Дело № 2а-2955/2021
44RS0001-01-2021-004571-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2021 года <...>
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ветровой С.В.,
при секретаре Бурмистровой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ОГКУ «Центр социальных выплат» к УФССП по Костромской области о признании незаконными постановлений и возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора
у с т а н о в и л:
ОГКУ «Центр социальных выплат» обратилось в Свердловский районный суд г.Костромы с указанным административным исковым заявлением, просят суд признать незаконным Постановление административного ответчика от <дата> о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП. В обоснование требований указано, Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу № исковое заявление прокурора г. Костромы в интересах ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» (далее - ОГКУ «ЦСВ») о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации удовлетворено. На ОГКУ «ЦСВ» возложена обязанность по возобновлению ФИО1 выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с <дата> Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от <дата> вышестоящее решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба директора ОГКУ «ЦСВ» - без удовлетворения. На основании вышестоящих судебных актов ФИО1 меры социальной поддержки были восстановлены. С <дата> ОГКУ «ЦСВ» произвело перерасчет (возобновление) ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 <дата> в ОГКУ «ЦСВ» поступило постановление от <дата> о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. На основании решения Свердловского районного суда г. Костромы, спор по задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги «Водоснабжение и водоотведение» был связан с МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», «Содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме» - ООО УК «ИнтехКострома». В ходе исполнения вступивших в законную силу вышестоящих судебных актов, у ОГКУ «ЦСВ» появилась информация о наличии у ФИО1 задолженности за коммунальную услугу - газ (газоснабжение жилого помещения). На основании вышеуказанных сведений, поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, от поставщика коммунальной услуги - ООО «Новатэк-Кострома», с <дата> произошла автоматическая блокировка операции по восстановлению (назначению) ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для предоставления (восстановления) мер социальной поддержки исходя из норм действующего законодательства, заявителю необходимо полностью уплатить сумму задолженности. Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено следующее. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (статья 154 ЖК РФ). Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 ЖК РФ). Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3, статьи 160 ЖК РФ). Порядком предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан (далее - Порядок) утвержденным постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011 г. № 57-а, определено следующее. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (далее - ежемесячная денежная компенсация) предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению с поставщиками жилищно-коммунальных услуг или организациями, осуществляющими расчет размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги (далее - организации) (пункт 2 Порядка). Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 Порядка). Выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается на основании решения, принятого Центром в частности, при получения Центром от организаций информации о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии и (или) невыполнении соглашений по ее погашению - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Центр получил указанную информацию (подпункт 1, пункта 15 Порядка). Возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Центром было получено от гражданина заявление о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации по форме, установленной департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области. К заявлению о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации прилагаются, в частности документы об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по которым ранее образовалась задолженность, либо документы, подтверждающие заключение соглашения с поставщиками жилищных и (или) коммунальных услуг о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, - в случае приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с обстоятельством, указанным в подпункте 1 пункта 15 настоящего Порядка (подпункт 1, пункта 15.1. Порядка). Заявление о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации рассматривается Центром не позднее 5 рабочих дней со дня получением Центром указанного заявления со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 15.1 настоящего Порядка. По результатам рассмотрения заявления о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации и документов, указанных в пункте 15.1 настоящего Порядка, Центр принимает решение о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации или об отказе в возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации. О принятом решении гражданин уведомляется письменно в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 15.2. Порядка). На основании вышеизложенного и на основании части 6 статьи 112, части 1 статьи 121, статей 122, 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просят заявленные требования удовлетворить.
При рассмотрении дела истец требования уточнил, дополнительно просил признать незаконным и отменить Постановление о возбуждении исполнительного производства от <дата>№-ИП МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что решение суда исполнено, выплата возобновлена, все денежные средства перечислены взыскателю пор исполнительному производству. Далее, в связи с наличием задолженности у ФИО1 по оплате коммунальных услуг, выплата вновь приостановлено, данное решение также оспаривается в судебном порядке, прокурором в интересах ФИО1 направлено заявление в суд о возобновлении выплаты.
Представитель УФССП по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено.
Судебный пристав – исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Аверкие, МОСП по ОВИП по Костромской области, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, ранее в судебном заседании пояснил, что все решения ОГКУ «Центр социальных выплат» о приостановлении оплаты субсидий незаконны, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет, все задолженности оспаривает.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> удовлетворено заявление ФИО1 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, на ОГКУ «Центр социальных выплат» возложена обязанность возобновить ФИО1 выплату ежемесячной денежной компенсации расходов на оплту жилых помещений и коммунальных услуг с <дата>. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от <дата> Решение Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> оставлено без изменения, апелляционная жалоба директора ОГКУ «Центр социальных выплат» без удовлетворения.
<дата> на основании Решения № ОГКУ «Центр социальных выплат» выплата ФИО1 компенсации за жилищно-коммунальные услуги возобновлена, <дата> на основании данного решения суда, ФИО1 перечислена денежная компенсация в сумме 33081 руб. 35 коп.
Одновременно, <дата> на основании Решения Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> об обязании ОГКУ «Центр социальных выплат» возобновить выплаты ежемесячной денежной компенсации, МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области, возбуждено исполнительное производство №-ИП по заявлению ФИО1, <дата> направлено Требование в адрес должника исполнить Решение Свердловского районного суда г. Костромы с срок до <дата>.
Также <дата> в связи с неисполнение судебного решения в отношении ОГКУ «Центр социальных выплат» вынесено Постановление о взыскании исполнительного сбора, которое получено истцом <дата>, что следует из отметки на Постановлении.
Получение Постановления о возбуждении исполнительного производства административный истец отрицает, также отсутствуют доказательства получения данного Постановления и в материалах административного дела.
Одновременно, как следует из представленных документов, Решение Свердловского районного суда Костромской области от <дата>, вступившее в законную силу <дата> исполнено, выплата возобновлена с <дата>, денежные средства за весь период перечислены взыскателю.
Вместе с тем, ОГКУ «Центр социальных выплат» на основании решения от <дата>№ вновь приостановлена выплата компенсации за жилищно-коммунальные услуги ФИО1, в связи с наличием задолженности за потребленный газ перед ООО «НОВАТЭК-Кострома»., что послужило основанием для прокурора города Костромы <дата> обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО4 о возобновлении выплат, приостановленных на основании решения от <дата> с <дата>.
Таким образом, на момент предъявления исполнительного документа к исполнению, решение суда исполнено, приостановление выплаты основано на иных обстоятельствах, не связанных с ранее вынесенными решениями, что является основанием для рассмотрения иного искового заявления, находящегося на рассмотрении суда.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе: для граждан - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если они известны), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен);
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1). Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа (ч. 2). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8).
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя; исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона; истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению; документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона; исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона; исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона; не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению; исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов; исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона; 9 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ); исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка; исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона; исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о возбуждении в отношении должника-гражданина процедуры внесудебного банкротства и указанная процедура внесудебного банкротства не прекращена (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 223.4 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"); исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о завершении процедуры внесудебного банкротства (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в пункте 2 статьи 223.6 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Судом установлено, что исполнительный документ отвечает существенным требованиям, установленным в статье 13 Закона об исполнительном производстве, иных указанных выше обстоятельств, не имеется, соответственно основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, поименованные в статье 31 Закона, отсутствуют, потому судебный пристав-исполнитель обоснованно вынес постановление о возбуждении исполнительного производства.
Доказательства, представленными истцом, свидетельствуют не о незаконности вынесенного постановления о возбуждении исполнительного производства, а о наличии оснований для его окончания по пункту 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве, вместе с тем, требований, связанных с разрешением споров об окончании исполнительного производства истцом не заявлялось.
Относительно требований о вынесении постановления о взыскании исполнительного сбора суд полагает следующее.
В силу ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному, и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть должником по исполнительному производству. Помимо этого, должник согласно названным выше нормам процессуального закона должен доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.
Судебный пристав-исполнитель, в свою очередь, должен доказать законность принятого им решения.
Из материалов исполнительного производства следует, что на момент предъявления к исполнению исполнительного документа, решение суда было исполнено, о чем сообщено должником судебному приставу исполнителю, представлены документы, подтверждающие исполнение решение суда, также судебным приставом исполнителем не представлено сведений о направлении Постановления о возбуждении исполнительного производства и получении данного постановления ОГКУ «Центр социальных выплат».
Поскольку применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС административным ответчиком не доказано, что имелись основания для вынесения оспариваемого постановления от <дата> о взыскании исполнительского сбора, которое нарушает права административного истца, с учетом изложенного, приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, суды приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительного сбора.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ОГКУ «Центр социальных выплат» к УФССП по Костромской области удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить Постановление судебного пристава-исполнителя ФИО3 о взыскании исполнительского сбора от <дата> в отношении ОГКУ «Центр социальных выплат» в рамках исполнительного производства №-ИП.
В удовлетворении иных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья Ветрова С.В.
Решение изготовлено 29 октября 2021 года