ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3110/21 от 22.04.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-3110/21

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 22 апреля 2021 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре судебного заседания Михайловой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца Ескиной А.Г.,

представителя административного ответчика Аристова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства Камчатского края, выразившегося в не предоставлении государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в электронной форме, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства Камчатского края (далее-Агентства), выразившегося в не предоставлении государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в электронной форме, возложении обязанности не позднее двух месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать, в соответствии со статьями 26, 49 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление в электронной форме государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.

В обоснование заявленных требований указал, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу проведена проверка по факту неисполнения Агентством требований ЛК РФ, в части не предоставления государственной услуги в электронном виде по приему лесных деклараций и отчета об использовании лесов. Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований Агентством государственная услуга по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, в электронной форме не предоставляется. В связи с выявленными нарушениями 23 ноября 2020 года в Агентство внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено 07 декабря 2020 года, вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены, возможность получения государственной услуги в электронном виде не обеспечена. Указанное бездействие органа государственно власти субъекта Камчатского края продолжается длительное время и непосредственно затрагивает и нарушает права и интересы граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, что препятствует реализации заинтересованными лицами прав, гарантированных государством.

Представитель административного истца Ескина А.Г. в судебном заседании требования административного искового заявления, поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Аристов С.Н., в судебном заседании требования административного иска считал необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому указал, что структура электронных форм федерального реестра и порядок их заполнения с использованием Единого портала, равно как и методические рекомендации, утвержденные Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не определены и не установлены. Предоставление лесной декларации и отчета об использовании лесов в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписи с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг не предусмотрено. По мнению Агентства, полномочиями по размещению сведений о государственной услуге на Единой портале и утверждения соответствующих электронных форм, осуществляемой Агентством в рамках переданных полномочий, во исполнение требований Регламента, обладает Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Во исполнение требований прокурора в части предложений инициировать перед Минприроды России внесение Агентства как органа, предоставляющего услугу, а также внесений соответствующих сведений о государственной услуге на Единой портале, в Минприроды России 23 декабря 2020 года направлено обращение. Согласно полученному ответу Минприроды России, каких-либо определенных и конкретных разъяснений, касающихся порядка размещения государственной услуги и ее предоставления на Единой портале, в том числе последовательность действий Агентства как органа государственной власти предоставляющего государственную услугу, Минприроды России не представлено. Ранее 16 декабря 2019 года Агентством в адрес Министерства экономического развития и торговли Камчатского края был направлен паспорт государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов на публикацию в Реестре государственных и муниципальных услуг Камчатского края. В публикации паспорта указанной услуги в реестре Агентству было отказано по причине наличия таких полномочий у Минприроды России. Агентство считает, что предпринимало меры (действия), направленные для обеспечения возможности организовать предоставление государственных услуг в электронном виде, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований прокурора.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1.1. статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Учитывая, что административный истец оспаривает длящееся бездействие, суд приходит к выводу о том, что срок, предусмотренный ч. 1.1 ст.219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу п. 1, 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее-Закон) государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российская Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий переданных федеральными законами и законами субъектов Российская Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно исполнительного органа государственной власть субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Согласно части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации под лесной декларацией понимается заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (ч. 2 ст. 26 ЛК РФ).

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.3 ст. 26 ЛК РФ).

Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме и форма лесной декларации утверждены приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года № 539.

Как следует из части 1 статьи 49 ЛК РФ отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В отчете об использовании лесов содержится информация об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другая информация (ч. 3 ст. 49 ЛК РФ).

Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме установлены Приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 451 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме".

Аналогичные положения закреплены в пунктах 2.6.1, 2.6.2 Административного регламента, утверждённого приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов".

Согласно части 2.19. Регламента лесная декларация, отчет в форме электронного документа могут быть сформированы на Портале или представлены в виде файлов в формате XML в соответствии с описанием структуры XML- документов (далее - XSD-схема). XSD-схема должна соответствовать установленным формам лесной декларации, отчета.

В соответствии с пп. "б" п.2 Положения о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861, федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" состоит, в том числе из раздела - реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно п. 7 Положения № 861 формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном реестре осуществляют федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании утвержденных административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 16 Правил ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861, установлено, что порядок формирования и ведения реестра государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, сведения, из которого размещаются во входящем в состав федерального реестра разделе, указанном в пп. "б" п. 2 Положения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны: предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Статьей 4 Закона определены основные принципы предоставления государственных услуг, один из которых - возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной.

Как следует из материалов дела, в адрес прокурора Камчатского края 15 октября 2020 года заместителем начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу для принятия мер прокурорского реагирования направлена информация об установленных фактах нарушения требований лесного законодательства органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений.

Прокуратура Камчатского края 26 октября 2020 года направила Камчатскому межрайонному природоохранному прокурору для организации проверки информация Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 15 октября 2020 года.

На основании вышеназванного сообщения Камчатским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка, по результатам которой вынесено представление от 23 ноября 2020 года об устранении нарушений законодательства. В ходе проверки установлено, что Агентством не обеспечена возможность предоставления деклараций и отчетов об использовании лесов в форме электронного документа, что препятствует реализации прав граждан и юридических лиц. Установленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей должностными лицами в условиях недостаточного контроля со стороны руководителя органа исполнительной власти, препятствуют достижению задач и целей лесного законодательства. У граждан и юридических лиц отсутствует возможность подачи соответствующих документов через Портал государственных услуг. Агентству предложено инициировать перед Министерством природных ресурсов и экологии РФ внесение Агентства в федеральный реестр государственных услуг как органа, предоставляющего услугу, а также внесение соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственный и муниципальных услуг (функций)" для того, чтобы у граждан и юридических лиц, подающих лесные декларации и отчеты об использовании лесов, появилась возможность реализовать подачу документов посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.

Как следует из письма Агентства от 17 ноября 2020 года № 59.02/5855 направление деклараций и отчетов в электронном виде посредством официального сайта Агентства не представляется возможным по причине отсутствия формы, утвержденной Минприроды России.

Как следует из письма Минэкономразвития Камчатского края от 20 ноября 2020 года в публикации паспорта государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан и юридических лиц, осуществляющих использование лесов в Реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Камчатского края было отказано в связи с тем, что сведения о предоставляемой государственной услуге должны быть размещены Министерством природных ресурсов и экологии РФ, передавшим эти полномочия Агентству.

В связи с поступившим представлением прокурора, Агентством в адрес министра природных ресурсов и экологии РФ 23 декабря 2020 года направлено письмо с просьбой разъяснить порядок размещения государственной услуги и её предоставления на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также возможность информирования и реализации предоставления государственной услуги посредством Регионального портала государственных и муниципальных услуг, и порядок действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области лесных отношений

Согласно письму Минприроды от 28 января 2021 года Минприроды России в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, в том числе высший исполнительный орган государственной власти Камчатского края, направило просьбу в возможно короткий срок обеспечить возможность осуществлять подачу лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицам, осуществляющим использование лесов. Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края сообщило, что Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края будет повторно инициирована процедура заключения дополнительного соглашения с КГКУ "МФЦ Камчатского края" и разработана технологическая схема предоставления государственной услуги, в соответствии с которой будет осуществляться реализация услуги по подаче лесной декларации и отчета об использовании лесов через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Бездействие административного ответчика Агентства лесного хозяйства Камчатского края нашло свое подтверждение в рамках рассматриваемого дела.

Доводы административного истца, о том, что согласно требованиям лесного законодательства граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, имеют право предоставлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации лесные декларации и отчеты об использовании лесов непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных услуг, является обоснованным и нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Довод административного ответчика, о том, что направление деклараций и отчетов в электронном виде посредством официального сайта Агентства не представляется возможным по причине отсутствия формы, утвержденной Минприроды России является необоснованным, поскольку Административным регламентом утвержденным приказом Минприроды 08.12.2016 года предусмотрено, что лесная декларация может быть представлена в форме электронного документа, представляющего собой структурированную информацию, соответствующую форме лесной декларации. Приложения 1 и 2 к лесной декларации могут подаваться в электронном формате XLS. Приложения 3 и 4 к лесной декларации могут подаваться в электронных форматах JPG, PDF, TIF при условии соблюдения масштаба схемы. Заявителям обеспечивается возможность получения информации о порядке предоставления государственной услуги на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на Портале.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что возможность получения государственной услуги в электронном виде не обеспечена, что свидетельствует о явном нарушении прав граждан и юридических лиц, осуществляющих использование лесов, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства Камчатского края, выразившегося в не предоставлении государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в электронной форме, возложении обязанности не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать, в соответствии со статьями 26, 46 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление в электронной форме государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

удовлетворить административный иск Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства Камчатского края, выразившегося в не предоставлении государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в электронной форме, возложении обязанности.

Признать незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства Камчатского края, выразившееся в не предоставлении государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в электронной форме.

Возложить на Агентство лесного хозяйства Камчатского края не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать, в соответствии со статьями 26, 46 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление в электронной форме государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2021 года.

Судья