ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3132/18 от 10.10.2018 Анапского городского суда (Краснодарский край)

к делу №2а-3132/2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября2018года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Абраменко С.В.,

при секретаре Акобян А.М.

с участием представителя административного истца Баласаняна Г.С. - Козловой М.В., действующей на основании доверенности от 24 июля 2018 года,

представителя административных ответчиков Администрации МО г-к Анапа и Управления Архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г-к Анапа – Либерт А.Н., действующей на основании доверенностей от 28 мая 2018 года и 29 мая 2018 года соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Баласанян Г.С. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г-к Анапа об обжаловании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Баласанян Г.С. обратился в суд с требованиями об обжаловании действий органа местного самоуправления, выразившихся в отказе во внесении изменений в генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа.

В обоснование своих требований указал, что ему на основании договора аренды земельного участка № 3700007694 от 21.04.2017г., соглашений от 08.06.2018г., 13.07.2018г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 3717 кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Анапа, примыкает к восточной границе земельного участка, расположенного по Анапскому шоссе, 18. Вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка – зеленые насаждения.

Генеральным планом городского округа по функциональному зонированию данный земельный участок отнесен к трем зонам: зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения; зона общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования; территория проектируемой автомобильной дороги общего пользования. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа данный земельный участок отнесен к двум территориальным зонам: ОД-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения) и Р-О (зона озелененных пространств рекреационного назначения).

Указанное несоответствие ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему на праве аренды земельного участка, а также право на изменение в установленном законом порядке вида разрешенного использования участка, поскольку, эти зоны устанавливают отличающиеся требования к разрешенному использованию земельного участка, находящегося в данных территориальных зонах.

Административный истец обратился в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о внесении соответствующих изменений в ГП и ПЗЗ в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к функциональной зоне: зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения, а также к территориальной зоне ОД-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения местного назначения). Однако, ответом от 22.08.2018г. № 17.5028\17-12 ему отказано во внесении изменений в генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки со ссылкой на то, что к рассмотрению вопроса, указанного административным истцом в заявлении, администрация муниципального образования город-курорт Анапа вернется только после внесения изменений в генеральный план городского округа, работа по внесению изменений в который займет около двух лет.

С указанным отказом административный истец не согласен, считает его неправомерным, нарушающим его права, свободы и охраняемые законом интересы, в связи с чем, он просит признать незаконными действия администрации МО город-курорт Анапа, выразившиеся в отказе во внесении изменений в Генеральный план городского округа и Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа и обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа внести изменения в Генеральный план городского округа, утвержденный решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. № 404 (в ред. решения от 22.12.2016г. № 145) путем отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:37:0109002:125 к функциональной зоне: зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения, а также внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа путем отнесения данного земельного участка к территориальной зоне ОД-2 – зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения.

В судебном заседании представитель административного истца Баласаняна Г.С.- Козлова М.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель административных ответчиков – администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Либерт А.Н., действующая на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что данный спор подсуден краевому суду. Кроме того указала, что соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка на земельный участок площадью 3717 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0109002:125 административный истец заключил после принятия Генерального плана городского округа и Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа от 03.07.2017г., соответственно права и законные интересы административного истца в данном случае не нарушены, поскольку он должен был проявить должную разумность при приобретении прав на данный участок и заблаговременно получить информацию об отнесении земельного участка к двух территориальным зонам и трем функциональным зонам.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка № 3700007694 от 21.04.2017г., соглашений от 08.06.2018г., 13.07.2018г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в долгосрочном арендном пользовании Баласанян Г.С. находится земельный участок площадью 3717 кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – зеленые насаждения, расположенный по адресу: г. Анапа, примыкает к восточной границе земельного участка расположенного по Анапскому шоссе, 18 (справка о присвоении адреса от 24.08.2018г. № 17-1490\17-30).

10 августа 2018 года Баласанян Г.С. обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о внесении соответствующих изменений в ГП и ПЗЗ в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к функциональной зоне: зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения, а также к территориальной зоне ОД-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения местного назначения).

Ответом от 22 августа 2018 года № 17.5028\17-12 административному истцу отказано во внесении изменений в генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки со ссылкой на то, что к рассмотрению вопроса, указанного административным истцом в заявлении, администрация муниципального образования город-курорт Анапа вернется только после внесения изменений в генеральный план городского округа, работа по внесению изменений в который займет около двух лет.

Анализируя правомерность оспариваемого отказа, суд исходит из следующего:

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Из смысла статей 40, 41 Земельного кодекса РФ установлено право арендатора земельного участка возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения. Такое право может быть ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.

Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ также предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа, в силу п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, обязательный для исполнения органами местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Генеральный план городского округа город-курорт Анапа является документом территориального планирования, обосновывающим социально-экономическую модель городского округа на период 20 лет. Основными задачами Генерального плана являются, в том числе, выявление проблем градостроительного развития территории округа и внесение изменений в действующий генеральный план, обеспечивающих решение этих проблем на основе анализа параметров муниципальной среды, существующих ресурсов жизнеобеспечения, а также отдельных принятых градостроительных решений.В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в целях создания условий для устойчивого развития и для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, разрабатываются Правила землепользования и застройки, включающие в себя, в том числе градостроительные регламенты, представляющие собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; с проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.Статья 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа декларирует, что Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планирования территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в правила землепользования и застройки.Согласно представленной справки ИСОГД (сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО город-курорт Анапа) от 10.08.2018г. № 17.1355\18-10 земельный участок, находящийся в арендном пользовании административного истца, по функциональному зонированию отнесен к трем зонам: зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения; зона общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования; территория проектируемой автомобильной дороги общего пользования, а согласно Правилам землепользования и застройки отнесен к двум территориальным зонам: ОД-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения) и Р-О (зона озелененных пространств рекреационного назначения). Тем самым, имеет место факт нарушения органом местного самоуправления при принятии Правил землепользования и застройки требований ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ. Нахождение земельного участка с кадастровым номером в трех функциональных зонах и двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему на праве аренды земельного участка, а также, право на изменение в установленном законом порядке вида разрешенного использования участка. Эти зоны устанавливают отличающиеся требования к разрешенному использованию земельного участка, находящегося в данных территориальных зонах. Порядок внесения изменений в генеральный план установлен статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса РФ и предусматривает ряд последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации городского округа о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьей 25 названного кодекса; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 этого же кодекса; принятие решения представительным органом местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (статья 24 Градостроительного кодекса РФ).Статья 33 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ. Согласно п. 5 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации.В соответствии со статьей 16 Правил застройки и землепользования, утвержденных Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17 Правил. Основаниями для рассмотрения главой муниципального образования город-курорт Анапа вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.Порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки установлен ст.ст. 24, 33 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 16, 17 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, согласно которым включает в себя несколько этапов: подача заявления от физического лица в комиссию по правилам землепользования и застройки; рассмотрение заявления комиссией по ПЗЗ и подготовка заключения по поступившему предложению; направление заключения главе МО г-к Анапа; глава МО с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении изменений; по поручению главы МО комиссия обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения; проект решения о внесении изменений в ПЗЗ рассматривается на публичных слушаниях; после завершения публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений в ПЗЗ комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в Правила и представляет указанный проект главе МО; глава МО принимает решение о направлении указанного выше проекта в Совет МО; рассмотрение па сессии Совета МО проекта решения о внесении изменений в ПЗЗ, после утверждения изменений Советом МО они подлежат опубликованию.В судебном заседании установлено, что Комиссией по правилам землепользования и застройки вышеуказанный порядок внесения изменений в Генеральный план городского округа и Правила землепользования и застройки не соблюден, не принято в установленном порядке решение по поступившему от Баласанян Г.С. заявлению о внесении соответствующих изменений в ГП и ПЗЗ. При наличии вышеуказанных обстоятельств суд полагает, что требования административного истца Баласанян Г.С. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Доводы представителя административного ответчика о том, что данный спор подсуден Краснодарскому краевому суду, суд находит необоснованными, так как по смыслу ст. 20 КАС РФ краевой суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. В данном случае административный истец не оспаривает нормативные правовые акты, каковыми являются Генеральный план городского округа и Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, а оспаривает бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не реализации возложенных на него полномочий по возбуждению и реализации процедуры внесения изменений в ГП и ПЗЗ при наличии достаточных к тому оснований. В связи с чем, данный спор подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ и подсуден суду общей юрисдикции.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Баласаняна Г. С. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об обжаловании действий органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившиеся в отказе во внесении изменений в Генеральный план городского округа город-курорт Анапа, утвержденный решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа № 404 от 14.11.2013г. (в редакции решения № 145 от 22.12.2016г.) и Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденные решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа № 424от 26.12.2013г. (в редакции решения № 198 от 03.07.2017г.) - незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа внести изменения в Генеральный план городского округа путем отнесения земельного участка с кадастровым номером площадью 3717 кв.м., из земель населенных пунктов, к функциональной зоне: зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа путем отнесения земельного участка с кадастровым номером площадью 3717 кв.м., из земель населенных пунктов, к территориальной зоне ОД-2 – зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение тридцати дней со дня составления мотивировочного судебного решения через Анапский городской суд.

Председательствующий: