Дело № 2а-311/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2018 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.
при секретаре Белозеровой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2ФИО3 к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконными решений об отказе во включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении категории земель,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Костромской районный суд Костромской области с административным исковым заявлением к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании отказов незаконными. Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с договором аренды № 150 от 24.07.2017 года ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного в 470 м по направлению на юго-запад от ориентира - земельный участок с кадастровым номером №, сроком с 24.07.2017 года по 24.07.2066 года. ФИО2 также является арендатором по договору аренды земельного участка № 136 от 05.07.2017 года земельного участка с кадастровым номером земельного участка №, площадью № кв.м, расположенного в 510 м по направлению на юго-запад от ориентира - земельный участок с кадастровым номером №, сроком с 05.07.2017 года по 05.07.2066 года. Истец ФИО3 на основании договора аренды № 211 от 14.11.2017 года является арендаторомземельного участка с кадастровым номером земельного участка №, площадью № кв.м, расположенного в 350 м по направлению на юго-запад от ориентира - земельный участок с кадастровым номером № сроком с 14.11.2017 по 14.11.2066 года. У всех трех земельных участков категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного хозяйства на полевых участках.
12.12.2017 года Административные истцы ФИО2, ФИО3, а 14.12.2017 года ФИО4 обратились в администрацию Костромского муниципального района с заявлениями о включении арендуемых участков в границы населенного пункта с. Минское Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области и осуществлении перевода в категорию: земли населенного пункта с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Административный ответчик в письмах от 29.12.2017 года ответил отказом, указав в обоснование, что Земельный кодекс РФ предусматривает различные предоставления для соответствующих целей - для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности - на торгах и аукционах, а для целей не связанных со строительством - по решению органа местного самоуправления. Поскольку земельные участки предоставлены в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, то и должны использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и сооружений.
Также указывают, что администрацией завершены работы по внесению изменений в Генеральный план Минского сельского поселения, и территория, на которой располагаются арендуемые участки, исключена из проектной зоны развития «Ж-2» территории населенного пункта Минское.
Полагают, что приняв решение и начав работы по исключению из проектной зоны развития территории «Ж-2», административный ответчик нарушил законные права и интересы административных истцов, не предоставив аргументированных обоснований данным действиям. Административные истцы считают, что необоснованные действия Административного ответчика по исключению из Генерального плана проектной зоны развития территории с. Минское, а равно и отказ о об установлении черты населенного пункта с. Минское нарушают законные права и интересы Административных истцов в осуществлении прав на ведение личного подсобного хозяйства в черте поселений.
Со ссылками на ч.1,14 ст. 24, п.1 ч.1 ст. 8, п.2 ч.1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, пп.1 п.1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Закон), Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ст. 128 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) просят признать незаконными решения администрации Костромского муниципального района Костромской области, выраженные в письмах № 7371з от 29 декабря 2017 года, № 7372з от 29 декабря 2017 года, №6 от 10 января 2018 года об отказе соответственно ФИО2, ФИО3, ФИО1 во включении в границы населенного пункта Минское и изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами №№, №
В порядке подготовки дела к судебному заседанию к участию в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского района.
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя ФИО5
Представитель административных истцов ФИО5, действующий на основании доверенностей (л.д.26, л.д.27), поддержал первоначально заявленные требования в полном объёме и в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что на момент заключения договоров аренды земельных участков его доверители понимали, что по действующему генеральному плану участки расположены в проектных границах населенного пункта Минское в зоне Ж-2, в перспективе должна быть изменена категория их участков на «земли населенных пунктов». В дальнейшем по слухам стало известно, что в генеральный план вносятся изменения и территория земель, на которых располагаются их участки, исключена из границ населенного пункта. Указанное подтвердилось содержанием писем администрации об отказе во включении участков в границы населенного пункта и изменении категории земель с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов». Полагают, что отказ администрации в удовлетворении заявлений является необоснованным и немотивированным, в то время как включение земельных участков в границы населенного пункта полностью соответствует утвержденному и действующему до настоящего времени генеральному плану; законодательно установленные ограничения для перевода участков из одной категории земель в другую отсутствуют. Отметил, что истцы не просят изменить вид разрешенного использования арендованных земельных участков, но заявляют о переводе участков в категорию «земли населенных пунктов». Заявленное им дополнительное требование об обязании администрации Костромского муниципального района осуществить действия по переводу земельных участков в другую категорию путем установления границ с.Минское в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, не поддержал и просил не рассматривать в рамках настоящего дела, поскольку истцы намерены реализовать свое право на предъявление иска об установлении границ населенного пункта в другом гражданском процессе.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области ФИО6, представляющая также интересы заинтересованного лица Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского района, административный иск не признала в полном объеме. Пояснила, что согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику имущества. В соответствии со статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных закон договором с собственником. В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды. Это свидетельствует о том, что арендатор не вправе осуществлять pacпоряжение арендованным земельным участком, которое в том числе заключается в изменении разрешенного использования земельного участка. Также указала, что необходимо отметить, что Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает различные порядки предоставления земельных участков для соответствующих целей - для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в общем случае осуществляется на торгах (аукционах, конкурсах), а для целей не связанных со строительством - по решению органа местного самоуправления. Указанные земельные участки предоставлены административным истцам в apенду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве" полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строек. В настоящее время завершены работы по внесению изменений в генеральный план Минского сельского поселения. Территория, на которой расположены арендуемые истцами земельные участки, исключена из проектной зоны развития территории населенного пункта Минское. Проект генерального плана 05 декабря 2017 года направлен для согласования в администрацию Костромской области. Однако до настоящего времени проект не согласован и не утвержден, в связи с чем действующим является генеральный план от 2012 года, согласно которому спорные участки вошли в проектные границы населенного пункта Минское. По какой причине в оспариваемые решения обоснованы ссылкой на недействующий генеральный план пояснить затруднилась.
Заинтересованное лицо администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, будучи надлежаще извещенными о дате и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили. Представили письменный отзыв на административный иск, в котором указали, что возражают против удовлетворения административного иска. В соответствии с Генеральным планом Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области», утвержденным решением Совета депутатов Минского сельского поселения № 10 от 28.03.2012г, земельные участки с кадастровыми номерами № находятся за границей населенного пункта Минское. В процессе выполнения работ в 2012 году по подготовке генерального плана МО Минское сельское поселение выявилась необходимость изменения (увеличения) границ населенного пункта: с. Минское с 73,7 га до 76,1 га, т. е. на 2,4 га из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно сводной схемы генерального плана (проектное решение) указанные земельные участки вошли в проектную зону развития застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), т.е в проектную границу населенного пункта. На момент утверждения генплана - 2012 год, указанная проектная зона развития застройки была свободна от прав третьих лиц. В настоящий момент граница населенного пункта с. Минское не установлена (проект новых границ направлен на согласование в администрацию Костромской области), завершены работы по внесению изменений в генеральный план Минского сельского поселения. Территория, на которой располагались вышеперечисленные земельные участки, в интересах поселения была исключена из зоны развития сельского поселения. В результате данных мероприятий, потребность в новых территориях для застройки с. Минское и целесообразность включения указанной территории в проектную зону развития застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) у поселения пропала. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора. Собственник, как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать администрацию, выступающую арендодателем по договору аренды, изменить категорию земель и вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора. Предметом договоров № 150 от 24.07.2017г, № 136 от 05.07.2017г, № 211 от 14.11.2017 являются земельные участки с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках». Приняв на себя права и обязанности по указанным договорам, арендаторы выразили своё согласие на использование земельных участков для указанных целей. Воля арендатора, как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленное в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участок, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений ст. 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права. В то же время арендодатель, при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору, связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Кроме того, Земельный кодекс РФ предусматривает различные порядки и процедуры предоставления земельных участков для соответствующих целей- для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в общем случае осуществляется на торгах, а для целей, не связанных со строительством, - по решению органа местного самоуправления. Указанные земельные участки с кадастровым номерами № предоставлялись в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов. При этом предоставление участка в аренду было обусловлено обязанностью арендатора обеспечить использование земельного участка исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках». Требования истцов «осуществить перевод в категорию земель населенного пункта с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства» невыполнимы до момента установления границ населенного пункта с. Минское и направлены на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством по предоставлению земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, кроме того, существенно затрагивают интересы сельского поселения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 130, ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Согласно пункту 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", при наличии генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31.12.2012г. может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч.4 ст.4.1).
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования (часть 5).
Затем орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если:
1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 настоящей статьи.
Отказ допускается и в случае, если:
1) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района;
2) заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи общественных обсуждений или публичных слушаний содержит положение о несогласии участников общественных обсуждений или публичных слушаний с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа (ст.19-21 Закона).
Таким образом, любой правообладатель, в том числе и арендатор, вправе заявлять о включении земельного участка в границы населенного пункта. Порядок рассмотрения такого заявления, основания для отказа в его удовлетворении четко регламентированы вышеприведенными нормами.
В соответствии с п.2 (абз.3) ст. 3.3. Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов. Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст.83 ЗК РФ).
Согласно ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с ч.1,3 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. 01.05.2016) «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). ФИО7 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с пунктом 1 ст.2, п.4 ст.3 Закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Как следует из пункта 3 части 1 ст.7 Закона N 172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. При этом установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Основания для отказа в переводе земель из одной категории в другую предусмотрены статьей 4 Закона, согласно которой, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Судом установлено, что 05.07.2017 года между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства Костромского муниципального района Костромской области (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 136 на срок до 05.07.2066 года. Согласно п. 1.1 Договора, предметом является земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир земельный участок с кадастровым номером № в с. Минское, участок находится примерно в 510 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых условиях (п.п.1.2.1-1.2.2.) (л.д.10-12).
24.07.2017 между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства Костромского муниципального района Костромской области (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 150 на срок до 24.07.2066 года. Предметом которого является земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир земельный участок с кадастровым номером № в с. Минское, расстояние 470 м, направление: юго-запад, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район (п.1.1). Согласно п.п. 1.2.1-1.2.2 Договора, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых условиях (л.д.20-22).
14.11.2017 между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства Костромского муниципального района Костромской области (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 211 на срок до 14.11.2066 года. Согласно п.1.1, предметом договора является земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир земельный участок с кадастровым номером №, участок находится в 350 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, с. Минское. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых условиях (п.п.1.2.1-1.2.2.) (л.д.14-16).
Вышеназванные договоры зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области.
Судом также установлено, что все вышеперечисленные земельные участки расположены в границах проектной территории населенного пункта Минское, что не оспаривалось представителем административного ответчика, и подтверждено содержанием Генерального плана Минского сельского поселения, утвержденного главой поселения решением от 28.03.2012 года (л.д.52,55,57).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Минского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Минского сельского поселения № 31 от 29.07.2013 года, до настоящего времени указанные земельные участки расположены в зоне Ж-2 «Зона развития застройки малоэтажными жилыми домами» (л.д.58-61).
С учетом данных обстоятельств, согласно пункту 2 части 5 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ, не требуется проведение публичных слушаний по вопросам о включении земельного участка в границы населенного пункта. Указанное положение Закона N 191-ФЗ является специальной нормой, регламентирует упрощенный порядок принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении его вида разрешенного использования в целях развития жилищного строительства в рамках процедуры установленной названным законом. Изменение границ населенных пунктов путем внесения изменений в генеральный план в соответствии с требованиями ГрК РФ является альтернативной процедурой, и не подлежит исключительному применению (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 35-АПГ16-8).
12.12.2017 года ФИО3, ФИО2, и 14.12.2017 года ФИО1 обратились в Главе Костромского муниципального района с заявлениями о включении арендуемых ими земельных участков в границы населенного пункта с. Минское Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области и осуществлении перевода в категорию земель населенного пункта с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.9,18,23).
На обращения административных истцов письмами от 29.12.2017 и 10.01.2018 года Администрацией Костромского муниципального района Костромской области были даны ответы о невозможности включения спорных земельных участков в границы населенного пункта Минское, и осуществления перевода земельных участков с категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию населенного пункта с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с тем, что земельные участки предоставлены на праве аренды, и в соответствии с ч.3 ст. 4 ФЗ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» полевой земельный участок используется без права возведения на нем зданий и строений. Арендатор в соответствии со ст.209 и 264 ГК РФ, ст.5 ЗК РФ не вправе осуществлять распоряжение арендованным земельным участком, в том числе изменять вид разрешенного использования. Также сообщено, что завершены работы по внесению изменений в Генеральный план Минского сельского поселения. Территория, на которой расположены участки административных истцов, исключена из проектной зоны развития территории населенного пункта Минское. Проект генерального плана направлен для согласования в администрацию Костромской области (л.д.8,17,24).
Проанализировав содержание принятых решений, суд приходит к выводу о том, что ни в одном из трех оспариваемых отказов администрации не приведено правового обоснования, предусмотренного положениями ст.ст.19-21 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также ст.4 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Во всех письмах заявителям сообщается об ограничении их прав арендаторов на распоряжение земельными участками, в то время как истцы в своих обращениях не заявляли о желании распорядиться землей, а лишь реализовали право землепользователей, предоставленное им пунктом 1 ст.2 Закона ФЗ №172-ФЗ - право ходатайствовать о переводе земельных участков из одной категории в другую, а также о включении их в границы населенного пункта. А потому перечисление норм о правах собственности в ответах на заявления истцов являлось бессмысленным и не обосновывало причин для отказа в удовлетворении обращений по существу.
Ссылка административного ответчика на подготовку внесения изменений в Генеральный план Минского сельского поселения, согласно которым планируется исключить территорию, где располагаются спорные участки, из проектной зоны развития населенного пункта Минское, также является несостоятельной, поскольку на день принятия решений об отказе истцам в удовлетворении их заявлений новый Генеральный план поселения с внесенными изменениями не был согласован, не прошел публичные слушания и не был утвержден в соответствии с частью 1 статьи 24, статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации с участием жителей поселений.
До настоящего времени земельные участки остаются в зоне перспективного развития с.Минское, предполагающей возможность застройки территории малоэтажными жилыми домами. Именно с учетом данных фактически существующих обстоятельств административному ответчику надлежало принять решение по заявленным истцами вопросам.
Иных оснований для отказа в удовлетворении заявлений в решениях не приведено, как то не имеется ссылок на наличие законодательно установленных ограничений перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; отрицательного заключения государственной экологической экспертизы; несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При таких обстоятельствах отказы Администрации Костромского муниципального района Костромской области в удовлетворении заявлений ФИО2, ФИО3,ФИО1 нельзя признать отвечающими требования вышеприведенных нормативно-правовых актов, ввиду чего суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В целях восстановления нарушенных прав истцов и в соответствии со ст.227 КАС РФ административному ответчику в правах компетенции надлежит повторно рассмотреть обращения ФИО2 от 12.12.2017г., ФИО8 от 12.12.2017г., ФИО1 от 14.12.2017г. и принять решение по заявленным в них вопросам.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконными решения администрации Костромского муниципального района Костромской области, выраженные в письмах № 7371з от 29 декабря 2017 года, № 7372з от 29 декабря 2017 года, №6 от 10 января 2018 года об отказе ФИО2, ФИО3, ФИО1 во включении в границы населенного пункта Минское и изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами №
Обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть обращения ФИО2 от 12.12.2017г., ФИО3 от 12.12.2017г., ФИО1 от 14.12.2017г. и принять решение по заявленным в них вопросам.
Обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области сообщить в суд и административным истцам об исполнении решения по настоящему административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.
Решение в окончательной форме
изготовлено 15.05.2018г. судья: