ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3052/19 от 09.08.2019 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 августа 2019 года г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Барановой Е.Е.,

при секретаре Кезике Н.А.,

с участием административного истца Цымлова А.В.,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Кудинова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-3052/19 по административному исковому заявлению Цымлова Алексея Васильевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным предписания,

установил:

Цымлов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным предписания. Свои требования мотивировал тем, что предписание Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 11.04.2019 находит неправомерным, поскольку в акте проверки указан кадастровый номер земельного участка, который ей не принадлежит; в акте проверки указано, что контрольные измерения произведены по внутренним границам земельного участка, что невозможно ввиду того, что участок находится под охраной службы войск национальной гвардии; проверка была проведена в ее отсутствие, никаких уведомлений о проведении проверки он не получал, что нарушает ч.16 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; акт проверки и предписание было направлено ему 17.07.2019, спустя более чем два месяца после проверки, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления Почты России и нарушает ч.4 ст.16 ФЗ ; с ознакомлением с материалами проверки без ограничения во времени ему было отказано.

С учетом изложенного, административный истец Цымлов А.В. просил признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 11.04.2019.

Административный истец Цымлов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что о проведении проверки он не был уведомлен, проверка проводилась без согласования с прокуратурой, кроме того забор, который согласно предписания, необходимо демонтировать, ему не принадлежит, он установлен на территории СНТ «Медик» и им же установлен, в связи с чем он не вправе распоряжаться чужим имуществом.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Кудинов М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Цымлова А.В., ссылаясь на то, что им была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Цымлова А.В. на земельном участке с кадастровый номер , расположенном по адресу: <адрес>. О проведении проверки Цымлов А.В. извещался надлежащим образом. В ходе проверки в результате обмера, сопоставления сведений контрольных измерений и данных ЕГРН, выявлено, что конфигурация участка по фактическому использованию отличается от конфигурации участка с кадастровый номер согласно данным ЕГРН. Проведение измерений осуществлялось не по внутренним границам земельного участка, а по внешним и внутренним границам земельного участка (по внутренним границам проводились измерений одной или двух поворотных точек, где возможно было разместить отражатель над ограждением участка без захода на участок). В ходе проверки установлено, что Цымлов А.В. незаконно использует земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, прилегающий с северо-восточной, юго-восточной, северо-западной к земельному участку с кадастровый номер , расположенному по адресу: <адрес>. Указанные нарушения были зафиксированы и отражены в акте проверки, который направлялся административному истцу по почте. 17.06.2019 акт проверки направлялся административному истцу повторно, в связи с возвратом почтового отправления 12.06.2019. Техническая ошибка в кадастровом номере земельного участка в тексте акта проверки, согласно ст.20 Закона № 294-ФЗ, не относится к грубым нарушениям. Земельный участок с кадастровый номер , принадлежащий Цымлову А.В. и земельный участок незаконном им занимаемый, находятся в одном замкнутом пространстве, огороженным забором, что препятствует доступу к земельному участку неограниченному количеству лиц. Предписание содержит альтернативные способы устранения нарушения, и демонтаж ограждения является одним из них.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконновозложены какие-либо обязанности.

Согласно частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:

1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 71.1 ЗК РФ, внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;

Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи, не требуется.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН запись регистрации права от 21.04.2005 . Данный земельный участок имеет категорию «земли населенных пунктов» и разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства».

На основании заявления председателя СНТ «Медик» в адрес Управления Росреестра по Тульской области от 04.03.2019 данным органом государственного контроля (надзора) было вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки административного истца, поскольку поданное заявление содержит данные о нарушении имущественных прав. Задачами проверки являлись обеспечения Цымловым А.В. земельного законодательства и требований охраны и использования земель. Срок проверки был определен в 20 рабочих дней и указан конкретный период проведения проверки – с 25.03.2019 по 19.04.2019.

По итогам внеплановой выездной проверки был составлен акт проверки от 11.04.2019, согласно которого были выявлены нарушения требований земельного законодательства и установлено земельный участок используемый Цымловым А.В. с северо-западной стороны огражден забором из металлического листа белого цвета, с иных сторон – частоколом. Проход на земельный участок осуществляется через калитки в северо-восточной и северо-западной частях земельного участка, проезд на земельный участок осуществляется через металлические ворота с северо-западной стороны. Согласно результатам контрольных измерений площадь земельного участка, используемого Цымловым А.В., составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает площадь земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Цымлову А.В., площадь которого согласно данным ЕГРН составляет <данные изъяты> кв.м. Таким образом, установлено, что фактически используется земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., северо-восточная и северо-западная части которого являются частью земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу :<адрес> садоводческое товарищество «Медик», принадлежащего на праве коллективно-совместной собственности юридическому лицу, а юго-восточная часть которого является частью земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес>, садоводческое товарищество «Медик», принадлежащего на праве собственности иному гражданину.

Поскольку со стороны административного истца были выявлены нарушения требований земельного законодательства, Цымлову А.В. было выдано предписание от 11.04.2019 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, освободив земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., прилегающий с северо-восточной, юго-восточной, северо-западной сторон к земельному участку с кадастровым номером , путем переноса (либо демонтажа) ограждения, либо оформить права и представить оформленные в установленном порядке правоустанавливающие документы на землю.

Кроме того, в отношении Цымлова А.В. был составлен протокол об административном правонарушении от 27.05.2019 по факту самовольного захвата земли (статья 7.1 КоАП РФ).

В ходе судебного разбирательства суду была представлена заверенная копия материалов дела об административном правонарушении в отношении административного истца по факту нарушениям им земельного законодательства, находившегося в производстве Управления Росреестра по Тульской области.

Как следует из представленного материала, уведомление о проведении внеплановой проверки в отношении Цымлова А.В. Управлением Росреестра по Тульской области направлялось административному истцу согласно реестра почтовых отправлений 18.03.2019, по адресу: г<адрес>, а также по адресу: <адрес> и согласно почтового идентификатора получено адресатом по первому адресу 19.03.2019.

Таким образом, у должностного лица, осуществляющего госземнадзор, имелись законные основания для проведения проверки. Отсутствие субъекта при проведении проверки в рассматриваемом случае не является препятствием для проведения проверки.

Акт проверки от 11.04.2019 и оспариваемое предписание от 11.04.2019 также Управление Росреестра по Тульской области направляло административному истцу, согласно реестра почтовых отправлений 29.04.2019, по адресу: <адрес> а также по адресу: <адрес>

Заказное письмо, направленное в первый адрес, было возвращено отправителю за истечением срока хранения, согласно почтовому идентификатора . Сведений о получении заказного письма направленного в адрес Цымлова А.В. во второй адрес, согласно почтовому идентификатору , не имеется.

В связи с чем, акт проверки и оспариваемое предписание Управление Росреестра по Тульской области направило адрес административного истца повторно 17.06.2019.

Таким образом, доводы административного истца о том, что орган государственного земельного надзора не уведомил его о проведении проверки и не направил в его адрес акт проверки и предписание, опровергаются материалами дела.

В силу положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, Цымлов А.В. несет риск неполучения корреспонденции, направленной ему заблаговременно по его месту жительства, а возвращение неполученной корреспонденции по истечении срока хранения, что расценивается как уклонение адресата от получения корреспонденции в отделении связи, является надлежащим извещением Цымлова А.В. о проведении в отношении него внеплановой проверки.

Су также находит несостоятельным довод административного истца, о том, что внеплановая проверка в отношении физического лица должна проводиться только с согласия органа прокуратуры. Так, общий смысл статьи 71.1 ЗК РФ указывает, что согласование с органом прокуратуры требуется при проведении внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом, формулировка правовой нормы свидетельствует об отсутствии необходимости согласования с органом прокуратуры проведение внеплановой проверки в отношении административного истца.

На момент проведения проверки 11.04.2019 несоответствие фактических границ проверяемого земельного участка сведениям государственного кадастра недвижимости, установлено в полном объеме и документально подтверждено имеющимися в материалах проверки документами.

Неверное указание в акте проверки от 11.04.2019 кадастрового номера земельного участка не опровергает установленные в ходе проверки обстоятельства. Поскольку иные ориентиры земельного участка, используемого Цымловым А.В., приведены верно, в других материалах проверки, а также оспариваемом предписании, кадастровый номер земельного участка № приведен правильно, суд приходит к выводу о том, что в акте допущена техническая ошибка.

Цымлов А.В. обязан использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости, а именно, привести фактически установленный на местности забор в соответствие со сведениями о местоположении координат характерных точек земельного участка, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Доводы Цымлова А.В. о том, что ограждение установил не он, а СНТ «Медик», не являются основанием для освобождения данного лица от несения гражданско-правовой ответственности, поскольку обязанность использовать земельный участок в соответствии с местоположением границ, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, возложена на собственников земельных участков.

Кроме того оспариваемое представление содержит альтернативные способы его исполнения, в том числе решение вопроса по оформлению прав на землю.

Форма предписания, а также его содержание не противоречат требованиям земельного законодательства, соответствуют выявленным в ходе проведения проверки нарушениям.

Данные обстоятельства свидетельствуют о законности выданного Цымлову А.В. предписания. Со стороны административного ответчика неправомерные действия, повлекшие нарушение прав и свобод Цымлова А.В. совершены не были.

При таких обстоятельствах, административный иск Цымлова А.В. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Цымлова Алексея Васильевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным предписания от 11.04.2019 об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий