Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Дело №а-2934/2016
Решение
Именем Российской Федерации
|
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов к мэрии <адрес> о признании незаконным бездействия,
у с т а н о в и л:
Административный истец прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов к мэрии <адрес> о признании незаконным бездействия, в котором просит признать бездействие мэрии <адрес> по включению земельного участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ незаконным; обязать мэрию <адрес> включить земельный участок с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ.
В обоснование иска истец указывает, что проверкой, проведенной в декабре 2015 года, прокуратурой города с привлечением специалистов установлено, что, несмотря на исключение земельного участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 из состава Новосибирского городского лесничества, он по прежнему отвечает признакам леса и понятию о нём как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5 Лесного кодекса РФ). Бездействие мэрии города по включению земельного участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ противоречит названным выше нормам закона и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу осуществления строительства в лесу объектов капитального строительства (в соответствии с п.п. «г» ч. 2 и ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах, к которым относятся городские, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями), использования территории леса с нарушением лесного и иного законодательства.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора <адрес>Косенко Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением.
Представители ответчика мэрии <адрес>ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, дали соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, указав, что иск не содержит ссылок на нормативные правовые или иные акты, возлагающие на мэрию обязанность по включению спорного земельного участка в материалы лесоустройства. Следовательно, при отсутствии такой обязанности, доводы о ее неисполнении являются необоснованными.
То есть, по сути, прокурор заявляет о незаконности (несоответствии статье 102 Лесного кодекса РФ) постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и о возложении на мэрию обязанности по внесению в него изменений в части включения в материалы лесоустроительных работ спорного земельного участка.
Однако и при данном подходе к рассмотрению иска, заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку пропуск срока обращения в суд без уважительной причины (в данном случае почти 6 лет), а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ). Как минимум с даты опубликования данного нормативного акта прокуратура <адрес> узнала или должна была узнать о площади городских лесов и наличии материалов лесоустроительных работ на землях <адрес>, утвержденных постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проектных материалов лесоустроительных работ».
Предметом заявленного иска, фактически, является требование прокурора об изменении границ городских лесов <адрес> и внесения изменений в материалы лесоустройства путем включения в материалы лесоустройства спорного земельного участка.
Однако внесение таких изменений возможно только по правилам проведения лесоустройства (статьи 67, 68 Лесного кодекса РФ) в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№. Основанием для включения территории в состав городских лесов, является составление в отношении таких территорий материалов лесоустройства.
Рассматриваемый иск направлен на подмену регламентированного федеральным и ведомственным законодательством порядка изменения материалов лесоустройства, судебным порядком. Изменения в лесоустроительную документацию могут быть внесены при соответствующем обращении заинтересованного лица о внесении изменений в материалы лесоустройства в порядке, предусмотренном инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№. Однако прокурор с данными требованиями не обращался, предусмотренные указанной инструкцией действия не производились, что свидетельствует о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, как необоснованных.
Представитель заинтересованного лица совета депутатов <адрес>ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, также указав на пропуск истцом срока исковой давности на обращение в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений с ДД.ММ.ГГГГ по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Судом установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, изначально с 2009 года земельный участок с кадастровым номером 54:35:091640:5 и площадью 36690 кв.м отнесен к зоне отдыха и оздоровления (Р-3). Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Правилах землепользования и застройки <адрес>» земельный участок отнесен к зоне объектов здравоохранения (ОД-3) (п. ДД.ММ.ГГГГ, приложение 133).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.10-11) мэрия утвердила материалы лесоустроительных работ, которые выполнены во исполнение ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса РФ, в целях упорядочения лесных отношений на территории <адрес> в соответствии с решениями Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О генеральном плане <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правилах землепользования и застройки <адрес>».
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ мэрия признала утратившим силу постановление мэра от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта парка-лесоустройства в городских лесах Новосибирска».
В соответствии с ранее действовавшим постановлением мэра от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером 54:35:091640:5 и площадью 36690 кв.м (ранее отнесенный к зоне отдыха и оздоровления (Р-3), а в настоящее время отнесенный к зоне объектов здравоохранения (ОД-3) находился в составе Новосибирского городского лесничества.
Основанием к обращению прокурора в суд с указанным административным исковым заявлением явилось то, что мэрией <адрес> допущено бездействие по невключению земельного участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ, что противоречит действующему законодательству и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу осуществления строительства в лесу объектов капитального строительства (в соответствии с п.п. «г» ч. 2 и ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах, к которым относятся городские, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями), использования территории леса с нарушением лесного и иного законодательства.
В качестве обоснования заявленных требований прокурор сослался на следующие доказательства.
В соответствии с заключением директора Западно-Сибирского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт леса им ФИО5 доктора с.-х. наук ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.13) в процессе натурного обследования участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 на местности установлено следующее:
«часть участка Р-1, переименованная в зону ОД-3, расположена в выделах 5 и 6 квартала №. Таксационная характеристика выдела 5: состав-7Б2ЛЦ1С, возраст основной породы -70 лет, средняя высота -18 м, средний диаметр-16 см, класс бонитета -3, тип леса- ТБ (травяно- болотный), полнота-0,5, запас на -100 куб.м/ га. Выдел 6 описан выше».
на участке Р-3 (переименованном в ОД-3) произрастает почти чистое по составу сосновое насаждение, возраст около 80 лет, полнота 0,8;
в выделе 5, граничащем с выделом 6, произрастает берёзовое насаждение в возрасте 60 лет, с небольшой примесью лиственницы и сосны;
по материалам последнего лесоустройства насаждения в выделах 6 и 7 имеют следующую таксационную характеристику: состав - 9С1Б, средний возраст - 70 лет, средняя высота - 24 м, средний диаметр - 30 см, класс бонитета - 1, тип леса- РТ (разнотравный), полнота - 0,8, запас - 270 куб.м/га».
В соответствии с указанным заключением сосновые древостои близки по таксационным характеристикам на всём протяжении, включая участок, на котором изменено зонирование территории.
В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-20) докторов биологических наук сотрудников Центрального сибирского ботанического сада СО РАН ФИО7 и ФИО8, кандидатов биологических наук сотрудников Центрального сибирского ботанического сада СО РАН ФИО9 и ФИО10 на территории земельного участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 расположен самобытный лесо-болотный комплекс, формирование которого продолжалось несколько тысячелетий. Данный комплекс выполняет роль рефугиума для множества видов естественной флоры и фауны юга Западной Сибири, в его границах сконцентрировано огромное число организмов с различными и зачастую контрастными экологическими потребностями. Последние 50-60 лет этот ландшафт существует в пределах городской черты, играет огромную эстетическую, рекреационную и образовательную роли. Относительно крупный контур и сочетание в едином ландшафте лесных и болотных сообществ обеспечивают его высокую устойчивость, предохраняют массив от избыточной фрагментированности тропами.
В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15) кандидата биологических наук ФГБУН ФИЦ ИЦиГ СО РАН ФИО11 на территории земельного участка выявлены виды растений, входящих в Красную книгу l-<адрес> (звездчатка ланцевидная, ладьян трехнадрезанный и т.д.), присутствует ряд видов растений (фиалка удивительная, овсяница гигантская и т.д.), как правило свойственных сообществам широколистных лесов и считающихся в Сибири реликтами плиоценового или голоценового времени.
Выводы специалистов подтверждают, что расположенные на земельном участке древесные насаждения выполняют средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иных полезные функции, присущие лесам (ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ).
Учитывая изложенное, земельный участок с кадастровым номером 54:35:091640:5 по смыслу лесного законодательства является лесом.
В ходе рассмотрения по делу судом была назначена и проведена судебная экспертиза с постановкой перед экспертом вопросов:
1. Являются ли произрастающие на земельном участке с кадастровым номером 54:35:091640:5 деревья, растительность, зеленые насаждения лесом, как экологической системой или как природным ресурсом (ст. 5 Лесного кодекса)?
2. Идентичны ли произрастающие на земельном участке с кадастровым номером 54:35:091640:5 деревья, растительность, зеленые насаждения по составу, возрасту, качественным и биологическим характеристикам лесу, произрастающему в Первомайском участке Новосибирского городского лесничества?
Согласно заключения по результатам судебной экспертизы филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.106-109):
По первому вопросу. Согласно ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утвержденный приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№) лесом является целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи внутренней и с внешней средой.
К древесным растениям относятся деревья и кустарники (ОСТ 56-108-98).
В процессе осмотра участка в границах ранее существовавших зон Р-1 и Р-3, переименованных решением Совета депутатов <адрес> в зону ОД-3, выявлено следующее:
а) На участке бывшей зоны Р-3 (зона ОД-3) отмечена вырубка и вывозка
срубленной древесины, свежие пни. Таксационная характеристика: состав -
10С+С,Б, средний возраст - 85 лет, средняя высота - 28 м, средний диаметр -
36 см, класс бонитета - 1, тип леса - РТ (разнотравный), полнота - 0,7
(неравномерная), запас - 320 куб.м./ га; подрост - 1,5 тыс.шт./га, 8С20с средняя
высота 1 м, средний возраст - 10 лет; подлесок - густой, состав: рябина, крушина,
шиповник; захламленность - 5 куб.м/га.
б) Бывший участок Р-3 (зона ОД-3) расположен в части выделов 5,6
квартала 72 Первомайского лесохозяйственного участка Новосибирского
городского лесничества (нумерация согласно лесоустройству 2009 г.).
Таксационная характеристика выдела 5: состав - 6Б20С2С, средний возраст главной породы (береза) - 65 лет, средняя высота -18 м, средний диаметр - 22 см, класс бонитета - 3, тип леса - ТБ (травяно-болотный), полнота (неравномерная) -0,4, запас - 80 куб.м./ га; подрост - 0,5тыс.шт./га, 70с2С1Л, средняя высота 4 м, средний возраст - 20 лет; подлесок - густой, состав: крушина, ива кустарниковая; захламленность - 5 куб.м/га.
Таксационная характеристика выдела 6: состав - 7С2С1Б, средний возраст -85 лет, средняя высота - 27 м, средний диаметр - 32 см, класс бонитета - 1, тип леса - РТ (разнотравный), полнота - 0,9 (неравномерная), запас - 390 куб.м./ га; подрост - 1,0 тыс.шт./га, 10С средняя высота 1 м, средний возраст - 10 лет, размещение куртинное; подлесок - средней густоты, состав: рябина, акация желтая, крушина, малина, клен, шиповник.
Исходя из таксационных характеристик эксперт пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:091640:5 относится к покрытым лесной растительностью землям, то есть на которых произрастают сомкнутые древостой (ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения»), следовательно, данный участок является лесом.
По второму вопросу. Идентична, так как зона ОД-3 (бывшая зона Р-1) расположена в части выделов 5,6 квартала 72 Первомайского лесохозяйственного участка Новосибирского городского лесничества, лесотаксационная характеристика которых приведена выше.
У суда не имеется оснований ставить под сомнение выводы эксперта, изложенные в данном заключении, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, что подтверждается подписью эксперта в представленном в суд заключении.
В силу ч. 2 ст.86ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта выполнено лицом, обладающим специальными познаниями в области оценки стоимости имущества, необходимой квалификацией, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит достоверные сведения о результатах экспертизы, экспертом даны полные ответы на поставленные вопросы, противоречий в выводах эксперта не усматривается.
Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, руководствуясь следующими нормами.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу положений статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом "г" пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
Статьей 67 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя:
проектирование лесничеств и лесопарков;
проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
закрепление на местности местоположения границ лесничеств,
лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов,
особо защитных участков лесов и лесных участков;
таксацию лесов;
проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству
лесов.
Материалы лесоустроительных работ являются основой для осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах городских земель.
В силу ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования.
Согласно ч.ч. 2,4 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ изменение границ ь лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов относится к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 3 статьи 19 Закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В указанных целях в соответствии со статьями 84, 87 Лесного кодекса РФ, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменения», руководствуясь ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Уставом <адрес> мэрия постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ утвердила лесохозяйственный регламент Новосибирского городского лесничества (далее - лесохозяйственный регламент).
Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах Новосибирского городского лесничества.
Лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в границах лесов лесничества.
В результате бездействия мэрии по невключению земельного участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ, действие лесохозяйственного регламента на него не распространяется, следовательно, при использовании указанного участка не учитываются установленные лесохозяйственным регламентом ограничения.
Требования прокурора подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные, а доводы ответчика подлежащими отклонению, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Статьей 70 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 3 данной Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Пункт 3 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 126, предусматривает, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункты 8, 9, 10 Состава лесохозяйственных регламентов).
Также статьей 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что на территории муниципального образования контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
Поскольку со стороны мэрии <адрес> суду не было представлено доказательств, свидетельствующих об организации и осуществлении органом местного самоуправления мероприятий по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на территории спорного участка, руководствуясь положениями указанных выше нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора.
При этом, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является именно мэрия <адрес>, как орган местного самоуправления, на который возложены соответствующие обязанности.
Довод ответчика о том, что истцом не указаны нормы закона, которые нарушены ответчиком, суд не принимает, поскольку это опровергается обстоятельствами, установленными в судебном заседании, так как именно на ответчике лежит обязанность по сохранению лесных насаждений на территории смуниципального образования <адрес>, а невключение земель, относящихся к лесному фонду, что подтверждено относимыми и допустимыми доказательствами, в частности, заключением по результатам проведенной судебной экспертизы, в материалы лесоустроительных работ, свидетельствует о бездействии, допущенном со стороны мэрии <адрес>.
Довод ответчика о том, что только в 2010 году при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ был определен статус земельного участка и утверждены материалы лесоустроительных работ, которые отсутствовали ранее, суд не принимает, поскольку в данном случае указанное обстоятельство не имеет правого значения исходя из заявленных прокурором требований и установленных в ходе рассмотрения обстоятельств, а также обязанности органа местного самоуправления по осуществлению контроля за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорный земельный участок относится к территории лесов, а потому подлежит включению в материалы лесоустроительных работ. Органом, ответственным за проведение указанных работ, в соответствии с законодательством об органах местного самоуправления, является мэрия <адрес>, которой не исполнена обязанность по включению спорного земельного участка в материалы лесоустроительных работ.
Довод ответчика и заинтересованного лица о пропуске истцом срока исковой давности, суд отклоняет, поскольку он основан на неверном толковании действующего законодательства. В данном случае истец оспаривает не нормативный акт – постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждены проектные материалы лесоустроительных работ, а бездействие административного ответчика по невключению земельного участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ, что нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела. В связи с чем, срок давности для обращения истца в суд с соответствующими требованиями не является пропущенным.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, как законные и обоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, убличных интересов к мэрии <адрес> о признании незаконным бездействия удовлетворить.
Признать бездействие мэрии <адрес> по включению земельного участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ незаконным.
Обязать мэрию <адрес> включить земельный участок с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Бутырин А.В.
Мотивированное решение составлено 03.10.2016
Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Дело №а-2934/2016
Решение
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
|
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов к мэрии <адрес> о признании незаконным бездействия,
руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, убличных интересов к мэрии <адрес> о признании незаконным бездействия удовлетворить.
Признать бездействие мэрии <адрес> по включению земельного участка с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ незаконным.
Обязать мэрию <адрес> включить земельный участок с кадастровым номером 54:35:091640:5 в материалы лесоустроительных работ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Бутырин А.В.