 52-53).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ ФКУ № УФСИН России по Архангельской области указывает, что для оборудования эвакуационного выхода общежития отряда № дверьми, открывающимися по направлению выхода из здания в УФСИН России по Архангельской области, направлена заявка на выделение денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, для приобретения оборудования и материалов для установки двусторонней связи «камера – младший инспектор» в ШИЗО ИУФКП в УФСИН России по Архангельской области направлена заявка на выделение денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, для закупки системы приточно-вытяжной вентиляции для столовой в УФСИН России по Архангельской области направлена заявка на выделение денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, для закупки шкафов под уборочный инвентарь в УФСИН России по Архангельской области направлена заявка на выделение денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № (л.д. 54-56).
В ходе плановой проверки Учреждения в январе 2021 года Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлены нарушения требований ст. 101 УИК РФ, п. 162 Порядка № 696 к умывальникам, расположенным в обеденном зале столовой колонии не подведено горячее водоснабжение.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ № УФСИН России по Архангельской области внесено представление № об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (л.д. 28-30).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Учреждение указало, что в 2021 году запланировано оборудование горячим водоснабжением столовой для осужденных. Работы планируется завершить до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-35).
По результатам проверки ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, проведенной Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в январе 2022 года, указанные нарушения выявлены повторно.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ № УФСИН России по Архангельской области в УФСИН России по Архангельской области направлена заявка на оборудование и материалы для установления переговорными устройствами для осуществления двухсторонней связи «камера младший инспектор» в ШИЗО УКП ФКУ № УФСИН России по Архангельской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ № УФСИН России по Архангельской области направило в УФСИН России по Архангельской области потребность в финансировании на проведение капитального ремонта объектов Учреждения в том числе на выполнение следующих мероприятий: оборудование столовой для осужденных приточно-вытяжной вентиляцией, установка решетчатой двери в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны входа в отряд СУОН, замена двери пожарного выхода в здании отряда №.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что ФКУ № УФСИН России по Архангельской области выделены денежные средства на приобретение строительных материалов для проведения капитального ремонта помещений общежития УКП в размере 600000 рублей, здания отряда СУОН в размере 600000 рублей, здания отряда № в размере 300000 рублей. № поручено до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в ОКС и Р УФСИН России по Архангельской области календарные графики выполнения работ с указанием периода освоения выделенных денежных средств, а также обеспечить полное и эффективное освоение выделенных денежных средств до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке заместителя начальника ФКУ № УФСИН России по Архангельской области ФИО5ДД.ММ.ГГГГ в Учреждение доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 600000 рублей для проведения капитального ремонта, в рамках которого будет проведен монтаж системы вентиляции в спальном помещении и душевой ИУФКП, срок устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ. В гардеробной общежития отряда № в рамках проведения капитального ремонта будут смонтированы стеллажи для обуви, оборудованные ячейками из расчёта одна ячейка на человека, срок устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ. В общежитии отряда № в рамках проведения капитального ремонта будет переоборудован эвакуационный выход из помещения, срок устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ. В столовой для спецконтингента определено помещение для организации туалета для посетителей. Проведен ремонт данного помещения, монтаж сантехнического оборудования будет произведен до ДД.ММ.ГГГГ. Для оборудования помещений столовой приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка на выделение денежных средств, которые на данный момент не поступали. На приобретение оборудования для продовольственной службы ДД.ММ.ГГГГ выделены денежные средства в размере 420000 рублей 00 копеек. В рамках выделенных лимитов будут приобретены шкафы (стойки) для уборочного инвентаря. К умывальникам, расположенным в обеденном зале столовой колонии горячее водоснабжение проведено, нарушение устранено, что также подтверждается актом подключения горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, выявленные Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Предпринятые ФКУ № УФСИН России по Архангельской области меры оказались недостаточны, указанные Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения в административном иске остаются по настоящее время не устраненными.
В соответствии с п.п. 3, 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 (Далее - Положения о ФСИН России), основными задачами ФСИН России являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно пункту 7 Положения о ФСИН России, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В силу ст. 9 Закона РФ № 5471-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения от обязанности устранить выявленные Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения уголовно-исполнительного законодательства.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФКУ № УФСИН России по Архангельской области допущено незаконное бездействие в части установления в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны входа в отряд СУОН решетчатой двери, оборудования в здании ШИЗО рабочих камер от 4 до 12 рабочих мест, оборудования в гардеробной общежития отряда № стеллажа для обуви с ячейками из расчета одна ячейка на человека, оборудования в столовой туалета для посетителей, оборудования эвакуационного выхода из общежития отряда № дверью, открывающейся по направлению выхода из здания, оборудования помещений столовой (комнаты отдыха поваров, помещения заведующего столовой, обеденного зала, помещения для нарезки и выдачи хлеба, овощной, мясной, рыбного, горячего цеха, моечного отделения) приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, оборудования помещения столовой (комнаты отдыха поваров, туалета для работников столовой, туалета для посетителей, помещения для нарезки и выдачи хлеба, мясного цеха) шкафами (стойками) для уборочного инвентаря, установления в камере № ШИЗО ИУФКП на стене у двери переговорного устройства для осуществления двусторонней связи, установления в спальном помещении и душевой ИУФКП вытяжной вентиляции.
Доказательств, подтверждающих обстоятельства, объективно препятствующие исполнению указанных обязанностей, суду не представлено.
Неисполнение администрацией ФКУ № УФСИН России по Архангельской области требований уголовно-исполнительного законодательства создает реальную угрозу жизни и здоровью содержащихся в учреждении осужденных, обострению режимной обстановки в исправительном учреждении и иные тяжкие последствия.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения административного иска прокурора к ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, неопределенного круга лиц и Российской Федерации, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Решение о признании действий незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку административными ответчиками допущено бездействие по устранению выявленных нарушений, то необходимо возложить обязанности по их устранению.
ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных государством на нее, а также ФКУ № УФСИН России по Архангельской области обязанностей решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования из внебюджетных источников. Следовательно, при недостаточности средств у ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, субсидиарную ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган - УФСИН России по Архангельской области, поскольку именно они ведают вопросами бюджетного финансирования и доведения бюджетных лимитов, соответственно.
Таким образом, суд определил способ устранения выявленных нарушений в виде возложения обязанности по их устранению.
В соответствии со ст.187 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств и отсутствия возражений со стороны административных ответчиков, суд полагает, что срок исполнения, который просит прокурор, является разумным.
Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, выразившееся непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно:
- в нарушение ст. 82 УИК РФ, подп. 8 п. 30 Приказа № 279 в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны входа в отряд СУОН не установлены решетчатые двери;
- в нарушение ст. 82 УИК РФ, подп. 2 п. 32 Приказа № 279 в здании ШИЗО не оборудованы рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест;
- в нарушение ст. 99 УИК РФ, подп. 2 п. 9 разд. I Приложения 2 к приказу № 512 в помещении гардеробной общежития отряда № стеллаж для обуви не оборудован ячейками из расчета 1 ячейка на человека;
- в нарушение ст. 101 УИК РФ, п. 154 Порядка № 696, в столовой отсутствует туалет для посетителей;
- в нарушение ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 3.1.17 Правил № 214 дверь эвакуационного выхода из общежития отряда № открывается не по направлению выхода из здания;
- вопреки ст. 101 УИК РФ, п. 162 Порядка № 696 не предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением в помещениях столовой: комнате отдыха поваров, помещении заведующего столовой, обеденном зале, помещении для нарезки и выдачи хлеба, овощном, мясном, рыбном, горячем цехах, моечном отделении;
- в нарушение ст. 101 УИК РФ, п. 51 раздела III приложения 1 к приказу № 570 помещения столовой: комната отдыха поваров, туалет для работников столовой, туалет для посетителей, помещение для нарезки и выдачи хлеба, мясной цех не оборудованы шкафами (стойками) для уборочного инвентаря;
- в нарушение ст. 99 УИК РФ, п. 19.3.6., подп. 38, 49 Таблицы № 19.1 Свода в спальном помещении и душевой ИУФКП отсутствует вытяжная вентиляция;
- в нарушение ст. 82 УИК РФ, подп. 11 п. 32 Приказа № 279 в камере № 1 ШИЗО ИУФКП на стене у двери не имеется переговорного устройства для осуществления двусторонней связи.
Возложить на ФСИН России обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения УФСИН России по Архангельской области для проведения следующих мероприятий в ФКУ № УФСИН России по Архангельской области:
- установить в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны входа в отряд СУОН решетчатые двери;
- оборудовать в здании ШИЗО рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест;
- оборудовать в гардеробной общежития отряда № стеллаж для обуви с ячейками из расчета 1 ячейка на человека;
- оборудовать в столовой туалет для посетителей;
- оборудовать эвакуационный выход из общежития отряда № дверью, открывающейся по направлению выхода из здания;
- оборудовать помещения столовой (комнату отдыха поваров, помещение заведующего столовой, обеденный зал, помещение для нарезки и выдачи хлеба, овощной, мясной, рыбный, горячий цеха, моечное отделение) приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением;
- оборудовать помещения столовой (комнату отдыха поваров, туалет для работников столовой, туалет для посетителей, помещение для нарезки и выдачи хлеба, мясной цех) шкафами (стойками) для уборочного инвентаря;
- установить в камере № ШИЗО ИУФКП на стене у двери переговорное устройство для осуществления двусторонней связи;
- установить в спальном помещении и душевой ИУФКП вытяжную вентиляцию.
Возложить на УФСИН России по Архангельской области обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения ФКУ № УФСИН России по Архангельской области для выполнения следующих мероприятий:
- установить в дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны входа в отряд СУОН решетчатые двери;
- оборудовать в здании ШИЗО рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест;
- оборудовать в гардеробной общежития отряда № стеллаж для обуви с ячейками из расчета 1 ячейка на человека;
- оборудовать в столовой туалет для посетителей;
- оборудовать эвакуационный выход из общежития отряда № дверью, открывающейся по направлению выхода из здания;
- оборудовать помещения столовой (комнату отдыха поваров, помещение заведующего столовой, обеденный зал, помещение для нарезки и выдачи хлеба, овощной, мясной, рыбный, горячий цеха, моечное отделение) приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением;
- оборудовать помещения столовой (комнату отдыха поваров, туалет для работников столовой, туалет для посетителей, помещение для нарезки и выдачи хлеба, мясной цех) шкафами (стойками) для уборочного инвентаря;
- установить в камере № ШИЗО ИУФКП на стене у двери переговорное устройство для осуществления двусторонней связи;
- установить в спальном помещении и душевой ИУФКП вытяжную вентиляцию.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Архангельский областной суд со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2022 года.
Председательствующий Ю.А. Кузнецова
<данные изъяты>