ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3078/2023 от 01.12.2023 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

26RS0002-01-2023-004158-76

2а-3078/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2023 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Аванесян О.В.,

с участием представителя административного истца Рустамова Г.Я.о.Осиповой О.С., представителя административного ответчика межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе Безлепко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> административное дело по административному исковому заявлению Мартыненко Н. В., Рустамова Г. Ядулла О., Тамазовой К. Л., Тычининой К. Т., СамедовойГюласты Г. К., Самедовой М. И., Шаповаловой Г. И., Передельской Н. В., Шевцова В. О., Пода И. М., Харитоновой Л. С. к администрации <адрес обезличен> и межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе о признании незаконными постановления и заключения,

УСТАНОВИЛ:

Мартыненко Н.В., Рустамов Г.Я.о., Тамазова К.Л., Тычинина К.Т., Самедова Г.Г.К., Самедова М.И., Шаповалова Г.И., Передельская Н.В, Шевцов В.О., Пода И.М., Харитонова Л.С. обратились в суд с административным иском к администрации <адрес обезличен>, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе в котором просят: признать незаконным и отменить заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом <номер обезличен> от <дата обезличена>, вынесенного межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, вынесенное в отношении многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес обезличен>; признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена> о признании многоквартирного <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенного по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> аварийным и подлежащим сносу многоквартирный <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенный по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>.

Мартыненко Н.В. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону <номер обезличен> от <дата обезличена>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.05 2023 г. Рустамов Г.Я.О. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, номер государственной регистрации <номер обезличен> от <дата обезличена>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена>Тамазова К.Л. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании соглашения о разделе квартиры и прекращении долевой собственности, выданного <дата обезличена>, зарегистрированного <дата обезличена>, регистрационный <номер обезличен>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата обезличена>. Самедова М.И. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата обезличена>, номер в реестре нотариуса 26/102-н/26-2020-1-543, а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена>Самедова Г.Г.К. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата обезличена>, номер в реестре нотариуса 26/102-н/26-2020-1-543, а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена>Шаповалова Г.И. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании свидетельства договора купли-продажи от <дата обезличена>, дата регистрации: <дата обезличена> Номер регистрации: 26-01/12-19/2004-1200 о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата обезличена> сделана запись регистрации <номер обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АЗ 962649, а также выпиской из ЕГРН от <дата обезличена>. Передельская Н.В. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>А, на основании договора передачи жилья в собственность <номер обезличен> от <дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АЗ 962937 ОТ <дата обезличена>Шевцов В.О. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании договора дарения недвижимости от <дата обезличена> ? доли в общей долевой собственности, зарегистрированного <дата обезличена>, номер регистрации: 26-26-01/028/2010-438 и на основании договора о передаче жилья в собственность, <номер обезличен>, выданного <дата обезличена>, зарегистрированного <дата обезличена>, номер регистрации: 26-26-12/030/2009-783, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата обезличена>. Пода И.М. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств, выданного <дата обезличена> и удостоверенного нотариусом ПСК 26/74-н/26-2022-4-1174, что подтверждается из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена>Харитонова Л.С. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании договора дарения недвижимости от <дата обезличена>, что подтверждается свидетельством УФС ГРКиК по СК от <дата обезличена>, регистрационный <номер обезличен>, а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена> Государственным инспектором отдела по контролю (надзору) за содержанием, использованием и эксплуатацией жилищного фонда, Поминовым С.С., было произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Как следует из акта о результатах проведенного визуального обследования жилищного фонда <номер обезличен> от <дата обезличена>, по результатам выездного обследования, а также при изучении имеющейся в управлении информации, установлено, что согласно акту обследования многоквартирного дома, составленного комиссией в составе, утвержденном <дата обезличена>, конструктивные элементы указанного объекта недвижимости имеют технический износ, превышающий 70%. На основании вышеуказанного, комиссией сделан вывод об отсутствии целесообразности выполнения капитального ремонта в данном доме. Информация, подтверждающая, принятие мер по улучшению технического состояния здания отсутствует. Указанный МКД не включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес обезличен>, на 2014 – 2043 годы», утвержденную постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-<адрес обезличен> заключению об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом <номер обезличен> от <дата обезличена>, вынесенного межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, созданная постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе», в составе, утвержденном постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении состава межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе» (далее – комиссия), действующая в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>, по результатам рассмотренных документов: письмо управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции от <дата обезличена><номер обезличен>; акт управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции о результатах проведенного визуального обследования жилищного фонда от <дата обезличена><номер обезличен>; выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена> №КУВИ-001/2022-209951647, от <дата обезличена> № КУВИ-001/2022-213345681; техническое заключение экспертизы <номер обезличен>Э от <дата обезличена> Объект исследования – Многоквартирный жилой дом (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит Г, Лит. Д), этажность 1, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, выполненное по заказу комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> автономной некоммерческой организацией «Экспертно-консультационное бюро», принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> аварийным и подлежащим сносу, а также указано, что согласно заключению общий физический износ объекта экспертизы составил величину – 71,25 %. Такой процент износа соответствует оценке состояния здания как ветхое, что характеризует состояние следующим образом: Состояние несущих конструктивных элементов аварийное. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Установлено, что основные несущие элементы, стены, фундаменты, перекрытия и кровля находятся в аварийном и ограничено-способном техническом состоянии. Выявленные дефекты, являются основанием, для признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также отмечают, что стоимость реконструкции (капитального ремонта) многоквартирного жилого дома с восстановлением его несущих элементов, доведение их физических характеристик до соответствия требованиям действующих норм, является экономически не целесообразным. Постановлением администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена> о признании многоквартирного <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенного по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> аварийным и подлежащим сносу многоквартирный <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенный по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен><номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> (далее многоквартирный дом) признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома в течение 11 месяцев со дня принятия настоящего постановления. Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен>: 1) организовать выселение граждан из жилого помещения муниципального жилищного фонда многоквартирного дома с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в срок, установленный пунктом 2 настоящего постановления; 2) подготовить в течение 5 рабочих дней со дня принятия настоящего постановления требование к собственникам жилых помещений в многоквартирном доме о его сносе в срок, установленный пунктом 4 настоящего постановления. Собственникам жилых помещений в многоквартирном доме в течение 12 месяцев со дня принятия настоящего постановления осуществить снос многоквартирного дома за счет собственных средств. Собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, было получено требование об осуществлении сноса собственниками многоквартирного <адрес обезличен> в срок до 23 М. 2024 года. Полагают, что Постановление администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена> о признании многоквартирного <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенного по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен><номер обезличен> аварийным и подлежащим сносу и заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом <номер обезличен> от <дата обезличена>, вынесенного межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе являются незаконными, необоснованными и подлежащими отмене.

В судебное заседание административные истцы: Мартыненко Н.В., Рустамов Г.Я.о., Тамазова К.Л., Тычинина К.Т., Самедова Г.Г.К., Самедова М.И., Шаповалова Г.И., Передельская Н.В., Шевцов В.О., Пода И.М., Харитонова Л.С., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Суд на основании ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие административных истцов.

Представитель административного истца Рустамова Г.Я.о.Осипова О.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, указанным в иске с учетом заключения судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе Безлепко Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, указанным в возражениях.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации <адрес обезличен>, заинтересованные лица: Стучка В.А., Стучкене Т.А., Стучкайте К.В., Романенко В.Т., Передельский Н.И., Шальнева Т.М., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Суд на основании ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: А) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); Б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; В) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи на орган или лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно пункту 7 статьи 6 КАС РФ принципом административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В соответствии с частью 2 статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные данным Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных данным Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств (часть 3 статьи 14 КАС РФ).

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, государственным инспектором отдела по контролю (надзору) за содержанием, использованием и эксплуатацией жилищного фонда, Поминовым С.С. произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно акту о результатах проведенного визуального обследования жилищного фонда <номер обезличен> от <дата обезличена>, по результатам выездного обследования, а также при изучении имеющейся в управлении информации, установлено, что согласно акту обследования многоквартирного дома, составленного комиссией в составе, утвержденном <дата обезличена>, конструктивные элементы указанного объекта недвижимости имеют технический износ, превышающий 70%.

На основании вышеуказанного акта, комиссией сделан вывод об отсутствии целесообразности выполнения капитального ремонта в данном доме. Информация, подтверждающая, принятие мер по улучшению технического состояния здания отсутствует.

Указанный МКД не включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес обезличен>, на 2014 – 2043 годы», утвержденную постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-<адрес обезличен> образом, руководствуясь п. 45 (1) постановления Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», имеются основания для рассмотрения межведомственной комиссией вышеуказанного акта и принятие одного из решений в соответствии с п. 47 Положения.

Согласно заключению об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом <номер обезличен> от <дата обезличена>, вынесенного межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, созданной на основании постановления администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе», в составе, утвержденном постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении состава межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе», действующей в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>, по результатам рассмотренных документов: письма управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции от <дата обезличена><номер обезличен>, акта управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции о результатах проведенного визуального обследования жилищного фонда от <дата обезличена><номер обезличен>, выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена> №КУВИ-001/2022-209951647, от <дата обезличена> № КУВИ-001/2022-213345681, технического заключения экспертизы <номер обезличен>Э от <дата обезличена> - объект исследования – многоквартирный жилой дом (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит Г, Лит. Д), этажность 1, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, выполненного по заказу комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> автономной некоммерческой организацией «Экспертно-консультационное бюро», принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> аварийным и подлежащим сносу, а также указано, что согласно заключению общий физический износ объекта экспертизы составил величину – 71,25 %. Такой процент износа соответствует оценке состояния здания как ветхое, что характеризует состояние следующим образом: Состояние несущих конструктивных элементов аварийное. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Установлено, что основные несущие элементы, стены, фундаменты, перекрытия и кровля находятся в аварийном и ограничено-способном техническом состоянии. Выявленные дефекты, являются основанием, для признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также отмечают, что стоимость реконструкции (капитального ремонта) многоквартирного жилого дома с восстановлением его несущих элементов, доведение их физических характеристик до соответствия требованиям действующих норм, является экономически не целесообразным.

Постановлением администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена> о признании многоквартирного <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенного по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> аварийным и подлежащим сносу, многоквартирный <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенный по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома в течение 11 месяцев со дня принятия настоящего постановления. Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен> поручено: организовать выселение граждан из жилого помещения муниципального жилищного фонда многоквартирного дома с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в срок, установленный пунктом 2 настоящего постановления; подготовить в течение 5 рабочих дней со дня принятия настоящего постановления требование к собственникам жилых помещений в многоквартирном доме о его сносе в срок, установленный пунктом 4 настоящего постановления. Собственникам жилых помещений в многоквартирном доме в течение 12 месяцев со дня принятия настоящего постановления осуществить снос многоквартирного дома за счет собственных средств.

Собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, было получено требование об осуществлении сноса собственниками многоквартирного <адрес обезличен> в срок до <дата обезличена>.

В силу п. 8 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

На основании ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от <дата обезличена><номер обезличен> утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.1 Положения). Разделом II Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Согласно п. 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Пунктом 33 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктом 42 Положения установлено, что Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям, а также составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В силу подпункта «г» п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующий документ: заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Согласно утвержденному Положению комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения, в порядке, предусмотренном пунктом 4.6 Положения о комиссии.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в себя, в том числе, составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п.4.6 настоящего Положения о комиссии, по форме согласно приложению 1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Администрацией решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию, в том числе, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим п.4.3 настоящего Положения о комиссии представление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Из материалов дел следует, что <дата обезличена> заместитель начальника управления – заместитель главного государственного жилищного инспектора <адрес обезличен>Осинний А.П. обратился для рассмотрения и принятия одного из решений (в соответствии с пунктом 47 Положения) к заместителю главы администрации <адрес обезличен> руководителю комитета градостроительства администрации <адрес обезличен>Уварову А.В. руководствуясь пунктом 45(1) постановления Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» с направлением актов о результатах проведенного визуального обследования, в том числе по адресу: <адрес обезличен>.

По результатам обследования межведомственной комиссией составлены оспариваемые акт обследования и заключение <номер обезличен> от <дата обезличена>, в составе комиссии: председателя Каленика И.С., первого заместителя руководителя комитета градостроительства администрации <адрес обезличен>; заместителя председателя комиссии Печкуровой Е.В., заместителя руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен>; секретаря комиссии Костенко В.Д., главного специалиста отдела капитального строительства комитета градостроительства администрации <адрес обезличен>; и членов комиссии Андросова А.В., директора муниципального унитарного предприятия <адрес обезличен> «Земельная палата»; Виноградова И.В., руководителя отдела капитального строительства комитета градостроительства администрации <адрес обезличен>; Бородина Р.М., специалиста – эксперта отдела контроля использования и перераспределения федерального имущества приватизации и работы с организациями коммерческого сектора территориального управления Росимущества в <адрес обезличен>; Евсейченко Е.В., заместителя руководителя отдела экспертизы муниципальных правовых актов и взаимодействия с иными органами и организациями комитета правового обеспечения деятельности администрации <адрес обезличен>; Железной А.В., руководителя правового управления комитета градостроительства администрации <адрес обезличен>; Поповой А.В., руководителя отдела муниципального жилищного контроля комитета городского хозяйства администрации <адрес обезличен>; Федотовой М.С., руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации <адрес обезличен>; Короля И.И., руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации <адрес обезличен>; Калугиной С.О., инженера I категории отдела территориального планирования и градостроительного зонирования территории управления архитектуры комитета градостроительства администрации <адрес обезличен>.

При этом, в качестве приложения к заключению межведомственной комиссией указаны: письмо управления <адрес обезличен> - государственной жилищной инспекции от <дата обезличена><номер обезличен>; акт управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции о результатах проведенного визуального обследования жилищного фонда от <дата обезличена> 182; выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена><номер обезличен>, от <дата обезличена><номер обезличен>; техническое заключение экспертизы <номер обезличен>Э от <дата обезличена> Объект исследования – Многоквартирный жилой дом (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит.Г, Лит. Д), этажность 1, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. Выполненное по заказу комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> автономной некоммерческой организацией «Экспертно-консультационное бюро».

Согласно акту <номер обезличен> от <дата обезличена>2 г. о результатах проведенного визуального обследования жилищного фонда, по результатам выездного обследования, а также при изучении имеющейся в управлении информации, установлено, что согласно акту обследования многоквартирного дома, составленного комиссией в составе, утвержденном <дата обезличена>, конструктивные элементы указанного объекта недвижимости имеют технический износ, превышающий 70%.На основании вышеуказанного, комиссией сделан вывод об отсутствии целесообразности выполнения капитального ремонта в данном доме. Информация, подтверждающая, принятие мер по улучшению технического состояния отсутствует. Указанный МКД не включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес обезличен>, на 2014-2043 годы», утвержденную постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-<адрес обезличен> образом, руководствуясь п. 45 (1) постановления Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> 47 №Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Положение), имеются основания для рассмотрения межведомственной комиссией вышеуказанного акта и принятия одного из решений в соответствии с п. 47 Положения.

Согласно материалам дела, оспариваемые акт обследования и заключение в отношении жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, составлены межведомственной комиссией, состав которой утвержден постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>.

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, созданная постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе», в составе, утвержденном постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении состава межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе», действующая в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>,

Таким образом, документы (постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении состава межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе»), в соответствии с которыми утверждена и действовала межведомственная комиссия на момент составления оспариваемых акта обследования и заключения, не соответствуют заключению и акту от <дата обезличена>, в которых указано, что они составлены комиссией, назначенной постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>.

При принятии решения о признании многоквартирного жилого дома аварийным нарушен порядок проведения проверки, порядок принятия решения, поскольку собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), привлекается к работе в межведомственной комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания посредством электронной почты или простым почтовым уведомлением по выбору заявителя, указанному в заявлении, не позднее чем за 10 календарных дней до даты заседания комиссии, однако, собственники не были своевременно уведомлены, о чем свидетельствует представленное в судебное заседание представителем административных истцов ходатайство с просьбой отложить заседание межведомственной комиссии и без их участия не проводить, а также представить для ознакомления акт осмотра МКД по адресу: <адрес обезличен>, подписанное административными истцами Харитоновой Л.С., Тычининой К.Т., Шаповаловой Г.И. и Макаренко Л.В., действующей в интересах Шевцова В.О.

Как установлено в судебном заседании, обследование МКД (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г), расположенного по адресу: <адрес обезличен>, специалистом И.В.Иванова не проводилось, отчет сделан на основании визуального обследования внешних конструкций дома Лит. Д, о чем свидетельствуют фотографии, приложенные к техническому заключению экспертизы <номер обезличен>Э от <дата обезличена>, в связи с чем, суд, полагает, что вывод специалиста, положенный в основу отчета, не может быть признан достоверным, так как не основан только лишь на визуальном обследовании всех конструкций МКД (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г) без привлечения собственников МКД, оценка состояния МКД произведена без использования каких-либо измерительных инструментов, приборов, которые могут быть использованы только для установления соответствия технических характеристик дома данным, указанным в техническом паспорте, иные измерения не проводились (в том числе не проводилась фиксация выявленных дефектов и повреждений), выводы, изложенные в отчете о недопустимости и аварийности жилого дома, сделаны специалистом по результатам выборочного визуального обследования. Документы в подтверждение компетенции специалиста Иванова И.В., а также уведомления собственников о предстоящем обследовании МКД, административным ответчиком, суду не представлено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении визуального обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры специализированной организацией не проводились, осмотр проводился визуально, в связи с чем, установив, что осмотр жилого дома проводился только визуально, без фактического применения каких-либо измерительных инструментов, приборов и приспособлений, суд приходит к выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям.

Определением Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта № СТЭ 304/2023 и пояснениям к нему, при проведении технического обследования объекта экспертизы – многоквартирного жилого дома (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенного по адресу: <адрес обезличен>, было установлено, что объект исследования, является объектом капитального строительства, так как имеет плотную связь с землей по средствам ленточного фундамента, также к объекту экспертизы подведены коммуникации.

В результате технического обследования был определен физический износ здания, который составляет: Литер А– 31,0%, Литер Б – 30,0%, Литер В – 37,27%, Литер Г – 38,25%, Литер Д – 55,0%. Совокупный износ многоквартирного жилого дома (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенного по адресу: <адрес обезличен> составил: (31,0<номер обезличен>. Процент износа по литерам составил: А-31,0%, Б-30,0%, В-37,27%, Г-38,25 который соответствует оценке состояния здания как Удовлетворительное, что характеризует состояние следующим образом: Конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно на данной стадии. Процент износа по литеру Д составил 55,0% который соответствует оценке состояния здания как Неудовлетворительное, что характеризует состояние следующим образом: Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Конструктивные элементы здания в литерах А, Б, В, Г, не имеют значительных повреждений и находятся в удовлетворительном состоянии и требуют текущего ремонта, за исключением крыши литера Г, где требуется проведение капитального ремонта. Конструктивные элементы литера Д находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения значительного капитального ремонта. К литерам многоквартирного дома подведены инженерные сети и коммуникации, которые находятся в удовлетворительном состоянии и выполняют свои функции. В связи с чем эксперт пришел к выводам:

- многоквартирный жилой дом (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г) расположенный по адресу: <адрес обезличен>, является пригодным для постоянного (круглогодичного) проживания;

- многоквартирный жилой дом (Лит. Д) расположенный по адресу: <адрес обезличен>, является непригодным для постоянного (круглогодичного) проживания;

- многоквартирный жилой дом (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д) расположенный по адресу: <адрес обезличен> РФ от <дата обезличена><номер обезличен> (в ред. От <дата обезличена>) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым садовым домом и жилого дома садовым домом»;

- многоквартирный жилой дом (Лит. Д) расположенный по адресу: <адрес обезличен> РФ от <дата обезличена><номер обезличен> (в ред. От <дата обезличена>) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым садовым домом и жилого дома садовым домом».

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Судебная строительно-техническая экспертиза проведена и заключение № СТЭ 304/2023 от <дата обезличена> составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, который в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, и соответствует требованиям закона, в связи с чем, оснований сомневаться в обоснованности выводов указанного экспертного заключения не имеется. Исследование и формирование выводов экспертом произведено на основании представленных документов и материалов дела, с учетом нормативных актов, регламентирующих организацию производства судебных экспертиз и оценку объектов недвижимости. Обследование объекта произведено экспертом лично. Дополнительная идентификация объекта недвижимости проведена по материалам административного дела. При идентификации объекта исследования экспертом получена необходимая информация для проведения исследования, соответствующая принципам существенности, обоснованности, однозначности, достоверности и достаточности. Для получения наглядного представления об объекте исследования в заключении приведены фотографии. В заключении судебной экспертизы подробно объект исследования описан, экспертом приведены его общие характеристики. Описание в заключении изложено также достаточно подробно. Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта № СТЭ 304/2023 от <дата обезличена> отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство и полагает возможным положить указанное экспертное заключение в основу решения.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что административные исковые требования Мартыненко Н.В., Рустамова Г.Я.о., Тамазовой К.Л., Тычининой К.Т., Самедовой Г.Г.К., Самедовой М.И., Шаповаловой Г.И., Передельской Н.В., Шевцова В.О., Пода И.М., Харитоновой Л.С. к администрации <адрес обезличен> и Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что Литер Д многоквартирного <адрес обезличен>, расположенного по <адрес обезличен>, который согласно заключению судебной экспертизы является непригодным для постоянного проживания, находится в муниципальной собственности.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Мартыненко Н. В., Рустамова Г. Ядулла О., Тамазовой К. Л., Тычининой К. Т., СамедовойГюласты Г. К., Самедовой М. И., Шаповаловой Г. И., Передельской Н. В., Шевцова В. О., Пода И. М., Харитоновой Л. С. к администрации <адрес обезличен> и межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе о признании незаконными постановления и заключения удовлетворить.

Признать незаконным и отменить заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом <номер обезличен> от <дата обезличена>, вынесенное межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена> о признании многоквартирного <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенного по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>:<номер обезличен>, <номер обезличен> аварийным и подлежащим сносу многоквартирный <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенный по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>

Настоящее решение является основанием для внесения сведений в ЕГРН в части исключения записи о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирный <адрес обезличен> (Лит. А, Лит. Б, Лит. В, Лит. Г, Лит. Д), расположенный по <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами 26:12:030710:229, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> на основании Постановления администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.

Судья Е.С. Данилова