ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-295/19 от 05.04.2019 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-295/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2019 года г.Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Тимонцева В.И.,

при секретаре Рудык А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием прокурора Нуштаевой И.А., представителя административного ответчика Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Хлызова А.А., заинтересованного лица главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В., его представителя Запевалова А.С., административное дело по административному иску Чебаркульского городского прокурора в интересах Российской Федерации к Совету депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Чебаркульский горпрокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Совету депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области №168 от 20 декабря 2018 года «О рассмотрении представления прокурора от 30 ноября 2018 года №10-2018 «Об устранении нарушений закона о противодействии коррупции»»; возложении обязанности принять решение об удалении главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области в отставку в соответствии с требованиями Федеральных законов №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и №131-ФЗот 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки выявлено, что Белянин А.В., будучи главой Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, в период с ---- по ---- состоял в трудовых отношениях с ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» в должности электромонтера стационарного телевизионного оборудования, что является нарушением установленного п.3 ч.3 ст.12.1 Федерального закона №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» запрета в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления на занятие другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Кроме того, 31 января 2007 года между ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» и администрацией Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области заключен договор аренды , по условиям которого ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» арендует у администрации Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области оборудование, вносит арендную плату. Глава Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянин А.В., обязанный осуществлять контроль за исполнением условий заключенных договоров, за полным и своевременным поступлением арендной платы в соответствии с договорами аренды муниципального имущества, обязанный осуществлять претензионную работу по заключенным договорам, после сдачи администрацией Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области в аренду оборудования трудоустроился в ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» для выполнения работ, связанных с обслуживанием указанного оборудования, ежемесячно получал заработную плату, поставив тем самым себя в зависимое от арендатора положение. Таким образом, глава Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянин А.В. не выполнил установленную ст.10 Федерального закона №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Напротив, создал ситуацию, при которой его личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Установленные в ходе прокурорской проверки нарушения со стороны главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области законодательства о противодействии коррупции являются основанием для удаления главы сельского поселения в отставку, о чем ---- прокурором в Совет депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области было направлено представление. Решением Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области №168 от 20 декабря 2018 года в удалении главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В. в отставку было отказано. Принятое административным ответчиком решение является незаконным, поскольку не соответствует требованиям законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (л.д.3-5).

Прокурор Нуштаева И.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, суду пояснила, что в ходе проведенной в ноябре 2018 года плановой проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в администрации Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области были выявлены со стороны главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области нарушения законодательства, о чем в адрес Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области было направлено представление. По результатам рассмотрения представления прокурора Советом депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области принято решение о не удалении главы сельского поселения в отставку. Оспариваемое решение является незаконным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено иного вида ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции кроме как удаление главы сельского поселения в отставку. Также пояснила, что право на внесение представления и обращение с предъявленным административным иском в суд предусмотрено законодательством о прокуратуре.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – председатель Совета депутатов Хлызов А.А. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал, ссылаясь на то, что принятие решения об удалении главы сельского поселения в отставку является исключительной прерогативой Совета депутатов.

Заинтересованное лицо глава Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянин А.В. в судебном заседании полагал заявленные прокурором требования не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что сведения о получаемой им заработной плате он ежегодно указывал в справке о доходах. Не отрицал, что с мая 2007 года по август 2018 года он, будучи главой Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области на постоянной основе, состоял в трудовых отношениях с ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» в должности электромонтера станционного телевизионного оборудования и ему ежемесячно выплачивалась заработная плата, большую часть из которой он тратил на ремонт телевизионного оборудования. Полагал, что допущенные им нарушения законодательства не являются существенными.

Представитель заинтересованного лица главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В. - Запевалов А.С. по доверенности от ---- в судебном заседании полагал административный иск подлежащим частичному удовлетворению, поскольку в соответствии с действующим законодательством прокурор не является субъектом, который наделен правом ставить перед Советом депутатов сельского поселения вопрос о досрочной отставке главы сельского поселения, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным. В части требований о возложении на Совет депутатов обязанности принять решение об отставке главы сельского поселения возражал, ссылаясь на то, что для принятия такого решения необходимо соблюсти установленную ст.74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедуру инициации и принятия решения, чего до настоящего времени не сделано. Также указал, что согласно действующему законодательству принятие решения об отставке главы сельского поселения является правом, а не обязанностью Совета депутатов, при этом, суд не может указать депутатам какое именно решение им необходимо принять. Полагал, что предъявленный прокурором иск не соответствует требованиям п.4 ч.2 и ч.6 ст.125 КАС РФ, поскольку в нем не указано какие права, свободы и законные интересы Российской Федерации нарушены оспариваемым решением.

Заслушав объяснения прокурора Нуштаевой И.А., представителя административного ответчика Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Хлызова А.А., заинтересованного лица главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В., его представителя Запевалова А.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ч.4.1 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно ч.1, п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (ч.7 ст.74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В силу п.3 ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Согласно ст.31 Устава МО «Филимоновское сельское поселение» глава Филимоновского сельского поселения является высшим должностным лицом Филимоновского сельского поселения. Глава поселения избирается Советом депутатов муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на 5 лет, и возглавляет местную администрацию. Глава сельского поселения осуществляет полномочия на постоянной основе (л.д.44, 45-80).

В судебном заседании установлено следующее.

Решением Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области от ----Белянин А.В. избран на должность главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области (л.д.42, 43).

Чебаркульской городской прокуратурой проведена плановая проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в администрации Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, в ходе которой выявлены нарушения закона со стороны главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований п.3 ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» глава Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянин А.В. занимался другой оплачиваемой деятельностью, а именно: с ---- по ---- осуществлял трудовую деятельность в ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» в должности электромонтера станционного телевизионного оборудования <данные изъяты> разряда, за что ежемесячно получал заработную плату. Также в ходе проверки выявлен факт не исполнения главой Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Беляниным А.В. требований ст.10 Федерального закона №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, поскольку Белянин А.В., состоя в трудовых отношения с ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» и являясь главой Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, заключал со своим работодателем ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» от имени сельского поселения договор аренды муниципального имущества.

Указанные обстоятельства подтверждается трудовым договором от ---- (л.д.11-13); дополнительными соглашениями к трудовому договору (л.д.14, 15, 16, 17-19, 20, 21, 22); приказом о прекращении трудового договора -к от ---- (л.д.23); справками формы 2-НДФЛ за 2016-2018 годы (л.д.24, 25); договором аренды от ---- (л.д.28); дополнительными соглашениями к договору аренды (л.д.29-30); протоколом разногласий к дополнительному соглашению к договору аренды (л.д.31); письменными объяснениями Белянина А.В. от ---- (л.д.26) и не оспаривается сторонами.

---- и.о. Чебаркульского городского прокурора в адрес Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области внесено представление №10-2018 «Об устранении нарушений закона», в котором заявлены требования о рассмотрении на ближайшем заседании вопроса об удалении главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В. в отставку в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» (л.д.6-8).

На состоявшемся ---- заседании Советом депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области рассмотрено внесенное прокурором представление и принято решение главу Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В. в отставку не удалять (л.д.9, 10, 83-86, 112-115).

Федеральный закон №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» в ч.4 ст.5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения городского поселения (п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как следует из предписания п.2.1 ч.6 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст.74.1 настоящего Федерального закона, которое должно быть принято представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (ч.7 ст.74.1 указанного Закона).

Поскольку главой Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Беляниным А.В., осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, допущены нарушения установленного п.3 ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» запрета на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; а также не исполнена установленная ст.10 Федерального закона №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что является основанием для его досрочного удаления в отставку, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Чебаркульского городского прокурора о признании незаконным решения Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области №168 от 20 декабря 2018 года «О рассмотрении представления прокурора от 30 ноября 2018 года №10-2018 «Об устранении нарушений закона о противодействии коррупции»» и о возложении на Совет депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязанности принять решение о досрочном удалении в отставку главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В. в соответствии со ст.74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя административного ответчика Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области – Хлызова А.А., представителя заинтересованного лица главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В. - Запевалова А.С. о том, что принятие решения об удалении главы сельского поселения в отставку является исключительной прерогативой Совета депутатов, а не суда, а также что решение об удалении главы сельского поселения в отставку является правом, а не обязанностью Совета депутатов, судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании материального закона, поскольку последствие в виде досрочного удаления главы поселения в отставку за неисполнение установленных законом ограничений и обязанностей, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным.

Ссылка заинтересованного лица главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В. на то, что совершенные им действия, связанные с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции, являются незначительными, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку для принятия решения о досрочном удалении главы поселения в отставку достаточно лишь одного факта нарушения установленных законодательством запретов и ограничений.

Также судом отклоняются доводы представителя заинтересованного лица главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В. - Запевалова А.С. о том, что правом инициировать принятие решения о досрочном удалении в отставку главы поселения наделены депутаты Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области и Губернатор Челябинской области.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (п.п.1 и 2 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

При этом, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу п.1 ст.24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Исходя из анализа статей 3, 6 - 11 Федерального закона №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федерального закона №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, ставить, наряду с депутатами представительного органа муниципального образования и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации перед представительным органом местного самоуправления вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку, а также оспаривать в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, решения представительного органа местного самоуправления об отказе в удалении главы муниципального образования в отставку.

Ссылка представителя заинтересованного лица главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А.В. - Запевалова А.С. на то, что в административном исковом заявлении прокурора не указано какие права, свободы и законные интересы Российской Федерации нарушены оспариваемым решением является необоснованной, поскольку в обоснование заявленных требований Чебаркульским городским прокурором указано на несоответствие оспариваемого решения Совета депутатов требованиям законодательства об организации местного самоуправления в Российской Федерации и противодействии коррупции.

Руководствуясь ст.ст.14, 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Совета депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области №168 от 20 декабря 2018 года «О рассмотрении представления прокурора от 30 ноября 2018 года №10-2018 «Об устранении нарушений закона о противодействии коррупции»».

Обязать Совет депутатов Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области принять решение о досрочном удалении в отставку главы Филимоновского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области Белянина А. В. в соответствии со ст.74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: