№ 2а-85/2022
64RS0047-01-2021-005398-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года г.Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,
с участием помощника судьи Халяпиной Е.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Панютиной Кристины Романовны, действующей на основании доверенности от 03 сентября 2021 года,
представителей административных ответчиков администрации муниципального образования «Город Саратов» Степановой Анны Николаевны, действующей на основании доверенности от 12 января 2021 года, сроком на один год,
представителя ответчика администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» Мишиной Светланы Владимировны, действующей на основании доверенности от 20 декабря 2021 года, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Административный истец исполняющий обязанности прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Саратова проведена проверка исполнения администрацией Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» жилищного законодательства по обращению Данилиной В.А. в интересах Купиной С.В., Данилиной Н.И. и Данилина В.А.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям от 07 марта 2019 г. № 3/0 многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу <адрес>, ул. <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании указанного заключения, главой муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение от 17 мая 2019 года № 153-р «О мероприятиях по отселение из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>».
Согласно п.п. 2.1,2.2 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» данный дом должен быть расселен до 01 сентября 2020 года и снесен в срок до 01 декабря 2020 г.
Пункт 2.2 распоряжения от 17 мая 2019 г. № 153 -р устанавливает обязанность комитета по управлению имуществом города Саратова и администрации Октябрьского района «Город Саратов» провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим многоквартирном <адрес> по ул. <адрес>у на условиях социального найма, жилых помещений.
В соответствии с п.4.1 Комитету по управлению имуществом г.Саратова необходимо осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: № по ул. 3-я Береговому проезду <адрес>. Вместе с тем, проведенной прокуратурой района в апреле 2021 г. проверки по обращению Данилиной В.А. в интересах Купиной С.В., Данилиной Н.И. и Данилина В.А. установлено, что в нарушение ЖК РФ и п.3 Распоряжения от 17 мая 2019 г. № 153-р жителям <адрес> по <адрес>, на условиях социального найма, иные благоустроенные жилые помещения взамен аварийных до настоящего времени не предоставлены, снос дома не произведен и земельный участок под ним не сформирован. При этом указанный дом в действующую ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025», утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01 сентября 2019 г. № 1184, не включен.
Распоряжения главы администрации муниципального образования «Город Саратов» согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является правовым актом главы муниципального образования «Город Саратов» и носит обязательный характер. По указанным фактам прокуратурой Октябрьского района г.Саратова в адрес главы администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» 08 сентября 2021 года было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. В соответствии с ответом главы администрации МО «Город Саратов» от 30 сентября 2021, поступившим в прокуратуру района 04 октября 2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
На основании изложенного административный истец просит Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов, администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом г.Саратова в части неисполнения пунктов 2.1-2.2, 2., 4.1 распоряжения главы муниципального образования «Город Саратов» от 17.09.2019 № 153-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>-р.
Обязать администрацию Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова, администрацию муниципального образования «Город Саратов» исполнить мероприятия, предусмотренные пунктами 2.1-2.2, 2.3, 4.1 распоряжения главы муниципального образования «Город Саратов» от 17.05.2019 № 153-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>».
Представитель административного истца Панютина К.Р. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Представители административных ответчиков администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Октябрьского района г.Саратова, Комитета по управлению имуществом г.Саратова просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили.
Принимая во внимание мнение участников процесса, руководствуясь ст. 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ст. 10 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В ходе судебного заседания установлено и не оспорено сторонами, что заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 07 марта 2019 года № 3/0, многоквартирный дом, расположенный адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Правообладателями данных квартир является муниципальное образование «город Саратов».
Согласно распоряжению от 17 мая 2019 года № 153-р администрации МО «Город Саратов», дом по адресу г.Саратов <адрес> признан аварийным и подлежит сносу. Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по данному адресу до 01 сентября 2020 года должны произвести отселение из занимаемых помещений. Снос дома произвести до 01 декабря 2020 г.
Пунктом 2.2 указанного распоряжения установлена обязанность администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом г. Саратова осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в названном многоквартирном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью не менее ранее занимаемых.
Пунктом 4.1 вышеуказанного распоряжения предусмотрена обязанность Комитета по управлению имуществом города Саратова осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого указанным многоквартирным домом.
Указанные мероприятия до настоящего времени не осуществлены, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Заместителем прокурора Октябрьского района г. Саратова в адрес главы Администрации Октябрьского района г. Саратова 08 сентября 2021 года направлено представление об устранении нарушений в сфере жилищного законодательства.
Согласно ответу Администрации Октябрьского района г. Саратова от 30 сентября 2021 г. установлено, что многоквартирный <адрес>у <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу после указанной даты, в связи с чем не включен в Программу.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.Кроме того, в силу п. 49 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно п. 51 названного Положения в той же редакции комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.
В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
Аналогичные по сути требования содержится в поименованном Положении в действующей редакции.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет суду сделать вывод о том, что признание в установленном порядке многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений требования о его реконструкции в разумный срок за счет собственных средств. При этом соблюдение предварительной процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязательным условием для решения вопроса о сносе либо реконструкции аварийного жилого дома в целях соблюдения жилищных прав граждан. Кроме того, в силу приведенных выше норм, неисполнение собственниками жилых помещений в установленный срок требования о реконструкции аварийного жилого дома является не только основанием для принятия соответствующих решений об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством, но и решения об изъятии жилого помещения у каждого собственника, государственную регистрацию этого решения и государственную регистрацию прав на жилые помещения и уведомление собственника жилого помещения об изъятии его жилого помещения.
Вместе с тем, обязанность по сносу дома по <адрес>у <адрес>, указанного в распоряжении, администрацией муниципального образования «Город Саратов» в установленный в распоряжении срок исполнена не была. Срок сноса данного дома в указанном распоряжении определен до 01 декабря 2020 года, однако до настоящего времени дом не снесен, доказательств принятия иных актов, в которых установлен иной срок, администрацией суду не представлено.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Октябрьского района города Саратова, Комитета по управлению имуществом города Саратова, выразившиеся в не проведении мероприятий по сносу и расселению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, а также не осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в указанном многоквартирном доме на условиях социального найма жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ.
Вопреки доводам администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствие денежных средств, необходимых для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, не свидетельствует о законном бездействии администрации муниципального образования «Город Саратов», не зависит от права административного истца и заинтересованных лиц на проживание в благоустроенном жилом помещении взамен признанного в установленном законом порядке аварийным, поскольку проживание в указанном доме создает реальную опасность для жизни и здоровья граждан.
В связи с изложенным, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора и признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом г.Саратова в части неисполнения пунктов 2.1-2.2, 2.3 распоряжения главы муниципального образования «Город Саратов» от 17.05.2019 № 153-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>».
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как следует из части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
По смыслу закона, поскольку местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, то именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом, с учетом всех этих обстоятельств. Возможность передачи своей обязанности в указанной части на собственников помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе произвольно отказаться от исполнения возложенных на них в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» публично-правовых обязанностей, поскольку переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан исключительно с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Вместе с этим в нарушение предусмотренного п. 5.1 распоряжения № 302-р от 07 сентября 2019 года предписания земельный участок под названным жилым домом не сформирован, не поставлен на кадастровый учет.
Доводы Комитета по управлению имущества города Саратова о том, что для формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет необходимы дополнительные бюджетные ассигнования судом отклоняются, поскольку постановлением от 08 октября 2020 № 1961 утверждена целевая программа «Образование земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов» на 2021-2022 годы», которая не носит адресных характеристик, а содержит лишь количественные характеристики по количеству формируемых земельных участков, количеству бюджетных средств, выделенных для их формирования.
Согласно ч. 3 ст. 1, ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пп. 3 и 6 ч. 1 ст. 7, ст. 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», площадь и описание местоположения границ земельного участка являются сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносятся в государственный кадастр недвижимости. Объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера.
По смыслу приведённых норм до прохождения государственного кадастрового учёта и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и, следовательно, не может являться объектом гражданских прав.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4.1 распоряжения № 153-р от 17 мая 2019 года обязанность по формированию земельного участка возложена на Комитет по управлению имуществом города Саратова.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что земельный участок, расположенный под многоквартирным домом № 13 по 3 Береговому проезду города Саратова в установленном законом порядке не сформирован и на государственный кадастровый учёт не поставлен, что свидетельствует о длительном неисполнении Комитетом по управлению имуществом города Саратова возложенной на него распоряжением администрации распоряжения № 153-р от 17 мая 2019 года обязанности.
При таком положении суд соглашается с доводами прокурора в части незаконности бездействия Комитета по управлению имуществом города Саратова, выразившегося в непринятии мер по формированию земельного участка, занимаемого аварийным многоквартирным жилым домом (п. 4.1 распоряжения) и возложении на указанный орган обязанности по формированию земельного участка, в связи с чем административные исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.
Ответчика было заявлено о применении срока исковой давности.
Из ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что о нарушенном праве и.о. прокурора узнал 04 октября 2021 года из поступившего в прокуратуру Октябрьского района г. Саратова ответа на представление. С иском в суд прокурор обратился 06 октября 2021 года, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок для обращения с иском в суд административным истцом пропущен не был. Довод административных ответчиков, что срок давности исчисляется с момента обращения в прокурату с заявлением жителей вышеуказанного дома, суд находит ошибочным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов, администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом г.Саратова в части неисполнения пунктов 2.1-2.2, 2.3, 4.1 распоряжения главы муниципального образования «Город Саратов» от 17.05.2019 № 153-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>».
Обязать администрацию Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова, администрацию муниципального образования «Город Саратов» исполнить мероприятия, предусмотренные пунктами 2.1-2.2, 2.3, 4.1 распоряжения главы муниципального образования «Город Саратов»от 17.05.2019 № 153-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2022 года.
Судья С.Ю. Андреева