ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3007/23 от 24.08.2023 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-3007/23

УИД-09RS0001-01-2023-003740-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Черкесск КЧР 24 августа 2023 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Турклиевой Ф.М., при секретаре судебного заседания Каблаховой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево - Черкесской Республике к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по КЧР обратилось в Черкесский городской суд КЧР с иском к ФИО1 и просит суд взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 4219 руб., пеня в размере 39,59 руб. В обоснование требований указывает, что административный ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги, сборы, пени и штрафы. Согласно полученным налоговым органом сведениям за налогоплательщиком числятся транспортные средства: автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , марка/модель: СУЗУКИ ДЖИМНИ, VIN: , год выпуска 2014, мощность двигателя 106,10 л. с., дата регистрации права 24.04.2015г.; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ЛАДА 217050 ЛАДА ПРИОРА, VIN: , год выпуска 2015, мощность двигателя 106,10 л. с., дата регистрации права 24.04.2015г., дата утраты права 22.11.2016г.; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ЛАДА 217030 LADA PRIORA, VIN: , год выпуска 2013, мощность двигателя 98,00 л. с., дата регистрации права 26.10.2017г., дата утраты права 14.08.2018г.; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ВАЗ 217030 LADA PRIORA, VIN: , год выпуска 2009, мощность двигателя 98,00 л. с., дата регистрации права 31.03.2017г. Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление об уплате налогов. За неуплату сумм налогов в срок, установленный законодательством, начисляется пеня. В связи с тем, что налогоплательщик суммы налогов не уплатил, на сумму недоимки административным истцом была начислена пеня. В связи с неуплатой сумм налогов и пеней налоговый орган в адрес административного ответчика выставил и направил требование об уплате налога. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, не уплатил в бюджет сумму задолженности в общем размере 26791,05 руб. До настоящего времени задолженность в добровольном порядке не уплачена. Судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налогов отменен.

Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание не явились, о нем извещены, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

В силу ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. В п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе, к судебным извещениям и вызовам (гл. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов административного дела следует, что извещение о судебном заседании было направлено ФИО1 по адресу его регистрации, заказным письмом с уведомлением. Конверт с судебным извещением вернулся в суд по истечении срока его хранения. Правила вручения уведомления разряда "Судебное" почтой соблюдены. Как следует из официальных сведений сайта Почты России, данное судебное уведомление 11.08.2023 поступило в отделение связи в место вручения, 12.08.2023 состоялась неудачная попытка вручения, 19.08.2023 вследствие неудачной попытки вручения возвращено отправителю из-за истечения срока хранения, т.е. им не получено по обстоятельствам, зависящим от него.

Согласно ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле о взыскании обязательных платежей и санкций, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При таких данных, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив в судебном заседании материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 5 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований, взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком - физическим лицом со дня внесения в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Как указано в ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащая уплате сумма налога, уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Данные правила применяются также в отношении порядка уплаты сборов, пеней и штрафов.

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, представляющее собой письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

Из представленных административным истцом материалов, что согласно полученным налоговым органом сведениям за налогоплательщиком числятся транспортные средства: автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , марка/модель: СУЗУКИ ДЖИМНИ, VIN: , год выпуска 2014, мощность двигателя 106,10 л. с., дата регистрации права 24.04.2015г.; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ЛАДА 217050 ЛАДА ПРИОРА, VIN: , год выпуска 2015, мощность двигателя 106,10 л. с., дата регистрации права 24.04.2015г., дата утраты права 22.11.2016г.; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ЛАДА 217030 LADA PRIORA, VIN: , год выпуска 2013, мощность двигателя 98,00 л. с., дата регистрации права 26.10.2017г., дата утраты права 14.08.2018г.; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ВАЗ 217030 LADA PRIORA, VIN: , год выпуска 2009, мощность двигателя 98,00 л. с., дата регистрации права 31.03.2017г.

При таких данных, ФИО1 в рассматриваемый период (2015-2017) являлась плательщиком транспортного налога. Согласно налоговому уведомлению №111914796 от 14.08.2018 года транспортный налог на вышеуказанные автомобили начислен за 2015-2017 год в общем размере 7189 руб.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (страховых взносов) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (страховых взносов) в порядке ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений п. 6 ст.69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (страховых взносов) должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

В порядке соблюдения претензионного судебного порядка, а также в связи с неуплатой вышеперечисленных налогов в установленный срок согласно ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекцией в адрес налогоплательщика были направлено требование №19504 от 06.02.2019 г. об уплате налога на сумму 7189 руб., пени 118,07 руб., сроком уплаты до 20.03.2019 г.

Указанное требование выставлено налогоплательщику в установленный налоговым законодательством срок, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена. В добровольном порядке требование в установленный в нем срок плательщиком страховых взносов не исполнено.

Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Так, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В то же время ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Налоговая инспекция, руководствуясь положениями ст.ст. 31, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 17.1, 123.1, 123.2, 123.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратилась в судебный участок судебного района г.Черкесска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам.

05.07.2019 года мировым судьей судебного участка №1 Усть-Джегутинского судебного района вынесен судебный приказ №2а-1199/2019 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам.

Определением от 13.01.2023 года судебный приказ №2а-1199/2019 от 05.07.2019 года в связи с поступившими от административного ответчика возражениями отменен. После чего Управление обратилось в суд с настоящим иском, 13.07.2022 года иск подан в отделение почтовой связи.

Таким образом, судом установлено, что установленные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требования закона налоговым органом соблюдены, исковое заявление подано в суд в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств уплаты задолженности по налогу, а также каких - либо иных доказательств, опровергающих доводы налогового органа, административным ответчиком не представлено.

При таких данных, суд признает исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по КЧР к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению по вышеизложенным правовым и фактическим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку, разрешая исковые требования, суд пришел к выводу о необходимости их удовлетворения, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче административного иска, подлежит взысканию в доход муниципального образования города Черкесска с ответчика, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево - Черкесской Республике к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.

Взыскать в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево - Черкесской Республике в доход бюджета с ФИО1, ИНН <***>, недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 4219 руб., пеня в размере 36,59 руб., а всего на общую сумму в размере 4255 (четыре тысячи двести пятьдесят пять) руб. 49 коп.

Взыскать с ФИО1, ИНН <***>, в доход муниципального образования города Черкесска государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 30 августа 2023 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Ф.М. Турклиева