Дело № 2а-3028/2023
55RS0007-01-2023-002896-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту контроля Администрации г. Омска о признании недействительным приказа части,
установил:
ФИО1 обратился с административным иском к департаменту контроля Администрации города Омска о признании недействительным приказа в части.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является владельцем нестационарного торгового объекта площадью 9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Приказом департамента контроля Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» определены нестационарные торговые объекты самовольно размещенным движимым имуществом, в том числе: подпунктом 6 пункта 1, вышеуказанный павильон признан самовольно размещенным движимым имуществом.
Административный истец настаивает на том, что об издании оспариваемого Приказа он не уведомлялся, копию его не получал. Считает Приказ департамента контроля Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части п.п. 6 п. 1 незаконным.
Ссылаясь на положения Конституции РФ, КАС РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» административный истец просит суд признать недействительным Приказ департамента контроля Администрации города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части подпункта 9 пункта 1.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Администрации <адрес>, в качестве заинтересованных лиц Администрация Ленинского административного округа <адрес>, ООО «Купеческие ряды», ООО «Айс-Групп».
В судебном заседании административный истец ФИО1, участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, явка представителя не обеспечена, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено, о причинах неявки сведений не представлено.
Административные ответчики Администрация <адрес> и департамент контроля Администрации <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено. Представитель административных ответчиков Администрация <адрес> и департамента контроля Администрации г. Омска ФИО4, действующая на основании доверенности, представила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, в которых возражала относительно заявленных требований, настаивала на факте незаконного размещения нестационарного торгового объекта административным истцом без соблюдения правил размещения таких объектов на территории <адрес>. Указала на отсутствие обязанности уведомлять собственника торгового объекта об издании приказа о выносе самовольно размещенного движимого имущества. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованные лица администрация Ленинского административного округа <адрес>, ООО «Купеческие ряды», о времени и месте рассмотрения дела извещены, явку представителя в судебном заседании не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, представленные письменные возражения на административное исковое заявление и дополнения к ним, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является владельцем без правоустанавливающих документов торгового нестационарного объекта: павильона 9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В подтверждение указанных сведений административным истцом представлена копия договора купли-продажи торгового павильона от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым между ООО «Купеческие ряды» и ФИО1 заключен указанный договор о продаже торгового павильона 9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, акт приема-передачи (торговый павильон), который является приложением к указанному договору (л.д. 10-11).
Приказом департамента контроля Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» подпунктом 6 пункта 1 нестационарный торговый объект павильон площадью 9 кв.м., установленный по адресу: <адрес> (19 м южнее), в Ленинском административном округе <адрес>, определен самовольно размещенным движимым имуществом, установлен срок добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенных объектов до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2), определен срок принудительного выноса и (или) демонтажа павильонов до ДД.ММ.ГГГГ (п. 3) (л.д. 7-8, 36-39).
Полагая приказ департамента контроля Администрации <адрес> незаконным, поскольку нарушены, как полагает административный истец, его права в сфере предпринимательской деятельности, а также, поскольку утверждение схемы нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, ФИО1 обратился в суд.
Несмотря на формулировку требований, изложенных в административном иске в части номера обжалуемого приказа, из содержания административного искового заявления, следует, что административный истец приводит доводы о несогласии с приказом департамента контроля Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» подпунктом 6 пункта 1 нестационарный торговый объект павильон площадью 9 кв.м., установленный по адресу: <адрес> (19 м южнее), в Ленинском административном округе <адрес>, определен самовольно размещенным движимым имуществом, установлен срок добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенных объектов до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2), определен срок принудительного выноса и (или) демонтажа павильонов до ДД.ММ.ГГГГ (п. 3).
С учетом указанного, разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Положениями ст. 72 ЗК РФ и пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.
Согласно п. 2 ст. 72 ЗК РФ, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.
Уставом <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, в статье 8 определена структура органов местного самоуправления <адрес>. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <адрес> является Администрация <адрес>. Структурные подразделения Администрации <адрес> могут являться юридическими лицами, если Омским городским Советом будет принято решение об учреждении соответствующего структурного подразделения и утверждено положение о нем.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О департаменте контроля Администрации <адрес>» утверждено «Положение о департаменте контроля Администрации <адрес>».
Как следует из ст. 1 указанного Положения департамент контроля Администрации <адрес> (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации <адрес>.
Кроме того, пунктом 2 ст. 15 Положения предусмотрено, что одной из целей работы департамента является участие в реализации мероприятий по совершенствованию нестационарной торговли на территории <адрес>. Задачей департамента кроме прочих является: осуществление контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> (п. 2 ст. 16 Положения).
В силу ст. 18 Положения предусмотрены следующие функции департамента в сфере осуществления контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> департамент: выявляет нестационарные торговые объекты, самовольно размещенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, либо земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном правовым актом Администрации <адрес> (п. 1); осуществляет принудительный вынос нестационарных торговых объектов, самовольно размещенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, либо земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном правовым актом Администрации <адрес> (п. 2); совершает процессуальные действия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе составляет протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 61.<адрес> об административных правонарушениях (п. 3).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 381-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 381-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Обжалуемый приказ принят уполномоченным должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочии, размещено на официальном сайте департамента контроля Администрации <адрес> и опубликовано в газете «Третья столица» № (1360) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-44), а также на официальном портале Администрации <адрес> (л.д. 44-45).
Утверждения административного истца о незаконности обжалуемого приказа фактически сводятся к несогласию с выносом размещенного нестационарного торгового объекта. Вместе с тем, данные доводы не основаны на нормах права.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> утвержден Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории <адрес>».
Согласно п. 3 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности <адрес>) и муниципальной собственности <адрес>, а также на земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией <адрес> схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> (далее - схема размещения нестационарных торговых объектов).
Согласно п. 5 Порядка право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Пунктом 7 Порядка определены понятия, такие как, нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Нестационарные торговые объекты подразделяются на следующие типы: - временные сооружения; - временные конструкции; - передвижные средства развозной и разносной торговли.
Временные сооружения: павильон - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения; киоск - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения.
В силу п. 24 Порядка право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в следующих случаях: при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов (п. 1); предоставления компенсационного места (п. 2).
В соответствии с п. 9 Порядка органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, являются администрации административных округов <адрес> (далее - уполномоченный орган).
Незаконно размещенный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, не демонтированный владельцем нестационарного торгового объекта по истечении срока размещения нестационарного торгового объекта на территории <адрес> или в случае расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта по основаниям, предусмотренным законодательством (п. 11 Порядка).
Владелец нестационарного торгового объекта - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником нестационарного торгового объекта или владеющее нестационарным торговым объектом на иных законных основаниях (п. 12 Порядка).
Выявленные самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
За период использования места размещения нестационарного торгового объекта владельцы самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, а также владельцы незаконно размещенных нестационарных торговых объектов возмещают стоимость неосновательного обогащения по цене, существовавшей во время размещения данного нестационарного торгового объекта, рассчитанной в соответствии с пунктами 52, 52.1 настоящего Порядка без учета понижающего коэффициента для отдельных видов специализированной торговли. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами согласно положениям действующего гражданского законодательства с того времени, когда владелец такого нестационарного торгового объекта узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (п. 28 Порядка).
Вопросы выявления самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также на земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена и порядок их выноса регулируются Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации <адрес>, а именно: департамент контроля Администрации <адрес> (далее - департамент контроля) - в отношении нестационарных торговых объектов, не связанных прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенных без соблюдения Порядка размещения НТО, либо не демонтированных владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории <адрес> или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также парковочных ограждений (ограничительных столбиков, барьеров, крепежных изделий, цепей, тросов, в том числе подъемных или выдвижных устройств, перекрывающих (открывающих) движение транспортных средств в виде шлагбаума), самовольно размещенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, либо земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена (пп. 2).
В соответствии с п. 5 Положения каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества (за исключением самовольно размещенного нестационарного торгового объекта) оформляется актом о выявлении самовольно размещенного движимого имущества по форме согласно приложению № к настоящему Положению (далее - акт). Приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов.
Акт в течение 3 рабочих дней с момента его составления направляется в правоохранительные органы для установления лица, самовольно разместившего движимое имущество, и для решения вопроса о привлечении указанного лица к административной ответственности.
В случае выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта составляется акт контроля за порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> (далее - акт контроля), в котором указываются: сведения о месте размещения нестационарного торгового объекта (адресный ориентир); дата, время составления акта контроля; наименование структурного подразделения Администрации <адрес>, подготовившего акт контроля; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего (составивших) акт контроля; сведения об отсутствии (наличии) договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории <адрес>; сведения о владельце нестационарного торгового объекта (при наличии); сведения о признаках нарушений, о лицах (если такие установлены), допустивших выявленные нарушения, статьи и пункты нормативного правового акта, требования которого нарушены; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении объекта, их подписи, в случае отказа от подписи делается отметка с указанием мотивированного отказа; сведения о наличии (отсутствии) возможности перемещения движимого имущества без нарушения целостности конструкций.
Приложением к акту контроля является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане <адрес> (далее - карта-схема).
В карте-схеме указываются места размещения иных нестационарных торговых объектов, находящихся в границах территории, указанной в абзаце двенадцатом настоящего пункта. В отношении иных самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, попадающих в границы территории, указанной в абзаце двенадцатом настоящего пункта, составляется отдельный акт контроля и проводятся мероприятия, предусмотренные пунктами 5 - 24 настоящего Положения.
Акт контроля в течение 2 рабочих дней с момента его составления направляется департаментом контроля в администрацию соответствующего административного округа <адрес> по месту размещения нестационарного торгового объекта для установления факта отсутствия (наличия) договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории <адрес> и владельца нестационарного торгового объекта (при наличии). Администрация административного округа <адрес> по месту размещения нестационарного торгового объекта не позднее 4 рабочих дней со дня поступления акта контроля направляет соответствующую информацию в департамент контроля.
В отношении самовольно размещенных нестационарных торговых объектов акт контроля направляется департаментом контроля в правоохранительные органы в течение 3 рабочих дней со дня поступления акта контроля от администрации соответствующего административного округа по месту размещения нестационарного торгового объекта для установления лица, самовольно разместившего движимое имущество, и для решения вопроса о привлечении указанного лица к административной ответственности.
В течение 4 рабочих дней с момента установления владельца самовольно размещенного нестационарного торгового объекта департамент контроля направляет в администрацию соответствующего административного округа <адрес> по месту размещения нестационарного торгового объекта акт контроля для осуществления претензионно-исковой работы по взысканию стоимости неосновательного обогащения за пользование земельными участками.
На основании составленных актов (актов контроля) уполномоченные структурные подразделения Администрации <адрес> готовят годовые планы выноса и (или) демонтажа движимого имущества на территории <адрес> (далее - планы выноса движимого имущества) по форме согласно приложению № к настоящему Положению, которые утверждаются руководителем соответствующего уполномоченного структурного подразделения Администрации <адрес> и размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации <адрес>.
В отношении самовольно размещенных парковочных ограждений (ограничительных столбиков, барьеров, крепежных изделий, цепей, тросов) на основании составленных актов департамент контроля готовит реестр самовольно размещенных парковочных ограждений, подлежащих демонтажу, с приложением фотографического материала места размещения самовольно размещенного парковочного ограждения, который утверждается директором департамента контроля и размещается в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации <адрес> (п. 5-1 Положения).
Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (п. 6).
Так, департаментом контроля Администрации <адрес> в целях контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов, на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О департаменте контроля Администрации <адрес>», в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске» были проведены мероприятия по обследованию нестационарных торговых объектов, в результате которых ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 10 мину установлено, что нестационарный торговый объект размещен вне схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, тип движимого имущества – торговый павильон, площадью 9,0 кв.м., ориентир местонахождения расположен по адресу: <адрес> (19 метров юго-западнее) в Ленинском административном округе <адрес>, торговый объект расположен в границах земельного участка государственная собственность, на который не разграничена. Перемещение нестационарного торгового объекта возможно без нарушения целостности конструкций. Фактический пользователь объекта – неустановленное лицо, собственник нестационарного торгового объекта неустановлен, торговое место по договору на размещение НТО на дату составления акта не предоставлено. В действиях неустановленного лица могут присутствовать признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). В материалы дела представлена копия акта контроля за порядком размещения нестационарного торгового объекта на территории <адрес>№-НТО-ЛАО-2023 от ДД.ММ.ГГГГ, фотографии, схема земельного участка (л.д. 39-32).
На основании акта (акта контроля) уполномоченные структурные подразделения Администрации <адрес> готовят распорядительный документ руководителя соответствующего уполномоченного структурного подразделения Администрации <адрес> (далее - Распоряжение (приказ)) с учетом размещенных в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации <адрес> планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества.
В случае издания приказа в отношении самовольно размещенного нестационарного торгового объекта приложением к приказу является карта-схема.
Демонтаж самовольно размещенных парковочных ограждений (ограничительных столбиков, барьеров, крепежных изделий, цепей, тросов) осуществляется на основании реестра самовольно размещенных парковочных ограждений, подлежащих демонтажу, с приложением фотографического материала места размещения самовольно размещенного парковочного ограждения (п. 8 Положения).
Информация, содержащаяся на официальном сайте Администрации <адрес>, как и в газете «Третья столица» являются общедоступными для пользования, из чего следует сделать вывод, что ФИО1 мог быть осведомлен о факте незаконного размещения нестационарного объекта, подлежащего выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в <адрес> и обжалуемым приказом.
По сведениям Администрации Ленинского административного округа <адрес>, место размещения НТО по адресу: <адрес> (19 м юго-западнее), не включалось в схем размещения НТО, утвержденную постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>», договор на размещение НТО по данному адресу администрацией округа не заключался (л.д. 61).
По сведениям, представленным Администрацией <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ директором департамента контроля Администрации <адрес> утвержден План выноса (демонтажа) движимого имущества на территории <адрес> на 2023 год, пункт 7 которого содержит в себе указание на объект выноса НТО площадью 9 кв.м., владельцем которого является неустановленное лицо, местонахождение НТО указано, как: <адрес> (19 метров юго-западнее), основанием для выноса является акт контроля за порядком размещения НТО на территории <адрес>№-НТО-ЛАО-2023 от ДД.ММ.ГГГГ, период выноса 2023 год (л.д. 33-35).
План выноса движимого имущества на территории <адрес> размещен на официальном сайте Администрации <адрес> во вкладке «Подразделения», «Департамент контроля», «Вынос движимого имущества». Дата размещения плана ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-45). Кроме того, представлены сведения о том, что копия приказа была вывешена на фасаде подлежащего выносу НТО, в подтверждение чего представлена фотография (л.д. 46).
Оценивая представленные доказательства, учитывая требования, установленные Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> и Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, суд приходит к выводу, что указанный нестационарный торговый объект установлен и эксплуатировался в отсутствие заключенного договора с учетом приобретения права на нестационарный торговый объект, на предмет размещения данного нестационарного торгового объекта в указанном месте. Доказательств обратному не представлено.
Доводы административного истца об обязанности административного ответчика уведомить его о принятии оспариваемого приказа, а также ссылка на нарушение прав административного истца приказом департамента контроля Администрации <адрес> от 22.03.2023№ в обжалуемой части, несостоятельны, поскольку право на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес> (19 метров юго-западнее), административному истцу администрацией Ленинского административного округа <адрес> не предоставлялось.
Поскольку составление указанного акта не является проверкой какого-либо лица, взаимодействие с владельцем нестационарного торгового объекта не требуется, как не требуется и издания какого-либо распоряжения для проведения проверки и направления уведомления о проведении, обследование территории проводится независимо от присутствия либо отсутствия владельца нестационарного торгового объекта.
В приведенной связи доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов подлежат отклонению, поскольку является необоснованными и несостоятельными, не могут быть приняты судом во внимание, а также опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Каких-либо иных доводов о нарушениях, допущенных административным ответчиком, а также о нарушении прав административного истца, не имеется.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Применительно к изложенным положениям и установленным обстоятельствам, административные исковые требования ФИО1 к департаменту контроля Администрации г. Омска, Администрации города Омска о признании недействительным приказа департамента контроля Администрации города Омска «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» от 24.05.2023№ в части подпункта 6 пункта 1, удовлетворению не подлежат.
С учетом результата рассмотрения спора судебные издержки распределению применительно к положениям ст. 111 КАС РФ не подлежат и остаются на стороне административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к департаменту контроля Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании недействительным приказа департамента контроля Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части подпункта 6 пункта 1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.