ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3087/21 от 14.12.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS 0001-02-2021-001551-98

Дело № 2а-3087/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 14 декабря 2021г.

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи – Блиевой Р.С., при секретаре – Шибзуховой с участием: представителя административного истца – Алагирова ФИО12, действующего по доверенности от 23.03.2021г. <адрес>2, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа ФИО7, реестровый -н/07-2021-1-700, представителя административного ответчика – Местной администрации городского округа Нальчик - Ахаминова ФИО13, действующего по доверенности от 12.01.2021г. , представителя административного ответчика – МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации городского округа Нальчик – Дикинорвой ФИО14, действующей по доверенности от 13.01.2021г. , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бориева ФИО15 к Местной администрации городского округа Нальчик и МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации городского округа Нальчик, в котором он просит:

признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик», от ДД.ММ.ГГГГ-ДГИиЗО-1-06/253 об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 15985 кв. м. с кадастровым номером: 07:09:0101006:12;

обязать Местную администрацию городского округа Нальчик и Муниципальное казенное учреждение «Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» заключить с Бориевым ФИО16 договор купли- продажи земельного участка с кадастровым номером: 07:09:0101006:12 общей площадью 15985 кв.м., по ул., Северная б/н., -

установил:

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

На основании вышеизложенных положений КАС РФ Бориев ФИО17 обратился в суд с административным иском к Местной администрации городского округа Нальчик и МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации городского округа Нальчик с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что письмом -ДГиЗО-1-06/303 от 12.02.2021г. МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» (далее Административный ответчик) отказало в удовлетворении требований заявления от 21.12.2020г.

С данным отказом он не согласен, считает его незаконным, необоснованным, т.к. Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ) не содержит положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства.

Административный истец – Бориев ФИО18 надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, обратился в суд с заявлением о рассмотрении его административных исковых требований без его участия.

Суд по правилам ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца.

Представитель - административного истца – Алагиров ФИО19., просил удовлетворить исковые требования Бориева ФИО21 считая, что 49 летний мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, установленный Земельным кодексом Кабардино-Балкарской Республики на него не распространяется.

Представитель административного ответчика – МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации городского округа Нальчик - Дикинова ФИО22 просила отказать в удовлетворении исковых требований Бориева ФИО20 считая их необоснованными.

Представитель административного ответчика – Местной администрации городского округа Нальчик - Ахаминов ФИО23 просил отказать в удовлетворении исковых требований Бориева ФИО31

Выслушав позицию участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 5 КАС РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно данному Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является гарантия судебной защиты (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем в ст. 17 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Однако имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах учета земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком, как объектом земельных отношений является часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельные участки относятся к особому виду недвижимого имущества. Земля является не создаваемым и не потребляемым природным ресурсом, из которого можно образовывать объекты гражданских прав - участки. Невозможно приобрести право на земельный участок первичным способом - путем создания, как это предусмотрено п. 1 ст.218 ГК РФ для искусственных объектов недвижимости - зданий и сооружений. Первоначально земельный участок можно только выделить на местности, сформировать из государственных или муниципальных земель и предоставить на определенном праве (ст. 30 ЗК РФ).

Заявление административного истца подано в соответствии с требованиями законодательства, а оспариваемое решение принято административным ответчиком в рамках полномочий, с соблюдением установленного порядка рассмотрения обращений граждан.

При этом, основания для отказа, по мнению суда, не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

В силу требований пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 19.1 Закона №101-ФЗ предусмотрено, что нормы этой статьи (в том числе и подп. 1 п. 1 ст. 19.1 Закона, предусматривающего право приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, с ДД.ММ.ГГГГ) действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.

Аналогичные разъяснения изложены в пункте 8 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», из которых следует, что в случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (вступил в силу с момента его официального опубликования - с ДД.ММ.ГГГГ) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с ДД.ММ.ГГГГ должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.

Между тем, в соответствии со статьей 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу данного Закона.

При этом согласно статье 1 указанного закона Кабардино-Балкарской Республики данный Закон регулирует отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике.

Вместе с тем, согласно подпункту «в» части 1 стати 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” действие данного Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Применительно к содержанию пункта 4 статьи 1 Закона №101-ФЗ о том, что приватизация земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации, суд считает, что по смыслу приведенной нормы закона, в его взаимосвязи с назваными принципами Земельного кодекса Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации может быть определен момент приватизации земельного участка, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).

В силу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

В связи с этим, суд о применении моратория на приватизацию спорного земельного участка, расположенного на территории Кабардино-Балкарской Республики в рассматриваемом случае находит необоснованным.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Бориев ФИО29 с момента передачи ему в аренду спорного земельного участка, сроком действия с 13.07.2015г. по 12.07.2022г., осуществляет пользование земельным участком общей площадью 15985 кв.м., с кадастровым номером 07:09:0101006:12, расположенным по адресу: КБР, <адрес>, б/н.

На основании заявления Бориева ФИО30 от 22.06.2016г. в Местную администрацию городского округа Нальчик, ему было дано разрешение от 24.06.2016г. № RU на строительство на указанном земельном участке по адресу: <адрес>, б./н конюшни на 20 лошадей, площадью 221,56 кв. м. Данный объект был введен в эксплуатацию 05.12.2019г. г.

Решением Совета Местного самоуправления городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 26.02.2016г. "О внесении изменений и дополнений в решение Нальчикского городского Совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ N 24 "Об утверждении временных Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик" пунктом 1.16. зону сельскохозяйственных угодий (индекс "С1") перевели в зону производственных объектов сельхозназначения (индекс "С2") в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 07:09:0101006:11 и 07:09:0101006:12, расположенных по <адрес>, в части II карты градостроительного зонирования приложения N 1, т.е. в том числе спорного земельного участка, находящегося в аренде в Бориева ФИО28

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.0 условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости", является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.

Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-КГ 16-2, бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его приобрести.

Материалы дела подтверждают, что испрашиваемый земельный участок необходим для эксплуатации (обслуживания) расположенной на нем конюшни, которая является составной частью Конно-спортивной школы по <адрес> в <адрес>, проект которого разработан ООО Фирма «Агропроект», с учетом нормативов технологического проектирования конно-спортивных комплексов НТП-АПК ДД.ММ.ГГГГ.003-03, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2003г., согласно п.п. 6.15 -6.18 которых, открытый манеж - для выездки размером не менее 20x60 м. Покрытие - песок (10см) по полиэтиленовым матам (заполненным мелким гравием), гравию и щебню. Дренажная система обязательна.

Ограждение манежа для выездки переносное, из секций высотой 30 см и длиной - 2 м.

Если манежи предполагается использовать для соревнований по выездке, следует предусмотреть места для 3-5 судейских будок: две из них располагаются посередине длинных сторон манежа на расстоянии 5 м от ограждения, и три - по короткой стороне, на расстоянии 5 м от ограждения (одна - в центре и две - на расстоянии 2,5 м от углов манежа в сторону его центра). Площадь одной судейской будки - 3 м2 (1,5 х 2,0);

открытое конкурное поле - размером не менее 50X80 м. Покрытие - травяное или специальное - специальный травяной слой по смеси песка с гумусом (15см), уложенным на крупный щебень. Дренажная система обязательна. Ограждение - живая изгородь, переносная или стационарная, высотой до 130 см.;

шпрингартен - замкнутая эллипсовидная дорожа (коридор) между двумя заборами, используемая для напрыгивания лошадей на свободе. Размеры дорожки: прямые участки - длиной 60 м, полукруги - длиной 20-25 м, ширина дорожки 3-4 м, высота ограждения на опорах 2-2,2 м, расстояние между опорами ограждения 3-3,25 м, ширина прозоров меоду элементами ограждения 0,4-0,6 м. В ограждениях устраиваются ворота шириной 2,5-3 м. Покрытие дорожки - специальное как на конкурных полях, но без травяного слоя. Шпрингартен может также использоваться в качестве паддока для выгула, а его внутренний эллипс - для работы лошадей на корде.

Круглые манежи для работы на корде делаются открытыми и закрытыми, диаметром 17-20 м. Их также можно использовать для занятий с начинающими спортсменами. Покрытие поля - как в манежах (открытых и закрытых).

В части довода административного ответчика о том, что целевое назначение спорного земельного участка не относится к землям, предназначенным для ведения сельскохозяйственного производства, суд относится критически, исходя из того, что согласно договору аренды земельного участка от 13.07.2015г. -АЗ, вид разрешенного использования производство сельскохозяйственной продукции, в аренду передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, однако как указано выше решением Совета Местного самоуправления городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 26.02.2016г. "О внесении изменений и дополнений в решение Нальчикского городского Совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ N 24 "Об утверждении временных Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик", в 1.16 зону сельскохозяйственных угодий (индекс "С1") перевели в зону производственных объектов сельхозназначения (индекс "С2") в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 07:09:0101006:11 и 07:09:0101006:12, расположенных по <адрес>, в части II карты градостроительного зонирования приложения N 1.

Понятие сельскохозяйственного производства содержится в части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», согласно которой в целях данного Федерального закона под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Из п.2.1. градостроительного плана земельного участка RU 07301000-2389 с кадастровым , подготовленного 07.04.2016г. руководителем МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик» ФИО9 следует, что к основным видам разрешенного использования указанного земельного участка, в том числе отнесены, конноспортивные школы.

В материалы дела административным истцом представлен акт осмотра земельного участка от 06.10.2021г., из которого следует, что на земельном участке с кадастровым с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции и иных видов сельскохозяйственного использования стоит здание, которое соответствует документации. Доказательств обратного, ответчик суду не представил.

При таких обстоятельствах, можно сделать вывод том, что спорный земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, а соответственно к существующим правоотношениям применяются положения подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании чего суд приходит к выводу, у административного истца имеется право на приватизацию спорного земельного участка без проведения торгов.

Часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 названного кодекса.

Согласно части 2 названной статьи по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с п.1 ч.3. ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования административного истца Бориева ФИО27 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,-

Р Е Ш И Л :

Исковые требования административного истца Бориева ФИО24 удовлетворить.

Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 15985 кв. м. с кадастровым номером: 07:09:0101006:12.

Обязать Местную администрацию городского округа Нальчик и Муниципальное казенное учреждение «Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик» заключить с Бориевым ФИО26 договор купли- продажи земельного участка с кадастровым номером: 07:09:0101006:12 общей площадью 15985 кв.м., по ул., Северная б/н.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Окончательное решение принято ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий - Р.С.Блиева

Копия верна:

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева

Решение вступило в законную силу «_____» _____________________2022 г.

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева