ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/2017 от 01.03.2017 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-300/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2017 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе: председательствующего судьи Новицкой Т.В., при секретаре Зариповой Р.Р., с участием представителя административного истица ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО7ФИО6 о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГФИО8 об обязанности спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации лесов, и об освобождении от исполнения данного предписания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9 обратился в суд с административным иском, оспаривая предписание от ДД.ММ.ГГГГФИО10, в соответствии с которым на него возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации лесов. Административный иск мотивирован тем, что ни Лесной кодекс, ни Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, не содержат регламентированных сроков проведения лесоустройства. Инструкция только констатирует факт, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Кроме того, финансирование заповедника осуществляется Минприродой на основе утвержденного государственного задания и отведенных под его исполнение лимитов, следовательно, осуществление лесоустройства возможно только при получении задания от Минприроды.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 иск поддержал, пояснил, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов входит в инвентаризацию, которую Рослесхоз согласовал с Минприроды и намерен проводить ее с помощью ФИО11, поэтому в повторном проведении данных мероприятий нет необходимости.

Представитель ФИО12ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве с иском не согласился, по доводам изложенным в отзыве, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Суд, выслушав представителя административного истца ФИО5, изучив и проанализировав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения внеплановой проверки, на основании приказа руководителя ФИО13, было выявлено, что ФИО14 не выполнил в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ предписание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому обязан был заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации лесов, о чем отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО15 было вынесено обжалуемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на ФИО16 возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации лесов.

Данное предписание оспаривает административный истец по доводам, изложенном в административном иске и изложенным в судебном заседании.

Согласно п.1 ст. 19 Лесного кодекса РФ - мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно п.2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» - государственные природные заповедники относятся к категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Согласно ст.7 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а так же Положения о Заповеднике (утв. руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР РФ 19.03.2001 года, - Положение), первой задачей Заповедника является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

Согласно п. 26 ст. 81 Лесного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки.

Согласно п. 1, 4, 6 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;

Согласно п/п 5,6 п.1 ст. 68 Лесного кодекса РФ - лесоустройство включает в себя: таксацию лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса РФ, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 12.12.2011 года № 516.

Согласно п. 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Проектирование мероприятий по защите лесов осуществляется по данным таксации лесов и результатам лесопатологических обследований (если они проводились) с составлением соответствующих проектных ведомостей, указанных в приложении 15 к настоящей Инструкции. В состав проектируемых мероприятий по защите лесов входят профилактические, истребительные, санитарно-оздоровительные и организационно-хозяйственные мероприятия по улучшению общего состояния лесов и экологической обстановки на территории объекта лесоустройства (п. 157 Лесоустроительной инструкции).

Согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ - основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в том числе, требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии п. 11 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на ООПТ (утв. Приказом МПР РФ от 16.07.2007 года № 181) - леса, расположенные на ООПТ, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны ООПТ.

В данном случае, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов ФИО17, включенные в лесохозяйственный регламент, спроектированы на основании материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ, с давностью таксации лесов более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент Правил пожарной безопасности в лесах и Лесного кодекса РФ. За время прошедшее с ДД.ММ.ГГГГ изменились таксационные характеристики леса, классы природной пожарной опасности лесов в соответствующих кварталах, объемы профилактических мероприятий, и мероприятий по организации обнаружения и тушения лесных пожаров и требования к ним в соответствии с действующим законодательством.

Соответственно, лесохозяйственный регламент заповедника в настоящий момент в нарушение требований ст. 87 ЛК РФ основой охраны лесов от пожаров быть не может.

Таким образом, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации является необходимостью, поскольку они подлежат внесению в лесохозяйственный регламент, обязательный для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (п.6 ст. 87 ЛК РФ).

В соответствии с п. 2 Правил проведения лесоустройства таксация лесов, проектирование мероприятий по охране лесов в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Согласно п. 2 Устава ФИО18 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 года № 2056-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №2, ст. 336) находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое также осуществляет полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации (Далее – Минприроды).

Финансовое обеспечение деятельности ФИО19 осуществляется из федерального бюджета на основании сформированного в установленном законодательстве Российской Федерации государственного задания, а также от безвозмездных поступлений и доходов от приносящей доход деятельности (п. 60 Устава).

В соответствии с п. 5.30 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 года № 1219 данное министерство осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

Таким образом, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации лесов является обязанностью заповедника.

Как следует из представленного письма от ДД.ММ.ГГГГ Минприроды согласовало проведение работ по государственной инвентаризации лесов в ДД.ММ.ГГГГ. Однако административным истцом не представлены доказательства, что ФИО20 отказало или уклоняется ФИО21 в выделении дополнительных бюджетных ассигнований на проведение проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации лесов, входящего в лесоустроительные работы.

Согласно п.1 ст. 90 Лесного кодекса РФ - государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик.

Исходя из вышеуказанных норм таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при инвентаризации не проводится.

Таким образом, доводы представителя административного истца суд не принимает.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В данном случае, оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГФИО22 о возложении обязанности на ФИО23 спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации лесов является законным и обоснованным и оснований для освобождения заповедника от исполнения данного предписания суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ФИО24 в удовлетворении административного иска о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГФИО25 об обязанности спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации лесов, и об освобождении от исполнения данного предписания – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

Председательствующий судья Т.В. Новицкая.

Копия верна.

Судья Сургутского районного суда Т.В.Новицкая.