УИД 11RS0001-01-2021-014016-95 дело № 2а-302/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О. А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
31 января 2022 г. административное дело по иску ФИО1 к УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК -24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 300000 рублей. В обоснование требований указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-24. В учреждении действует услуга переписки с родственниками путем электронных писем. В конце апреля в ходе обхода по камерам должностные лица ИК-24 сообщили, что с 01.05.2021 указанной услугой не смогут пользоваться осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях. Настоящее распоряжение поступила из УФСИН России по Республике Коми. Своими незаконными действиями должностные лица грубо нарушают его права, ограничивая его в возможности поддерживать социально-полезные связи по причине содержания в строгих условиях, ставят его в неравное положение с другими осужденными. Также он обращался с заявлением о предоставлении телефонных звонков, но ему было отказано.
Определениями суда в качестве соответчиков по делу привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, ФКУ ИК -24 УФСИН России по Республике Коми.
Определением суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми с требованиями не согласилась.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК -24 УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснение явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец отбывает наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, с 17.04.2017 содержится в строгих условиях отбывания наказания. ФКУ ИК -24 УФСИН России по Республике Коми является колонией особого режима.
Из положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу положений ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий, возложена на административного ответчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч. 1 ст. 82 УИК РФ).
Глава 13 УИК РФ регламентирует условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии (ч. 1).
В соответствии со ст. 124 УИК РФ в обычных условиях в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания (ч. 1).
При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее одного года срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия (ч. 2).
Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания (ч. 3).
В соответствии с ч. 3 ст. 125 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шести тысяч шестисот рублей;
б) иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года;
в) получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года;
г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до трех часов.
Статьей 91 УИК РФ предусмотрено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в ч. 4 ст. 15 настоящего Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно п. 145 Правил запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. В дневное время осужденные находятся в помещениях, раздельных от спальных помещений.
В соответствии с п. 54 Правил получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных ИУ, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено написание осужденными электронных писем.
Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала предполагают предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видео-конференц-связи, электронной почты и др.
В целях обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предусматривается проработка возможностей расширения способов получения общедоступной информации и поддержания социальных связей, в том числе посредством использования теле- и радиоприемников, иных электронных устройств, а также исходя из возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и телефонной связи (с ограничениями в отношении злостных нарушителей порядка отбывания наказания) в условиях контроля, осуществляемого учреждениями уголовно-исполнительной системы в рамках законодательства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года является документом планирования, определяющим в соответствии с вызовами, стоящими перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации, цели и приоритетные направления ее развития на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм и стандартов.
В целях обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также повышения уровня их материально-бытового обеспечения предполагается принятие дополнительных мер, предусматривающих, в т.ч. реализацию права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на отправление и получение электронных писем, а также электронное обращение к уполномоченным по правам человека.
В рамках реализации Концепции в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми сотрудничают с организациями, оказывающими телекоммуникационные услуги осужденным, в том числе услугу «Электронное письмо».
Письмом УФСИН России по Республике Коми от 26.01.2018 начальникам исправительных учреждений указано в целях стимулирования правопослушного поведения осужденных услугу «Электронное письмо» предоставлять осужденным, содержащимся в обычных и облегченных условиях отбывания наказания, а также в колониях-поселениях.
Письмом УФСИН России по Республике Коми от 26.04.2021 начальникам исправительных учреждений указано прекратить с 01.05.2021 практику предоставления осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях отбывания наказания, услуги «Электронное письмо».
Так как порядок получения и отправления электронных писем осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, уголовно-исполнительным законодательством и организационно-распорядительными документами Минюста России ФСИН России не регламентирован, УФСИН России по Республике Коми было принято решение о предоставлении возможности пользоваться услугой «Электронное письмо» осужденным, содержащимся в обычных и облегченных условиях отбывания наказания.
Данное решение УФСИН России по Республике Коми не противоречит действующему законодательству. Нарушение прав административного истца на ведение переписки с родственниками, установленной ст. 91 УИК РФ, не допускается.
Согласно ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.
В силу ч. 3 ст. 92 УИК РФ осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.
Пунктом 89 Правил предусмотрено, что осужденным, находящимся в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при наличии исключительных личных обстоятельств.
Согласно представленным копиям заявлений от 22.09.2021, 19.10.2021 ФИО1 были предоставлены телефонные звонки.
Ранее обращений о предоставлении телефонных звонков от истца не было.
В ходе рассмотрения дела не установлена противоправность действий ответчика по отношению к административному истцу.
При таком положении суд на основании вышеприведенных норм права не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании компенсации.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО1 к УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК -24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации в размере 300000 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено 07.02.2022