Дело №2а-3081/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2018 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гордейчук Татьяны Владиславовны к ИФНС России по г. Электросталь Московской области о признании недействительной записи о государственной регистрации о создании Товарищества собственников недвижимости «Антарес»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском к административным ответчику ИФНС России по г. Электросталь Московской области о признании недействительной записи о государственной регистрации о создании Товарищества собственников недвижимости «Антарес», указывая на то, что она является собственником <адрес>, расположенной по адресу: ФИО2, <адрес>. В производстве Балашихинского горсуда Московской области находится дело № года по иску ФИО4, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО5, ФИО6, ФИО18, ФИО7, ФИО8, ФИО19, ФИО20, ФИО1 к ФИО9, ФИО21 о признании недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО2, <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, собственников помещений, в период с 21 октября по 25 декабря. Она ДД.ММ.ГГГГ узнала, что ИФНС России по г. ФИО2, на основании оспариваемых решений якобы принятых общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, за государственным регистрационным номером в Едином государственном реестре юридических лиц № произвел ДД.ММ.ГГГГ государственную регистрацию ТСН «ТСЖ «Антарес». Она считает, что оспариваемым действием по внесению записи в государственный реестр юридических лиц нарушены её права, как собственника помещения, так как ею оспаривается законность решений принятых общим собранием решений собственников, в том числе создание товарищества собственников жилья, при этом административным органом нарушены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, а также на основании документов, которые не были утверждены собственниками. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ административный ответчик произвел государственную регистрацию Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Антарес», при том, что собственники на оспариваемом собрании не принимали решений о создании юридического лица в форме Товарищества собственников недвижимости, данный вопрос на голосование не выносился, голосование проводилось по вопросу создания Товарищества собственников жилья и утверждения его устава. Административный ответчик не мог не знать о данном факте, так как ранее решением об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ уже отказывал в государственной регистрации, в связи с недостоверностью поданных данных (заявление по форме Р11001 №А от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, административный ответчик нарушил установленный порядок проверки достоверности сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ и произвел государственную регистрацию, на основании документов, несоответствующих действительности, искаженных с целью проведения государственной регистрации. В силу п. 1 ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Жилищным кодексом РФ установлены специальные требования к созданию товарищества собственников жилья, в части установления дополнительных требований по оформлению обязательных документов. На основании п. 1.1 ст. 136 ЖК РФ, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений. Как следует из Сведений о документах, представленных при внесении записи в ЕГРЮЛ, отсутствует лист подписей лиц, проголосовавших за создание ТСЖ, чем, следовательно, нарушены положения ЖК РФ и п. 1 ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». На основании п. 5 ст. 136 ЖК РФ, при государственной регистрации товарищества собственников жилья предоставляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Как следует из Сведений о документах, представленных при внесении записи в ЕГРЮЛ, на государственную регистрацию представлен реестр, проголосовавших собственников от ДД.ММ.ГГГГ, при этом протокол об учреждении составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть реестр, проголосовавших лиц, составлен до даты составления протокола и подведения итогов голосования, следовательно, нарушены положения ЖК РФ и п. 1 ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Административный истец ФИО1 просит суд признать недействительной запись государственной регистрации о создании Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Антарес».
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, её представитель по доверенности ФИО10 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик ИФНС России по г. Электросталь Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещен, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, ходатайствовал о рассмотрение дела в отсутствии их представителя (л.д. 181-184 т. 1).
Заинтересованное лицо ИФНС России по г. Балашиха Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о слушание дела извещен надлежащим образом (л.д. 180 т. 1).
С учетом мнения представителя административного истца, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, извещенных о слушание дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 1 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
Согласно ст. 9 п. 4.1 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу п. 4.2 ст. 9 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Взаимодействие между органами, которые в соответствии с такими федеральными законами уполномочены принимать решение о государственной регистрации юридических лиц, и регистрирующим органом осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе.
По смыслу ст. 11 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно ст. 12 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
В силу ст. 13 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии со ст. 23 ч. 1 «а» ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Согласно п. 6 ст. 51 ГК РФ, государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при её создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: ФИО2, <адрес> (л.д. 8-9 т. 1).
Приказом руководителя Управления ФНС по Московской области ФИО11№@ от ДД.ММ.ГГГГ, в целях единообразного подхода к выполнению регистрационных действий и оптимизации качества предоставления государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приказано начальникам ИФНС России по г. Балашиха Московской области и Межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области передать, а начальнику ИФНС России по г. Электросталь Московской области принять с ДД.ММ.ГГГГ функции по принятию решений по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, место нахождения которых находится на территориях, подведомственных ИФНС России по г. Балашиха Московской области и Межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области (л.д. 195-196 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по г. Балашиха Московской области представлен следующий комплект документов о государственной регистрации юридического лица: заявление по форме Р11001; протокол внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: ФИО2, <адрес>, в форме очно-заочного голосования собственников помещений в данном доме от ДД.ММ.ГГГГ б/н; реестр проголосовавших на внеочередном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ФИО2, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 30 мин.; заявление ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ; гарантийное письмо; документ об оплате госпошлины № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. (л.д. 41-165, 167-176, 184-194 т. 1, 1-50 т. 2).
Решением ИФНС России по г. Электросталь Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации ТСН «ТСЖ «Антарес», на основании п. 1 ст. 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку заявление заполнено не в соответствии с учредительными документами юридического лица (в Уставе, а также в гарантийном письме) указано наименование ТСЖ «Антарес», а в заявлении ТСН «Антарес», а также документ об уплате госпошлины от ДД.ММ.ГГГГ№ представлен в нарушение Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» (л.д. 185-186 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по г. Балашиха Московской области представлен следующий комплект документов о государственной регистрации юридического лица: заявление по форме Р11001; протокол внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: ФИО2, <адрес>, в форме очно-заочного голосования собственников помещений в данном доме от ДД.ММ.ГГГГ б/н; реестр проголосовавших на внеочередном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ФИО2, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 30 мин.; заявление ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ; гарантийное письмо; документ об оплате госпошлины № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 197 т. 1, 66-190 т. 2).
ДД.ММ.ГГГГФИО1, а также ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО7, ФИО8, ФИО19, ФИО20 обратились в суд с иском к ФИО9, ФИО21 о признании недействительными решения общего собрания собственников (л.д. 10-14 т. 1).
Решением Балашихинского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, иск удовлетворен. Признано решение общего собрания собственников многоквартирного дома, по адресу: ФИО2, <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, недействительным (л.д. 60-65 т. 2).
Суд в ходе судебного заседания обозрел материалы гражданского дела № года-л.д. 192-195 т. 9-протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ФИО2, <адрес> форме очно-заочного голосования собственников помещений в данном многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ и л.д. 183-186 т. 11- протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ФИО2, <адрес> форме очно-заочного голосования собственников помещений в данном многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО4, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО6, ФИО18, ФИО7, ФИО8, ФИО19, ФИО20, ФИО1 к ФИО9 о признании решения общего собрания собственников помещений недействительным, копии которых приобщены к материалам дела (л.д. 51-58 т. 2).
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд полагает, что исковые требования Гордейчук Т.В. к ИФНС России по г. Электросталь Московской области о признании недействительной записи о государственной регистрации о создании Товарищества собственников недвижимости «Антарес», не подлежат удовлетворению, поскольку правовая экспертиза применительно к деятельности регистрирующего органа сводится к проверке представленных на регистрацию документов на предмет их полноты и соответствия требованиям Закона о государственной регистрации, и в настоящем деле не было представлено доказательств несоответствия решения налогового органа о регистрации ТСН «ТСЖ «Антарес» закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов истца, при этом ни Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ни нормы ЖК РФ, ни нормы ГК РФ, ни другие законы не предусматривают такие последствия недействительности решения о создании юридического лица, как признание недействительной государственной регистрации юридического лица. По смыслу ст. 11 ФЗ № 129-ФЗ государственная регистрация заключается в принятии регистрирующим органом решения о государственной регистрации и во внесении на основании указанного решения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Таким образом, государственную регистрацию нельзя рассматривать только как действия по внесению записи в ЕГРЮЛ, а решение уполномоченного органа о государственной регистрации является ненормативным правовым актом. Основанием для возложения каких-либо обязанностей на регистрирующие органы об исключении записи в ЕГРЮЛ может являться только отказ такого государственного регистрирующего органа совершить действия по исключению записи из ЕГРЮЛ. Истцом Гордейчук Т.В. по настоящему делу выбран не верный способ защиты нарушенного права путем заявления требований о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, который не приведет к реальному восстановлению её нарушенных прав, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о регистрации в качестве юридического лица ТСН «ТСЖ «Антарес».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к ИФНС по г. Электросталь Московской области о признании недействительной записи о государственной регистрации о создании Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ Антарес», ГРН 1185053003277 от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.
Судья О.А.Быстрякова