ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/2022 от 14.01.2022 Мамско-чуйского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2022 года р.п. Мама

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре Концевых М.М., с участием представителя административного истца помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Романова А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №38RS0015-01-2021-000188-04 (номер производства 2а-2/2022 (2а-75/2021) по административному исковому заявлению Прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станций I типа, входящий в состав Усть-Кутского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что в рамках осуществления надзора за исполнением лесного законодательства, в деятельности Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области», министерства лесного комплекса Иркутской области установлены нарушения требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность в лесах и тушение лесных пожаров, выразившиеся в несоблюдении требований действующего законодательства по обеспечению лесопожарных формирований пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В структуру Усть-Кутского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» входит лесопожарная станция (далее по тексту – ЛПС) 1 типа, выполняющая мероприятия, определенные государственным заданием № 1 от 29.12.2020 на территории Мамско-Чуйского района.

16.12.2020 министром лесного комплекса Иркутской области издано распоряжение № 91-3008-мр «О подготовке к пожароопасному сезону 2021 года», в целях подготовки к пожароопасному сезону 2021 года, обеспечения надлежащего функционирования средств тушения лесных пожаров в 2021 году, в том числе лесопожарных технических средств, оборудования, инвентаря и средств связи осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что подготовка к пожароопасному сезону на поднадзорной территории АУ «Лесхоз Иркутской области» проведена не в полном объеме, действующая ЛПС I типа (адрес местонахождения: <...>) не обеспечена требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р, что свидетельствует о бездействии по осуществлению возложенных на министерство лесного комплекса Иркутской области и областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» полномочий в сфере охраны, защиты лесов.

Бездействие по осуществлению полномочий в сфере охраны, защиты лесов нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе нарушает законные интересы и права граждан на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции I типа, входящей в Усть-Кутский филиал областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области», расположенной по адресу: , в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области, Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» в срок не позднее 01.07.2024 года обеспечить оснащение, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарную станцию I типа, входящую в состав Усть-Кутского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», расположенную по адресу: , пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом прият отказ административного истца прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области от административных исковых требований к административному ответчику Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» и производство в части административных исковых требований к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» - прекращено. Также принят отказ от требований к Министерству лесного комплекса Иркутской области в части возложения обязанности обеспечить лесопожарную станцию I типа, входящую в состав Усть-Кутского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», расположенную по адресу: – 1 (одним) автомобилем пассажирским или грузопассажирским на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением, производство по административному делу в данной части требований прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Романов А.П. заявленные административные исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Административные ответчики - Министерство лесного комплекса Иркутской области, Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» и заинтересованные лица - Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Мамско-Чуйскому лесничеству, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Явка сторон в судебное заседание не является обязательной.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в Мамско-Чуйском районном суде в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) размещена на сайте Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 КАС РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

В письменных возражениях на административное исковое заявление, поступивших через портал «Электронное правосудие» представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области – ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, указала на то, что процессуальным истцом не конкретизировано в иске, за счет каких средств предполагается обеспечение пожарной техникой и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций филиалов ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» по нормативам, установленным Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 года № 1605-р. Между тем, согласно части 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Министерством ежегодно с 2016 года направляются запросы в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительного финансирования для укомплектования станций, осуществляющих тушение пожаров. Вместе с тем, до настоящего времени необходимое финансирование не выделено. Учитывая, что в соответствии с пунктом 14 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 года № 178-пп, министерство расходует полученные им субвенции из федерального бюджета строго в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, исполнить заявленные требования не представляется возможным. Именно Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель обеспечивает выделении Иркутской области финансовых средств из федерального бюджета на охрану лесов от пожаров, поэтому министерство не является надлежащим ответчиком.

Также в суд поступили письменные пояснения относительно заявленных требований от представителя по доверенности ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, который указал на то, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение ЛПС 1 типа в передан автомобиль УАЗ-390995-04, что свидетельствует об укомплектовании ЛПС 1 типа, расположенной в , пассажирским или грузопассажирским автомобилем на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением (код - АГП1).

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела и поступившие отзывы на иск, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу положений части 1, части 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечения охраны и защиты лесов.

Понятие леса определено статьей 5 ЛК РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 53).

Предупреждение лесных пожаров согласно части 1 статьи 53.1 ЛК РФ включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Под обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров понимается приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (часть 5 статьи 53.1)

Лесное законодательство согласно пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. При этом охрана природных ресурсов является необходимым условием для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (статья 3).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Согласно части 7 статьи 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (подпункт 18 пункта 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 N 183-уг).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 N 155-пп (далее по тексту - Положение) к функциям Министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области министерством лесного комплекса Иркутской области учреждено областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области».

В соответствии с пунктом 1.3 Устава, утвержденного распоряжением министра лесного комплекса N 36-мр от ДД.ММ.ГГГГ, ОГАУ «» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Полномочия учредителя ОГАУ «» от имени осуществляет министерство лесного комплекса (пункт 1.4). Предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты лесов, то есть министерства лесного комплекса (пункт 2.1). Основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите лесов, выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров (пункт 2.3).

В соответствии с абзацем 4 пункта 5.2 Устава к компетенции учредителя в области управления ОГАУ «» относится установление задания для последнего в соответствии с предусмотренной его Уставом основною деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно Учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

В соответствии с Порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями и финансового обеспечения выполнения государственного задания, предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области от 31.12.2010 N 348-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации» и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Иркутской области, в том числе при осуществлении переданных Иркутской области полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, министерством лесного комплекса Иркутской области 29.12.2020 Распоряжением N 91-3259-мр утверждено государственное задание N 1 от 29.12.2020 ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно Приложению N 1 к настоящему распоряжению.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

В целях выполнения государственного задания в соответствии с указанным выше Распоряжением, директором ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» 15.01.2021 издан приказ N 4, на основании которого его структурным подразделениям в лице филиалов доведены объемы и виды выполняемых работ (мероприятий).

Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р на основании части 4 статьи 53.3 ЛК РФ утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов».

Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Министерством лесного комплекса Иркутской области сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».

Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N 6), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является ФП «Сохранение лесов».

В соответствии с частями 3, 5 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу пункта 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 736 от 23.09.2010, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

В силу пункта 3(1). Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.

Согласно пункта 8 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

В соответствии с пунктом 8.1 Правил, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Так, во исполнение Распоряжения Правительства РФ N 1605-р, распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области N 91-378-мр от 26.02.2021 утверждена структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций.

В соответствии с указанным документом в структуру Усть-Кутского филиала АУ «» входит лесопожарная станция (далее по тексту – ЛПС) 1 типа, выполняющая мероприятия, определенные государственным заданием от ДД.ММ.ГГГГ на территории .

16.12.2020 министром лесного комплекса Иркутской области издано Распоряжение № 91-3008-мр «О подготовке к пожароопасному сезону 2021 года». Как следует из указанного документа в целях подготовки к пожароопасному сезону 2021 года, обеспечения надлежащего функционирования средств тушения лесных пожаров в 2021 году, в том числе лесопожарных технических средств, оборудования, инвентаря и средств связи осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1605-р.

Проведенной прокуратурой Мамско-Чуйского района проверкой установлено, что подготовка к пожароопасному сезону на поднадзорной территории АУ «Лесхоз Иркутской области» проведена не в полном объеме, действующая ЛПС не обеспечена пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1605-р.

По результатам проверки ЛПС I типа (адрес местонахождения: ), установлено, что в нарушение следующих положений Распоряжения Правительства РФ № 1605-р отсутствует: пункт 12 Таблица 2 - 1 автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. (код - АГ2). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-1 - 1; пункт 14 Таблица 2 - 1 вездеход (мотовездеход) возимый (авиатранспортабельный) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом (код – ВМ). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-1 - 1; пункт 15 Таблица 2 – 1 лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором (код – ЛМ). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-1 – 1; пункт 17 Таблица 2 - 1 трактор универсального или общего назначения на гусеничном или колесном шасси (код – Т). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-1 - 1; пункт 18 Таблица 2 - 1 почвообрабатывающее устройство - плуг лесопожарный (навесное почвообрабатывающее орудие) или почвообрабатывающее орудие активного типа (грунтомет, щелепрокладыватель и аналоги) для трактора, предназначенное для создания противопожарных барьеров (код – Пл). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-1 – 1; пункт 19 Таблица 2 - 1 прицепной модуль - прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенное для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров (код – МП). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-1 – 1; пункт 26 Таблица 3 - 1 бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями - 5 штук, запасными принадлежностями (код - СП3). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 2 на группу (на момент проверки в ЛПС имеется 1 ед.); пункт 27 Таблица 3 - 2 индивидуальных моторизованных средства пожаротушения (воздуходувка или ручной моторизованный лесной огнетушитель или ручной моторизованный грунтомет или ручной моторизованный полосопрокладыватель или экзоскелет (пассивного или активного типа) или мотокусторез или электрофицированный пожарный ствол) (код – СП-4). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 2 (на момент проверки в ЛПС имеется 1 ед.); пункт 28 Таблица 3 - 1 установка высокого давления (переносная) в комплекте (код - ВО1). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 1; пункт 32 Таблица 3 – 1 мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) (код – ВО5). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 1; пункт 33 Таблица 3 - 3 пожарных емкости закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) (код - ВО6). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 3 на группу;

пункт 35 Таблица 3 – 5 стволов пожарных (код - ВО8). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 5; пункт 37 Таблица 3 - 100 метров напорных пожарных рукавов (метров) (код - ВО10). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 600; пункт 38 Таблица 3 - 1 комплект технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щетки, приспособления для переноски рукавов (код - ВО11). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 1; пункт 42 Таблица 4 - 1 тепловизор (портативный) (код - К2). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 1; пункт 43 Таблица 4 – 1 метеостанция с анемометром полевая (карманная) (код - К3). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 1; пункт 44 Таблица 4 – 1 комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) (код - К5). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 1; пункт 45 Таблица 4 – 2 прибора спутниковой навигации (навигатор) (код - К6). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 2 на группу; пункт 47 Таблица 4 - 1 радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи (код - СК1). СК1 предусматривается в оснащении лесопожарного формирования только для лесопожарных станций, охраняющих леса в зоне авиационного обнаружения и (или) в районе применения авиационных сил и средств пожаротушения. Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарной станции – 1; пункт 48 Таблица 4 – 1 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи (код – СК2). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарной станции - 1, авиаотделения – 1; пункт 49 Таблица 4 - 2 радиостанции УКВ диапазона возимая наземного канала связи (код – СК3). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу автомобилей; пункт 50 Таблица 4 – 2 радиостанции УКВ диапазона носимая авиационного канала связи. СК4 предусматривается в оснащении лесопожарного формирования только для лесопожарных станций, охраняющих леса в зоне авиационного обнаружения и (или) в районе применения авиационных сил и средств пожаротушения (код – СК4). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 2 на группу; пункт 55 Таблица 4 – 1 звуковещательное устройство (переносное) (код – СК10). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 1; пункт 56 Таблица 4 – 1 комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук (код - СК11). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 1; пункт 59 Таблица 5 часть 1 – индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система (код - ПС2). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - по числу лесных пожарных, бригадиров; пункт 61 Таблица 5 часть 1 - термоизоляционный коврик (надувной матрас) (код - ПС4). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - по числу лесных пожарных, бригадиров;

пункт 62 Таблица 5 часть 1 – палатки для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов (код - ПС5). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - по числу лесных пожарных, бригадиров (на момент проверки в ЛПС имеется 2 палатки); пункт 63 Таблица 5 часть 1 – 1 тент бивуачный (код - ПС6). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - по необходимости; пункт 66 Таблица 5 часть 1 – 1 контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения (код - ПС9). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - по необходимости; пункт 67 Таблица 5 часть 1 – 1 контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря (код - ПС10). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - по необходимости;

пункт 68 Таблица 5 часть 1 - 1 комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги) (код – ПС11). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций и авиаотделений - по числу групп из расчета 2 на группу; пункт 69 Таблица 5 часть 1 – 2 прожектора переносного светового силой не менее 1000 люмен (код - ПС12). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций по числу групп из расчета 2 на группу; пункт 72 Таблица 5 часть 1 – 1 металлический шкаф или сейф (код - СО2). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций по 1; пункт 73 Таблица 5 часть 1 – 1 комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарные инструменты, точильный станок электрический, станок для заточки пильных цепей и др. (код – СО3). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций и авиаотделений - по 1; пункт 74 Таблица 5 часть 1 - 1 комплект средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства (код - СО4). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций и авиаотделений - по 1; пункт 75 Таблица 5 часть 1 - 1 комплект сигнальных лент или флажков (знаков) (код – СО6). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 – 1.

Указанные результаты прокурорской проверки также подтверждаются информационным письмом ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным прокурору , подтверждающим доводы административного истца.

Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено статьей 4, статьей 15 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.

Таким образом, в противовес доводам представителя административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО5, требования к данному административному ответчику предъявлены обоснованно. Истцом конкретизировано, что в соответствии с частью 3, частью 5 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учете которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

В соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. п. 26, 27, 28 Приказа Минприроды России от 06.08.2019 N 529).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия (Министерство лесного комплекса Иркутской области), по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

Распоряжение Правительства РФ N 1605-р вступило в силу 19.07.2019 года. Данные о том, что Министерство лесного комплекса Иркутской области до 1 декабря 2019 года и до 1 декабря 2020 года согласовывало с Рослесхозом объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий по охране лесов от пожаров, ответчиком не представлены. Также как и не представлены сведения о том, что министерство со ссылкой на недостаточность финансирования, обращалось в Рослехоз о выделении дополнительных средств из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения в рамках ФП «Сохранение лесов» на оснащение учреждений основными средствами в целях охраны лесов от пожаров осуществляется на основе заявленной оценки потребности учреждений в технике и оборудовании.

В этой связи суд считает, что направление ответчиком письма на имя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2021 N 02-91-4772/2 о выделении дополнительного финансирования в рамках подготовки к пожароопасному сезону без приложения перечня необходимой техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и обосновывающей информации о ее стоимости и необходимости, не свидетельствует о надлежащем исполнении министерством возложенных на него обязанностей.

Иных доказательств надлежащего обращения административного ответчика к уполномоченному органу главному распорядителю и получателю средств федерального бюджета в лице Федерального агентства лесного хозяйства в рамках ФП «Сохранение лесов» материалы дела не содержат, что подтверждает доводы административного истца относительно бездействия административного ответчика, выразившееся в несоблюдении требований действующего законодательства по обеспечению лесопожарных формирований пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, поскольку исходя из вышеуказанных норм, следует, что направление лишь запросов в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительного финансирования в рамках подготовки к пожароопасному сезону недостаточно.

Также как и не представлено доказательств того, что Федеральное агентство лесного хозяйства, в нарушении пункта 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, отказал Министерству лесного комплекса Иркутской области в предоставлении финансирования переданных полномочий по заявкам или в согласовании объема финансирования.

Сама по себе недостаточность финансирования, на которую ссылается в своих возражениях представитель административного ответчика, не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа государственной власти субъекта Российской Федерации и отказа в удовлетворении иска.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по укомплектованию требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения статьи 1, статьи 51 ЛК РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии факта неправомерного бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области в неисполнении обязанности по обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции I типа, входящей в Усть-Кутский филиал областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области», расположенной по адресу: .

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд с учетом установленных в судебном заседании юридически значимых обстоятельств, принимая во внимание доказательства, представленные сторонами по делу, находит требования административного иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить административному ответчику, суд считает необходимым установить срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, указанный в уточненных требованиях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, о признании бездействия незаконным, обязании устранения нарушений - удовлетворить.

Признать бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области незаконным по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции I типа, входящей в Усть-Кутский филиал ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», расположенной по адресу: , в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области () в срок не позднее 01.07.2024 обеспечить оснащение, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарную станцию I типа, входящую в состав Усть-Кутского филиала ОГАУ «», расположенную по адресу: , следующей пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: 1 автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т.; 1 вездеход (мотовездеход) возимый (авиатранспортабельный) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом; 1 лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором; 1 трактор универсального или общего назначения на гусеничном или колесном шасси; 1 почвообрабатывающее устройство - плуг лесопожарный (навесное почвообрабатывающее орудие) или почвообрабатывающее орудие активного типа (грунтомет, щелепрокладыватель и аналоги) для трактора, предназначенное для создания противопожарных барьеров; 1 прицепной модуль - прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.); 1 бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями - 5 штук, запасными принадлежностями; 1 индивидуальное моторизованное средство пожаротушения (воздуходувка или ручной моторизованный лесной огнетушитель или ручной моторизованный грунтомет или ручной моторизованный полосопрокладыватель или экзоскелет (пассивного или активного типа) или мотокусторез или электрофицированный пожарный ствол); 1 установка высокого давления (переносная) в комплекте; 1 мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.); 3 пожарных емкости закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги); 5 стволов пожарных; 100 метров напорных пожарных рукавов; 1 комплект технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щетки, приспособления для переноски рукавов; 1 тепловизор (портативный); 1 метеостанция с анемометром полевая (карманная); 1 комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом; 2 прибора спутниковой навигации (навигатор); 1 радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи; 1 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи; 2 радиостанции УКВ диапазона возимая наземного канала связи; 2 радиостанции УКВ диапазона носимая авиационного канала связи; 1 звуковещательное устройство (переносное); 1 комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук; 1 – индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система; 1 - термоизоляционный коврик (надувной матрас); 3 палатки для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов; 1 тент бивуачный; 1 контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения; 1 контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря; 1 комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги); 2 прожектора переносных световых силой не менее 1000 люмен; 1 металлический шкаф или сейф; 1 комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарные инструменты, точильный станок электрический, станок для заточки пильных цепей и др.; 1 комплект средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства; 1 комплект сигнальных лент или флажков (знаков).

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с 18.01.2022 года.

Судья С.А.Давиденко