Дело № 2а-295/2022
УИД: 66RS0036-01-2022-000427-12
Решение в окончательной форме принято 20 июля 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2022 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Мальцевой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храповой А.Е.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Манина Сергея Александровича к Управлению по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества администрации городского округа Верхняя Тура, главе городского округа Верхняя Тура Веснину Ивану Сергеевичу, Администрации городского округа Верхняя Тура, специалисту 1 категории Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Грибовой Елене Алексеевне, начальнику Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Кушнирук Ирине Петровне о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Манин С.А. обратился в Кушвинский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества администрации городского округа главе городского округа Веснину Ивану Сергеевичу, Администрации городского округа , специалисту 1 категории Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Грибовой Елене Алексеевне, начальнику Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Кушнирук Ирине Петровне о признании незаконным бездействия, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просит:
-признать незаконным решение Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура об отказе в оказании муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории городского округа Верхняя Тура», изложенное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ виду несоответствия причин отказа в предоставлении муниципальной услуги п. 9 раздела 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории городского округа Верхняя Тура»;
-признать незаконным бездействие Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура, выразившееся в не совершении действий, предусмотренных п. 2.5 раздела 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории городского округа ».
В обоснование заявленного требования указано, что административный истец является собственником земельного участка площадью 324 кв.м. по адресу: г. и земельного участка площадью 221 кв.м. по адресу: г. . Постановлением главы городского округа ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории кадастровых кварталов №; №; №; №; № (территория ограниченная , восточной границей Верхнетуринского водохранилища, южной и восточной границей квартала 66:38:0102015, линией ВЛ-35кВ, ) в г. Верхняя Тура был утвержден проект планировки указанных кадастровых кварталов. Данный проект является нормативным документом, которым руководствуется Управление по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура при осуществлении градостроительной деятельности. Кроме того, данная документация являлась основообразующей при утверждении Генерального плана городского округа Верхняя Тура, утвержденного решением Думы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана городского округа Верхняя Тура». Постановлением главы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории городского округа Верхняя Тура» (далее Административный регламент»).
ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь данным регламентом, Манин С.А. обратился в Управление по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура с заявлением об оказании указанной муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории городского округа Верхняя Тура», путем принятия решения о подготовке документации по планировке территории для внесения изменений в проект и выдаче необходимых документов. Заявление с приложением было направлено в электронном виде по указанной в регламенте электронной почте с прикреплением электронной цифровой подписи представителем заявителя, с указанием электронной почты для ответа и адреса для почтовой корреспонденции. На дату подачи настоящего административного искового заявления истец не уведомлен о факте регистрации заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории городского округа Верхняя Тура» ответом № от ДД.ММ.ГГГГ отказано по причине необоснованных оснований увеличения границ земельных участков, изменения красных линий, изменения конфигурации и местоположения границ земельных участков, расположенных по адресу г. , и . Административный истец находит решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги в виде ответа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным ввиду несоответствия причин отказа п. 9 раздела 2 Административного регламента.
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела посредством почтового отправления в соответствии с положениями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный истец Манин С.А. и его представитель Панченко А.В., действующий по доверенности, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Верхняя Тура Хачирова М.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что муниципальные услуги предоставляются в соответствии с утвержденным Административным регламентом. Заявление административного истца об оказании муниципальной услуги зарегистрировано и рассмотрено в установленный срок. Ответ об отказе в оказании муниципальной услуги был направлен Манину С.А. почтовой связью заказным письмом с уведомлением, которое им не было получено и возращено по истечении срока хранения. Бездействия не усматривается. В оказании муниципальной услуги отказано, поскольку положения ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации не позволяют увеличение границ земельных участков, принадлежащих Манину С.А. на праве собственности за счет свободных земель.
Административные ответчики - глава городского округа Верхняя Тура Веснин И.С., специалист 1 категории Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Грибова Е.А. в судебное заседание не вились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административные ответчики – представитель Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества администрации городского округа Верхняя Тура, начальник Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Кушнирук И.П. в судебное заседание не явились, возражений, ходатайств не заявили.
Учитывая изложенное, а также то, что явка указанных лиц не признана судом обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании части 6 статьи 226, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание доводы представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); 4) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; 5) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 6) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что согласно Решения Думы городского округа Верхняя Тура от 06.08.2018 № 50 «Об утверждении Положения о порядке и условиях передачи муниципального имущества городского округа Верхняя Тура в хозяйственное ведение и оперативное управление, использования и содержания, осуществления контроля за его целевым использованием» Управление по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества является уполномоченным органом администрации в сфере реализации полномочий собственности.
Манин С.А. является собственником земельного участка площадью 324 кв.м. по адресу: г. , земельного участка площадью 221 кв.м. по адресу: г. .
Постановлением главы городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории кадастровых кварталов № (территория ограничения , восточной границей Верхнетуринского водохранилища, южной и восточной границей квартала №, линией ВЛ-35кВ, ) в г. Верхняя Тура был утвержден проект планировки указанных кадастровых кварталов.
Постановлением главы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории городского округа Верхняя Тура».
Постановлением главы городского округа Верхняя Тура № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых в городском округе Верхняя Тура, назначены лица, ответственные за предоставление сведений о предоставляемых муниципальных услугах, в том числе, лицом, ответственным за предоставление муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории» назначена специалист 1 категории Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Грибова Е.А.
ДД.ММ.ГГГГ Манин С.А. обратился в Управление по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества администрации городского округа Верхняя Тура с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории городского округа Верхняя Тура» путем его направления по электронной почте на электронный адрес ogarc@bk.ru.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно п. п. 2, 6, 8 раздела 2 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется отделом архитектуры и градостроительства администрации городского округ Верхняя Тура. Для предоставления муниципальной услуги, предусмотренной Административным регламентом, заявитель направляет в отдел документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия лица, обратившегося с заявлением от имени заявителя, заявление о предоставлении услуги (в свободной форме) с изложением предложений о подготовке документации по планировке территории, в отношении которой предлагается подготовить документацию по планировке, а также причин (оснований), по которым предлагается подготовить документацию по планировке такой территории. Заявителю может быть отказано в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в связи с не предоставлением документов, в частности, документов, определенных в п. 6 административного регламента.
Согласно п.п. 3 п. 7 раздела 2 Административного регламента заявление о предоставлении муниципальной услуги с приложением документов, указанных в п. 6 настоящего раздела может быть направлено, в частности, в электронной форме в отсканированном виде на электронную почту по адресу: ogarc@bk.ru.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- информирование и консультирование заявителей по вопросу предоставления муниципальной услуги,
- прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги,
- принятие решения о подготовке документации по планировке территории, либо принятие решения об отказе в подготовке документации по планировке территории,
- выдача заявителю копии постановления главы городского округ Верхняя Тура о разработке документации по планировке территории или письма об отказе в принятии предложений заявителя с указанием причин отказа (раздел 3).
Основанием для начала административной процедуры «Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги» является обращение заявителя, в том числе, в электронной форме в отдел архитектуры и градостроительства администрации городского округ Верхняя Тура (п. 2.1 раздела 3).
Прием регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, осуществляется специалистом отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округ Верхняя Тура (п. 2.2 раздела 3).
Согласно п. 2.5 раздела 3 Административного регламента в случае оказания муниципальной услуги в электронной форме специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа Верхняя Тура, ответственный за прием и регистрацию документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги проверяет наличие документов, указанных в п. 6 раздела 2, необходимых для предоставления муниципальной услуги; производит регистрацию документов, указанных в п. 6 раздела 2 административного регламента в день поступления в электронном виде; в 2-хдневный срок с момента поступления заявления в электронном виде направляет заявителю электронное сообщение, подтверждающее прием данных документов, а также направляет заявителю следующую информацию:
-о дате и времени для личного приема заявителя,
-о перечне документов (оригиналов), необходимых для предоставления муниципальной услуги при личном приеме для проверки их достоверности,
-должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за оказание муниципальной услуги,
-в случае, если в электронной форме заявителем направлены не все документы, указанные в п. 6 раздела 2 административного регламента, информирует заявителя о необходимости представления (направления по почте) недостающих документов и других обстоятельствах, препятствующих получению муниципальной услуги и способах их устранения,
-иную информацию.
Согласно п. 2.6 раздела 3 Административного регламента результатом административной процедуры «Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги» является регистрация заявления и прилагаемых к нему документов либо мотивированный отказ в приеме документов.
Согласно п. 3.2 Административного регламента копия постановления главы городского округа Верхняя Тура о подготовке документации по планировке территории и техническое задание на разработку проекта планировки территории или письмо об отказе в принятии предложений высылается заявителю (его представителю) лично либо направляется по почте письмом в течение 3 рабочих дней после подписания.
ДД.ММ.ГГГГ заявление Манина С.А. было зарегистрировано Администрацией городского округа Верхняя Тура.
ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом Грибовой Е.А. подготовлен и за подписью главы городского округ Верхняя Тура Веснина И.С. направлен письменный ответ Манину С.А. об отказе в предоставлении муниципальной услуги, поскольку земельные участки с разным видом разрешенного использования объединить невозможно, не указан конкретный объект капитального строительства, который предполагается к строительству, увеличение границ земельных участков за счет свободной, невостребованной территории в связи с планируемым строительством объекта капитального строительства ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Вместе с тем в нарушение положений п.п. 3 п. 2.5 раздела 3 Административного регламента, специалистом 1 категории Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Грибовой Е.А. заявителю, обратившемуся за муниципальной услугой в электронной форме, в 2-хдневный срок с момента поступления заявления в электронном виде, не направлено электронное сообщение, подтверждающее прием данных документов, а также сведения о должности, фамилии, имени и отчества лица, ответственного за оказание муниципальной услуги.
Кроме того, административный истец оспаривает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги по причине несоответствия приведенных в решении оснований для отказа, основаниям, приведенным в п. 9 раздела 2 Административного регламента.
Согласно п. 9 раздела 2 Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренной настоящим Административным регламентом может быть отказано в следующих случаях: изложены неконкретные предложения о подготовке документации по планировке территории, не указана конкретная территория, в отношении которой предлагается подготовить документацию по планировке, не указаны причины (основания), по которым предлагается подготовить документацию по планировке территории, предложения о подготовке документации по планировке территории не соответствуют утвержденному генеральному плану городского округа Верхняя Тура.
Указанный пункт Административного регламента предусматривает конкретные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Указанный перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Приведенные в решении об отказе основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги не соответствуют основаниям, изложенным в п. 9 раздела 2 Административного регламента.
При этом, необходимо отметить, что исходя из содержания ответа от ДД.ММ.ГГГГ, содержания положений п. 2.6 и п. 3 Административного регламента муниципальным органом в случае принятия документов к рассмотрению, осуществляется подготовка и согласование проекта постановления Главы городского округа Верхняя Тура о подготовке документации по планировке территории, либо заявителю направляется письмо об отказе в принятии предложений. В данном случае Манину С.А. фактически отказано в принятии предложения о подготовке документации по планировке территории, а не в предоставлении муниципальной услуги, как о том, указано в решении от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом установленных судом обстоятельств имеются основания для удовлетворения требований административного истца, поскольку имеется совокупность условий, указанных в части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 178 – 180, 208 – 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Манина Сергея Александровича к Управлению по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества администрации городского округа Верхняя Тура, главе городского округа Верхняя Тура Веснину Ивану Сергеевичу, Администрации городского округа Верхняя Тура, специалисту 1 категории Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Грибовой Елене Алексеевне, начальнику Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Кушнирук Ирине Петровне о признании незаконным бездействия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие специалиста 1 категории Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура Грибовой Елены Алексеевны, выразившееся в неисполнении п. 2.5 раздела 3 Административного регламента при работе с заявлением Манина Сергея Александровича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории городского округа Верхняя Тур».
Признать незаконным решение Управления по делам архитектуры, градостроительства и муниципального имущества Администрации городского округа Верхняя Тура об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории» городского округа Верхняя Тура» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, о чем в течение месяца сообщить суду первой инстанции и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Кушвинский городской суд.
Судья В.В. Мальцева