Дело № 2а-3104/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 06 мая 2016 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.
при секретаре Ковальчуке Д.О.
с участием административного истца ФИО6,
представителя административного ответчика ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО6 ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее Управление Росреестра по Красноярскому краю) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ о переходе права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Основанием для вынесения оспариваемого уведомления послужило отсутствие нотариально удостоверенного договора купли-продажи указанной выше квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключение договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ без предварительного согласия органов опеки и попечительства.
По мнению административного истца, спорное уведомление административного ответчика по указанным основаниям является незаконным, и нарушает его права. Так по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ в качестве продавца выступила ФИО2, действующая от своего имени и имени несовершеннолетнего ребёнка ФИО3.
Органом опеки и попечительства – администрацией Железнодорожного района г. Красноярска во исполнение норм ФЗ «Об опеке и попечительстве» выдано предварительное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р на совершение указанной выше сделки по купле-продаже жилого помещения.
Согласно пункта 11 договора купли-продажи квартиры, право собственности на жилое помещение возникает у покупателя с момента регистрации права собственности в установленном законом порядке. Отсутствие разрешения органа опеки и попечительства на момент заключения договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ не влечёт недействительность сделки, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а на момент вынесения административным ответчиком оспариваемого уведомления, распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р было представлено на государственную регистрацию права и находилось в распоряжении административного ответчика. Следовательно, на момент, когда в силу ФЗ № 122-ФЗ должна была быть произведена государственная регистрация перехода права собственности и права собственности административного истца на квартиру, исключались обстоятельства, свидетельствующие о возможном нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего, с наличием которых закон связывает признание сделки по отчуждению недвижимого имущества несовершеннолетнего недействительной. Таким образом, основания для отказа в государственной регистрации перехода права и права собственности на квартиру, предусмотренные абз. 4,8,10 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отсутствовали, в связи с чем, уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует п. 1 ст.19 указанного ФЗ.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ права истца, как собственника приобретенного по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недвижимого имущества, были нарушены. Право собственности административного истца на квартиру было зарегистрировано административным ответчиком только ДД.ММ.ГГГГ на основании иного правоустанавливающего документа – договора купли–продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариально, для заключения которого истец был вынужден понести дополнительные расходы.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданное Управлением Росреестра по Красноярскому краю.
Административный истец ФИО6 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что Управление Росреестра по Красноярскому краю не должно проверять соблюдение условий совершения сделки, а должно устанавливать фактическое наличие или отсутствие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки. Такое согласие было предоставлено регистрирующему органу и на момент регистрации перехода прав и права собственности оно находилось у административного ответчика. То обстоятельство, что продавцом для несовершеннолетнего была приобретена квартира на <адрес>, а не на <адрес>, на что было получено изначально согласие органа опеки и попечительства, Управлению Росреестра не мешало зарегистрировать сделку истца по покупке квартиры на ул. Яковлева, ответчик должен был приостановить регистрацию сделки по покупке квартиры по <адрес> пояснил, что свидетельство о государственной регистрации права собственности он получил не ДД.ММ.ГГГГ, а намного позже и на основании иного документа, вынужден понести дополнительные расходы, продавец подготовил новый пакет документов, получил новое согласие от органа опеки и попечительства, в связи с приобретением для несовершеннолетнего квартиры на <адрес>.
Представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО7, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на письменные возражения, представленные суду, в которых указала, что решение Управления о приостановлении государственной регистрации права собственности полностью соответствует действующему законодательству, принято в соответствии с процедурой и порядком, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).
31.12.2015г. в КГБУ «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг» обратились ФИО2, действующая от своего имени и от имени несовершеннолетнего ребёнка ФИО3, ФИО4 с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности и ФИО6 с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен совершенный в простой письменной форме договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 163 ГК РФ предусмотрено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе. Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (пункт 3 статьи 163 ГК РФ). В связи с вступлением с 29.12.2015 в силу ФЗ от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в статью 30 Закона о регистрации были внесены изменения, согласно которым сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
Таким образом, договор купли-продажи недвижимого имущества, которое принадлежит несовершеннолетнему гражданину, составленный позднее ДД.ММ.ГГГГ должен быть нотариально удостоверен. Между тем, представленный на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого продавалась <данные изъяты> в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, принадлежащая несовершеннолетнему ФИО3, не был нотариально удостоверен, следовательно, правоустанавливающий документ не соответствовал требованиям действующего законодательства о форме данного документа, что препятствовало проведению государственной регистрации. Пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации установлено, что заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. ДД.ММ.ГГГГ заявители на государственную регистрацию в качестве дополнительных документов представили договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2, действующая от своего имени и от имени несовершеннолетнего ребёнка ФИО3, ФИО4 продают, а ФИО6 покупает квартиру по адресу: <адрес>.
На государственную регистрацию также было представлено распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р, разрешающее продать <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, принадлежащую несовершеннолетнему ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при условии одновременной покупки квартиры по адресу: <адрес>, в собственность несовершеннолетнего ФИО3.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 ГК РФ, опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 157.1 ГК РФ, если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие. В предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие. При последующем согласии (одобрении) должна быть указана сделка, на совершение которой дано согласие.
Администрация Железнодорожного района г. Красноярска дала согласие на продажу квартиры по адресу: <адрес>, только при условии одновременной покупки квартиры по адресу: <адрес> не давала согласия на продажу указанной выше квартиры при условии покупки квартиры по иному адресу.
Однако, ФИО8, действующая от своего имени и от имени несовершеннолетнего ребёнка ФИО3, и ФИО4 приобрели квартиру не <адрес>, а по иному адресу, а именно: <адрес> «А», <адрес>.
Таким образом, распоряжение администрации Железнодорожного района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-р нельзя считать последующим одобрением договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 25.12.2015г. заключён без предварительного разрешения органов опеки и попечительства, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
По мнению административного истца, он приобрёл квартиру на основании договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, административным истцом не учтено, что статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (то есть с ДД.ММ.ГГГГ) и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Пунктом 1 статьи 425 ГК РФ установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. При этом в силу статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224 ГК РФ).
Поскольку стороны обратились за государственной регистрацией прав ДД.ММ.ГГГГ, представив договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ, который по соглашению сторон имеет силу и значение акта приема- передачи квартиры, следовательно, именно ДД.ММ.ГГГГ. между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, ДД.ММ.ГГГГ квартира передана продавцами покупателю, и именно с этой даты - с ДД.ММ.ГГГГ, данный договор вступил в силу и стал обязательным для сторон. При этом изменение даты договора на ДД.ММ.ГГГГ в данном случае является действием в обход закона во избежание нотариального удостоверения данного договора (пункт 3 статьи 10 ГК РФ).
Пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что правоустанавливающие документы отнесены к документам личного хранения, тем самым должны предоставляться заявителем самостоятельно при обращении за предоставлением государственной услуги. Между тем, нотариально удостоверенный договор продажи квартиры по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности несовершеннолетнему ФИО3 на государственную регистрацию не представлен. В связи с чем, представленные в качестве правоустанавливающих документов договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 30.12.2015г., составленный в простой письменной форме, и договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют об отсутствии права собственности у покупателя ФИО6.
Указанные обстоятельства, являются основаниями для отказа в государственной регистрации в соответствии с абзацами 4, 8 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. Согласно статье 19 Закона о регистрации государственная регистрация приостанавливается на основании решения государственного регистратора при появлении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, при не устранении которых в государственной регистрации прав должно быть отказано в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Во исполнение требований пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация была приостановлена ДД.ММ.ГГГГ. на один месяц по решению государственного регистратора, о чем заявители были уведомлены в письменной форме (исх. №№ от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 представил на государственную регистрацию договор купли-продажи от 10.02.2016г., удостоверенный нотариусом Красноярского нотариального округа Красноярского края ФИО5, зарегистрированный в реестре за №. Также ФИО6 представил распоряжение администрации Железнодорожного района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-р, разрешающее продать 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, принадлежащую несовершеннолетнему ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при условии одновременной покупки квартиры по адресу: <адрес>, в собственность несовершеннолетнего ФИО3.
Поскольку представленные документы устранили сомнения государственного регистратора, ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы переход права и право собственности ФИО6 на квартиру по адресу: <адрес>.
Поскольку, 12.02.2016г. проведена государственная регистрации перехода права и права собственности ФИО6 на указанную выше квартиру, оспариваемого действия Управления по приостановлению государственной регистрации уже не имеется. В связи с этим, действия Управления по приостановлению государственной регистрации перехода права и права собственности не подлежат обжалованию в суде. Восстановительной мерой, связанной с рассмотрением в суде требования о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации, является возложение на Управление обязанности возобновить процедуру регистрации. Однако, рассмотрение заявлений о государственной регистрации перехода права и права собственности завершено ДД.ММ.ГГГГ. проведением государственной регистрации перехода права и права собственности ФИО6, в связи с чем, возобновить рассмотрение заявлений о регистрации невозможно.
Поскольку решение о приостановлении государственной регистрации принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, установленных статьями 9, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 20 Закона о регистрации, следовательно, указанное решение не может нарушать права и законные интересы административного истца, в силу чего заявленные ФИО6 требования удовлетворению не подлежат.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Спорное уведомление о приостановлении государственной регистрации вынесено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился с настоящим исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трёхмесячный срок обращения им не пропущен.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Аналогичные положения предусмотрены п. 1 ст. 21 ФЗ "Об опеке и попечительстве".
В силу статьи 163 ГК РФ, нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.
Нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В соответствии со ст. <данные изъяты> Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Для совершения регистрационных действий необходимо заявление правообладателя недвижимого имущества для совершения соответствующих регистрационных действий. При этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что по существу означает презумпцию правильности регистрации прав.
Из приведенных выше норм закона с учетом правовых позиций, изложенных в пунктах 11, 52, 60 - 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что момент возникновения прав на недвижимое имущество обусловлен исключительно моментом государственной регистрации права на данное имущество, а не заключением договора купли-продажи.
В соответствии с ч. <данные изъяты>"ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Отказ в государственной регистрации прав, либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации, могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Согласно требованиям статьи 30 названного ФЗ, любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.
Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению. (п. 2 ст. 30 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 391-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведённой государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе (п. 1 )
В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.
Из материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3ФИО4 и ФИО6 в Управление Росреестра по Красноярскому краю были поданы заявления о государственной регистрации перехода права и регистрации права собственности на недвижимое имущество, с приложением следующих документов :
- договор купли продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2, действующая от своего имени и имени своего несовершеннолетнего ФИО3, и ФИО4 (продавцы) продали ФИО6 (покупателю) квартиру, расположенную по адресу: <адрес>31 ;
- свидетельство о рождении несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, серии III-БА №от ДД.ММ.ГГГГ;
- распоряжение администрации Железнодорожного района в г. Красноярске от ДД.ММ.ГГГГ№-р, о разрешении продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> при условии одновременной покупки квартиры по адресу: <адрес> в собственность несовершеннолетнему ФИО3;
- выписка из домовой книги Финансово-лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ;
- квитанции об оплате государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, ФИО6 в регистрирующий орган было представлено заявление о предоставлении дополнительных документов, к которому были приложены заявления ФИО2, ФИО6, ФИО4 с просьбой считать правоустанавливающим документом договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи квартиры по <адрес>31 в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый в простой письменной форме; расписка в получении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом - административным ответчиком было принято решение о приостановлении государственной регистрации за № по заявлениям ФИО2, ФИО4, ФИО6. Поскольку, при проведении правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов установлено, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был предоставлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый в простой письменной форме, что противоречит требованиям ст. 30 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым указанный договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению, так как сделка по отчуждению имущества совершена несовершеннолетним гражданином. Дополнительно представленный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключён без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, поскольку распоряжение администрации Железнодорожного района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-р выдано после вступления в силу изменений, внесённых в ст. 30 Закона о регистрации. Заявителям было указано, что срок государственной регистрации истекает ДД.ММ.ГГГГ, и предложено представить дополнительные доказательства наличия основания для государственной регистрации.
После чего, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в Управление Росреестра по Красноярскому краю были представлены дополнительные документы:
- договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, квартиры по адресу: <адрес>, удостоверенный нотариусом Красноярского нотариального округа <адрес>ФИО5, заключённый между ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4 (продавцами) и ФИО6 (покупателем);
- распоряжение администрации Железнодорожного района в г. Красноярске №-р от ДД.ММ.ГГГГ о согласии на продажу квартиры по адресу: <адрес> при условии одновременной покупки квартиры по адресу: <адрес>, ранее выданное распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Красноярскому краю ФИО6 было выдано свидетельство о государственной регистрации права на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством №
В силу положений ч. 1 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Государственная регистрация прав, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Как установлено судом, заявителями при обращении в регистрирующий орган ДД.ММ.ГГГГ не были представлены документы необходимые для совершения регистрационных действий, а именно нотариально удостоверенный договор купли-продажи жилого помещения, поскольку по договору от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась продажа недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ истцом в регистрирующий орган был представлен аналогичный по содержанию договор купли-продажи, заключённый между теми же сторонами ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в силу изменений, внесенных в ст. 30 Закона о государственной регистрации, предусматривающих необходимость нотариального удостоверения сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнего гражданину. При этом, в регистрационном деле находилось ранее представленное распоряжение Администрации Железнодорожного района г. Красноярска о согласии на продажу квартиры, выданное после заключения договора купли продажи ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ
Доводы административного истца о том, что поскольку ДД.ММ.ГГГГ ответчику был представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, не требующий обязательного нотариального удостоверения и у регистрирующего органа уже имелось в наличии разрешение органа опеки и попечительства, оснований для приостановления государственной регистрации не было, суд находит не состоятельными, поскольку на момент заключения договора ДД.ММ.ГГГГ предварительное разрешение органа опеки и попечительства, как того требует Закон, отсутствовало.
Поскольку, при осуществлении государственной регистрации регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу документов и установить наличие или отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, суд приходит к выводу, что на момент вынесения спорного уведомления (ДД.ММ.ГГГГ) отсутствовали правовые основания для регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности за административным истцом на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, по изложенным выше основаниям.
Как следует, из пояснений административного истца и представленных в дело письменных доказательств, после устранения заявителями всех нарушений, указанных в оспариваемом уведомлении о приостановлении регистрации регистрирующий орган зарегистрировал за административным истцом право собственности на квартиру, по адресу: <адрес>.
В частности, истцом был представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом; распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ администрации Железнодорожного района в г. Красноярске, на отчуждение квартиры, в котором было отменено ранее выданное ДД.ММ.ГГГГ разрешение, с учётом изменений фактических обстоятельств – перемены приобретаемого для несовершеннолетнего жилого помещения, взамен отчуждаемого.
На основании п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Оценив представленные суду доказательства и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО6 о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении государственной регистрации, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО6 ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Панченко
Решение изготовлено в окончательной форме 11 мая 2016 года