№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тобольск 05 ноября 2020 года
Тобольский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Ф.
при секретаре Громовой В.С.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Тобольского муниципального района об оспаривании решения муниципального органа,
установил:
Административный истец обратился в суд с требованиями к административному ответчику и просит признать незаконным распоряжение администрации Тобольского муниципального района от 15 сентября 2020 года № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>, обязать заключить соглашение о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес> согласно приложенной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, рядом с ее участком имеется земля, не стоящая на кадастровом учете, которой распоряжается администрация Тобольского муниципального района. При постановке на учет ее земельного участка его границы по какой-то причине были поставлены на учет с искривлениями, она решила выровнять границы ее земельного участка. Для этих целей обратилась к кадастровым инженерам, которые изготовили для нее схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с которой она обратилась в администрацию Тобольского муниципального района с заявлением о перераспределении земель и земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тобольского муниципального района вынесено распоряжение № об отказе ФИО3 в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>, с которым не согласна административный истец, так как ее фамилия ФИО5, а не ФИО5. Одним из оснований отказа указано, что в приложенной схеме, образуемый земельный участок приводит к изломанности границ и чересполосице между ее земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами №, № и №. Земельных участков с кадастровыми номерами № и № не существует, между земельным участком административного истца и земельным участком с кадастровым номером № не было общей границы, и она не образуется в результате перераспределения. Между земельным участком административного истца и земельным участком с кадастровым номером № общая граница уже существует, и она не изменяется и остается в прежних границах от точки 4 до точки 5 и является ровной линией, существующая граница остается в том же виде, в котором была; согласно приложенной схемы, между земельным участком административного истца и земельным участком с кадастровым номером № общая граница уже существует и она дополняется новой границей от точки 2 до точки 3, которая является абсолютно прямой линией, идущей вдоль существующей и стоящей на кадастровом учете границы данного земельного участка. О том, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», а земли государственных и национальных парков не подлежат приватизации не соответствует действительности, перераспределение земель не является приватизацией. В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области № 206-П от 11 сентября 2006 года «Абалакский природно-исторический комплекс» объявлен природным комплексом «Абалакский природно-исторический комплекс» в Тобольском районе – комплексным заказником регионального значения и относится к зоне культурного ландшафта и на данной территории не запрещено предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. С 2006 года и по настоящее время администрация Тобольского муниципального района предоставляет земельные участки на территории населенных пунктов, находящихся в границах заказника в аренду и собственность. Также указано, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения: <адрес> по адресу: <адрес>, что не имеет отношения для перераспределения земель в <адрес>.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, и просил удовлетворить. Суду показал, что в решении допущена описка в написании фамилии административного истца, административный ответчик подошел к рассмотрению заявления ФИО3 формально, она обратилась для перераспределения земель, а не за приватизацией, при которой иной порядок подачи заявления. Администрацией Тобольского муниципального района выделяются земельные участки в границах заказника с 2006 года по настоящее время.
Представитель административного ответчика администрации Тобольского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен, в письменных возражениях просит рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований, ФИО3 обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № согласно приложенной схемы, в связи с чем были направлены запросы. После получения ответов, была проведена проверка перераспределяемого земельного участка на наличие (отсутствие) оснований отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов и выявлены основания для отказа. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», земельный участок расположен в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения <адрес> пояс III по адресу: <адрес>, все работы в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Проверив доводы административного искового заявления, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что 15 сентября 2020 года администрацией Тобольского муниципального района вынесено распоряжение №, согласно которому ФИО3 отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес> на основании п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, п.п. 3, п. 16 ст. 11.10, п.6 ст.11.9 ЗК РФ. Согласно приложенной схеме, образование земельного участка путем перераспределения земель и земельного участка, не должно приводить у изломанности границ и чересполосице между земельными участками с кадастровыми номерами №, № и №, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», земли в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Земельный участок расположен в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения: <адрес> по адресу: <адрес>.
Как следует из представленной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м., после его образования, остается небольшая часть из земель общего пользования и образует клин.
Как следует из ответа Федеральной кадастровой палаты от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения на земельные участки с кадастровыми номерами № и №.
Суду представлено реестровое (кадастровое) дело объекта недвижимости №, который предоставлен в аренду ФИО4, земельный участок стоит на кадастровом учете, границы которого согласованы и установлены в ЕГРН.
Суду представлено реестровое (кадастровое) дело объекта недвижимости №, земельный участок стоит на кадастровом учете, имеется межевой план, образован при разделе земельного участка, границы которого установлены в ЕГРН.
Как следует из ответа Департамента недропользования и экологии Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> не согласовано, поскольку данный участок находится в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс» ввиду их ограниченности в обороте и не подлежит приватизации.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения: <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ№ отдела земельных отношений и архитектуры администрации Тобольского муниципального района в части наличия (отсутствия) оснований для отказа в утверждении схемы по заявлению о перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории (соглашение о заключении перераспределении земель, находящихся в государственной собственности земельного участка, находящегося в частной собственности) по адресу: <адрес> установлено наличие оснований для отказа: зона Абалакского заказника, зона санитарной охраны на объекты водоснабжения: <адрес>, образование земельного участка путем перераспределения земель и земельного участка, не должно приводить к чересполосице границ между земельными участками с кадастровыми номерами №, № и №.
Как следует из ответа администрации Абалакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемая ФИО1 часть земельного участка свободна от застройки.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В пункте 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков, иных оснований отказа земельным законодательством не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу статьи 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6). Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1).
Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков ;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 11.7. ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В силу статей 85, 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).
С силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (далее ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В силу п. 2 ст. 23 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ст. 24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
11 сентября 2006 года принято Постановление Правительства Тюменской области № 206-п «О создании комплексного заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс» и утверждено Положение о комплексном заказнике регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс".
В силу п. 3.1 Положения, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 11 сентября 2007 года № 213-п на территории заказника выделяются зоны: заповедная, рекреационная и зона культурного ландшафта, границы которых установлены Приложением 3.
Согласно п.3.2.1 Положения от 11 сентября 2007 года запрещается предоставление земельных участков для коллективного садоводства и огородничества, ведения индивидуального подсобного хозяйства.
Разрешается осуществление коллективного садоводства и огородничества, ведение индивидуального подсобного хозяйства на участках, предоставленных в собственность или пользование до утверждения настоящего Положения, с применением методов, не ухудшающих состояние окружающей среды (п. 3.2.2.2 Положения от 11 сентября 2007 года).
В границах зоны культурного ландшафта Заказника устанавливается следующий режим хозяйственного использования территории: разрешается по согласованию с департаментом недропользования и экологии Тюменской области: предоставление земельных участков под застройку, для коллективного садоводства и огородничества, ведения индивидуального подсобного хозяйства (п. 3.4.2.1 Положения).
В судебном заседании установлено, что право собственности на земельный участок у ФИО3 возникло после утверждения указанного выше Положения, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, Департаментом недропользования и экологии Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ было не согласовано о передаче в собственность путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах зоны с реестровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения: <адрес> по адресу: <адрес>, зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение об отказе администрации Тобольского муниципального района в заключении соглашения о перераспределении земельных участков соответствует законодательству и не нарушает права административного истца и данное обстоятельство не привело к принятию незаконного решения, так как ограничения в отношении земельного участка с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с положениями действующего законодательства.
Кроме того, представленный административным истцом проект схемы расположения земельного участка и образование в соответствие с ним новых земельных участков путем перераспределения будет нарушать названный выше принцип земельного законодательства, не соответствует требованиям к образуемым земельным участкам и является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Административным истцом ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании не приведены конкретные доводы о нарушении прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В силу положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Между тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий отсутствует.
Оспариваемый в настоящем деле отказ органа местного самоуправления является обоснованным, не противоречит действующему законодательству и не ведет к необоснованному нарушению прав административного истца.
Других доказательств не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 14, 62, 175-180,226,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации Тобольского муниципального района о признании незаконным распоряжения администрации Тобольского муниципального района от 15 сентября 2020 года № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>, обязать заключить соглашение о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>, согласно приложенной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тобольский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.Ф. Киселева
Решение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2020 года.