ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3102/19 от 15.08.2019 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-3102/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2019 года город Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,

при секретаре Дудиной А.В.,

с участием представителя административного истца Плешкова Д.В.,

представителя административного ответчика Домрачевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица Краевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников жилья «Карпинского,17» к Межрайонной ИФНС № 17 по Пермскому краю о признании недействительным решения о регистрации, возложении обязанности аннулировать запись,

установил:

Товарищество собственников жилья «Карпинского, 17» (административный истец) обратилось в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 17 по Пермскому краю (административный ответчик) о признании недействительным решения о регистрации, возложении обязанности аннулировать запись.

Требования мотивированы тем, что по адресу <адрес>, возведены две очереди строительства многоквартирного дома, в том числе: здание первой очереди было возведено в 2002 году (подъезд ), здание второй очереди – в 2005 году (подъезды и ). Здание первой очереди (подъезд дома) введено в эксплуатацию в июне 2002 года. В указанном здании создано Товарищество собственников жилья «Карпинского,17», зарегистрировано администрацией Индустриального района г. Перми 24.06.2002. Согласно Устава, ТСЖ «Карпинского, 17» образовано на базе дома <адрес>, создано решением Администрации Индустриального района г. Перми (распоряжение от 18.06.2002), является объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения и пользования и распоряжения общим имуществом, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и иными законодательными актами РФ. Здание второй очереди дома (подъезды и ) введено в эксплуатацию в конце 2004 года, в указанной очереди дома создано товарищество собственников жилья «На Карпинке», зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю 11.01.2005. Таким образом, в настоящее время в доме существуют две организации, созданные для управления одним и тем же многоквартирным домом: ТСЖ «На Карпинке» (1-2 подъезды дома) и ТСЖ «Карпинского, 17» (3 подъезд дома). Наличие двух товариществ собственников жилья в одном доме создает ситуацию, при которой каждое из товариществ настаивает на наличии у него статуса юридического лица, осуществляющего управление одним и тем же многоквартирным домом, и предъявлению требования к жильцам об оплате жилищных и коммунальных услуг. Дом может находиться в управлении только одной управляющей организации или только одного товарищества собственников жилья, полномочия по определению порядка управления многоквартирным домом находится в сфере ведения собственников помещений в этом доме. Многоквартирный дом <адрес> является единым объектом применительно к положениям ЖК РФ, Градостроительного Кодекса РФ, независимо от количества входящих в него корпусов (секций, очередей строительства). Собрание с повесткой дня о создании ТСЖ «На Карпинке» проведено с нарушением закона, без извещения собственников подъезда , всеми собственниками помещений в доме не было выражено согласие о создании ТСЖ «На Карпинке». Действующее законодательство не предусматривает возможности создания товарищества собственников недвижимости (жилья) для управления частью многоквартирного дома (в данном случае 1-2 подъездами). ТСЖ «Карпинского, 17» в настоящее время не ликвидировано, не реорганизовано, является действующим юридическим лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом и имеющим заключенные договоры с ресурсоснабжающими организациями. Принятие собственниками помещений одного дома, входящего в ТСЖ, решения о создании отдельного ТСЖ означает необходимость реорганизации ранее созданного ТСЖ форме выделения, поскольку к вновь образуемому юридическому лицу должна перейти часть прав и обязанностей ранее созданного товарищества собственников жилья, возникших в связи управлением несколькими многоквартирными домами. Решение о создании ТСЖ «На Карпинке» в результате реорганизации ТСЖ «Карпинского, 17» в форме выделения не принималось. Поскольку дом, расположенный по <адрес>, является единым многоквартирным домом, постольку создание отдельного товарищества собственников жилья во второй очереди строительства указанного дома (подъезды 1 и 2) невозможно без разрешения вопроса о разделении единого земельного участка под многоквартирным домом, общих сетей инженерных коммуникаций, без присвоения указанному объекту самостоятельного почтового адреса. Таким образом, поскольку решение о создании ТСЖ «Карпинского, 17» является легитимным, многоквартирным домом по <адрес> в период с 26.06.2002 по настоящее время управляет ТСЖ «Карпинского, 17». При этом, ТСЖ «На Карпиннке» создано в этом же доме с нарушением требований законодательства, в связи с чем, право управления многоквартирным домом по указанному адресу ТСЖ «На Карпинке» не возникло. Письмами от 04.05.2017, от 10.09.2017 ТСЖ «Карпинского, 17» обращалось к ТСЖ «На Карпинке» о преобразовании указанных ТСЖ в одно ТСЖ путем слияния, либо преобразования. Ответов на настоящие письма не последовало. Также истец обращался в Управление ФНС по Пермскому краю с жалобами на решение о государственной регистрации ТСЖ «На Карпинке» и записи о государственной регистрации указанного юридического лица, осуществленную МИФНС № 17 по Пермскому краю от 11.01.2005. Ответа на указанную жалобу истец не получил.

Административный истец просит признать недействительным решение о государственной регистрации ТСЖ «На Карпинке» (1055902800293, ИНН 5905232455) и запись о государственной регистрации указанного юридического лица, осуществленную МИФНС № 17 по Пермскому краю от 11.01.2005. Обязать ответчика аннулировать запись в Едином государственном реестре юридических лиц от 11.01.2005 о создании ТСЖ «На Карпинке» и исключить ТСЖ «На Карпинке» из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца – Плешков Д.В., на удовлетворении требований, изложенных в административном иске, настаивал. Дал пояснения, аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Домрачева Е.В. в судебном заседании с требованиями, изложенными в административном иске, не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, представила письменные возражения, в которых отметила, что административный ответчик, являясь уполномоченным органом вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов и содержащееся в представленных документах сведения, за исключением заявления о государственной регистрации, при этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных законом. 27.12.2004 в ИФНС России по Индустриальному району г. Перми заявителем Бородиной В.В. представлены документы для государственной регистрации юридического лица ТСЖ «На Карпинке», подписав поданное заявление, ФИО1 подтвердила, что сведения, содержащиеся в заявлении достоверны, изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям. Учитывая отсутствие правовых оснований для вынесения решения об отказе в государственной регистрации, ИФНС России по Индустриальному району г.Перми принято решение о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица – ТСЖ «На Карпинке». Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не содержит норм, наделяющих регистрирующий орган полномочиями по собственной инициативе восстанавливать ранее исключенные (аннулированные) сведения, либо исключать ранее внесенные сведения. В отношении ТСЖ «На Карпинке» в Инспекции отсутствует информация (документы), свидетельствующая о необходимости исключения Товарищества из ЕГРЮЛ. У Инспекции отсутствуют основания для проведения мероприятий по исключению ТСЖ «На Крапинке». Регистрирующий орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц. Кроме того, административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку жалоба в вышестоящий орган не подавалась. Кроме того, с момента государственной регистрации в ТСЖ «На Карпинке» прошло более 14 лет, следовательно, срок для обжалования решения о государственной регистрации создания юридического лица истек, доказательств пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы, административным истцом не предоставлено.

Представитель заинтересованного лица – Краева А.Н. в судебном заседании указала, что требования, изложенные в административном иске, удовлетворению не подлежат. Многоквартирный дом по адресу: <адрес> вводился в эксплуатацию двумя очередями. Первая очередь (3-й подъезд) МКД введена в эксплуатацию в 2002 году, вторая очередь (1-й, 2-й подъезды) МКД в 2004 году. Протоколом общего собрания собственников МКД <адрес> от 20.12.2004 было принято решение о создании ТСЖ «На Карпинке». Соответственно, на момент создания ТСЖ «На Карпинке» действовал Жилищный кодекс РСФСР, утвержденный ВС РСФСР 24.06.1983, ФЗ «О товариществах собственников жилья» от 15.06.1996 №72-ФЗ. Действующее жилищное законодательство на момент создания ТСЖ «На Карпинке» не содержало требований о согласии всех собственников МКД на создание ТСЖ. ФЗ «О товариществах собственников жилья» от 15.06.1996 № 72-ФЗ содержал требование к численности собственников на общем собрании для принятия решения о создании ТСЖ. Жилищный кодекс РФ введен в действие с 01.03.2005 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», т.е. уже после создания и регистрации ТСЖ «На Карпинке». Соответственно, нормы ст. 136, 161 ЖК РФ о том, что дом может находиться в управлении только одной управляющей компании или одного ТСЖ, распространяются на правоотношения с 01.03.2005 к вновь создаваемым ТСЖ. Согласно ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами. Преобразование и слияние ТСЖ «На Карпинке» и ТСЖ «Карпинского, 17» не входит в полномочие ТСЖ «На Карпинке». Согласно ст. 140 ЖК РФ преобразование и слияние ТСЖ возможно только на общем собрании собственников многоквартирного дома по решению собственников. Одновременно с этим, 14.05.2012 Государственной инспекцией вневедомственного контроля Пермского края была проведена проверка в отношении ТСЖ «На Карпинке». По факту проверки составлен акт № 635 от 14.05.2012, в соответствии с которым ТСЖ «На Карпинке» создано правомерно решением общего собрания собственников МКД <адрес>. Таким образом, ТСЖ «На Карпинке» создано и зарегистрировано в установленном порядке без нарушений действующего законодательства. Кроме того, административным истцом пропущен предусмотренный статьей 219 КАС РФ срок для обращения в суд. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Заслушав явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что в случае признания оспариваемых действий или решений незаконными, нарушающими права административного истца, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Содержания данных норм права позволяет прийти к выводу о том, что возложение судом на государственный орган каких-либо обязанностей возможно при условии признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) соответствующего государственного органа.

В свою очередь, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела, таких обстоятельств не установлено.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются нормами Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Как следует из пункта 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением заявления о государственной регистрации, при этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом № 129-ФЗ.

В силу статьи 25 названного Федерального закона ответственность за недостоверность и ложность сведений несут заявители, законом не предусмотрена обязанность налоговых органов проверять достоверность сведений.

В соответствии со ст. 12 Закона № 129-ФЗ (в редакции, действующей на момент создания юридического лица) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Представление документов для регистрации осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее – заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В соответствии с п. 3 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц.

Из обстоятельств дела следует, что 27.12.2004 в ИФНС России по Индустриальному району г.Перми заявителем ФИО1 представлены документы для государственной регистрации юридического лица ТСЖ «На Карпинке». Подписав поданное заявление, ФИО1 подтвердила, что сведения, содержащиеся в заявлении достоверны, изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, предусмотренных ст. 23 Закона 129-ФЗ. Перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

Учитывая отсутствие правовых оснований для вынесения решения об отказе в государственной регистрации, ИФНС России по Индустриальному району г. Перми в установленный Законом № 129-ФЗ срок принято решение о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица – ТСЖ «На Карпинке».

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений, ранее внесенные сведения сохраняются.

При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

При этом действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не содержит норм, наделяющих регистрирующий орган полномочиями по собственной инициативе восстанавливать ранее исключенные (аннулированные) сведения, либо исключать ранее внесенные сведения.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется в соответствии с положениями статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

В частности, юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в следующих случаях:

признание юридического лица недействующим;

невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

В отношении ТСЖ «На Карпинке» информация (документы), свидетельствующая об отнесении товарищества к одному из вышеуказанных случаев, отсутствует.

Решение о создании ТСЖ «На Карпинке» в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.

Учитывая вышеизложенное, основания для проведения мероприятий по исключению ТСЖ «На Карпинке» из ЕГРЮЛ, у налогового органа отсутствуют.

Закон № 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права регистрирующего органа по проверке достоверности сведений и по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления государственной регистрации документов.

Регистрирующий орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц, а все споры, возникающие при создании и в процессе функционирования хозяйствующего субъекта, должны разрешаться заинтересованными лицами в ином судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

С учетом изложенного выше, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Приведенный со стороны налогового органа довод о несоблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, суд не может принять во внимание, поскольку до обращения в суд, административный истец обращался с жалобой в Управление налоговой службы, что подтверждается самим текстом жалобы и документами об отправке жалобы в адрес вышестоящего налогового органа, ответ на который получен не был. Вместе с тем, указанные обстоятельства не влекут иные выводы при принятии итогового решения по существу спора.

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном случае, с момента государственной регистрации в ТСЖ «На Карпинке» прошло более 14 лет, следовательно, срок для обжалования решения о государственной регистрации создания юридического лица административным истцом пропущен. Доказательств пропуска по уважительной причине срока подачи искового заявления, административным истцом не предоставлено. Оснований для восстановления срока судом не установлено. Соответственно, требования не подлежат удовлетворению и по причине пропуска срока со стороны административного истца.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Товарищества собственников жилья «Карпинского,17» к Межрайонной ИФНС № 17 по Пермскому краю о признании недействительным решения о регистрации, возложении обязанности аннулировать запись, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись) И.С. Пепеляева

Копия верна. Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь: