ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/2023 от 21.08.2023 Обливского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-314/2023

УИД-61RS0046-01-2023-000346-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2023 г. ст. Обливская

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кулаковой Е.Н.,

при секретаре Шадриной Т.А.,

с участием помощника прокурора Обливского района Гунькина Д.А., представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области Пономарченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Обливского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области (ОГРН: 1056124003902, ИНН: 6124005884) о возложении обязанности,

УСТВНОВИЛ:

Прокурор Обливского района Ростовской области обратился в Обливский районный суд Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области (далее - административный ответчик, Администрация) с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), просит обязать Администрацию в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект газоснабжения: надземный газопровод низкого давления протяженностью 800 метров, кадастровый номер (КН) , расположенный на <адрес>.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что на территории поселения находится указанный объект, который имеет статус бесхозяйного и поставлен как таковой на учет. В нарушение положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Администрация не предпринимает меры по принятию объекта в муниципальную собственность поселения.

Поскольку собственник объекта не определен, по мнению прокурора, бездействие Администрации создает предпосылки к аварийной ситуации, негативно отражается на качестве услуг газоснабжения.

В судебном заседании помощник прокурора Обливского района Гунькин Д.А уточненный административный иск поддержал и просил его удовлетворить.

В судебном заседании Глава Администрации Пономарченко В.А. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Дополнительно пояснил, что Администрация поселения считает, что заявленные требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: приказом Росреестра №П/0072 от 04.03.2022 «Об утверждении формы деклараций об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащейся в ней сведений» в приложении №2 предусмотрены положения, направленные на обеспечение реализации п. 5 ст. 225 ГК РФ в части установления лиц, обязанных в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, возможности подготовки декларации на бесхозяйные линейные объекты, то есть для эксплуатирующих организаций предусмотрен упрощенный порядок для признания права собственности на бесхозяйные линейные объекты. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в РФ» поставщик (газоснабжающая организация) осуществляет поставки газа потребителям по договорам, а также осуществляет технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивающим подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы. ПАО Газпром в своем отзыве, так же ссылаются на ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ от 31.03.1999, где указывают, что система газоснабжения – это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа. То есть газопровод представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения, в связи, с чем газопровод представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости. Таким образом, ПАО Газпром подтверждает, что газопровод низкого давления в <адрес> неразрывно связан с газопроводом высокого давления который принадлежит ПАО Газпром, представляет собой неделимую вещь имеет взаимные точки присоединения, имеют технологически связанные сети и раз газопровод высокого давления принадлежит ПАО Газпром, то и газопровод низкого давления в <адрес> должен принадлежать им.

Также ПАО Газпром ссылается на п. 98 Постановления правительства РФ №870 от 29.10.2010 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», пункт 10.6.2. Свода правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 («СП 62.13330.2011») о том, что документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии. Данный акт приемки законченного строительства и исполнительская документация в ПАО Газпром отсутствует. В Администрации также данный акт приемки законченного строительства и исполнительская документация отсутствует, так как Администрация заказчиком строительства данного газопровода не была и участия не принимала. Земельный участок, расположенный под спорным объектом газопровода Администрации не принадлежит. Собственник на этот земельный участок отсутствует, земельный участок не разграничен, то есть является государственной собственностью, а все не разграниченные земельные участки расположенные на территории Каштановского сельского поселения принадлежат Администрации Обливского района.

На территории Каштановского сельского поселения, газоснабжающей организацией является филиал ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» - Обливский РГУ. Таким образом, филиал ПАО Газпром - Обливский РГУ: является эксплуатирующей организацией данного газопровода низкого давления, расположенного на <адрес>; распоряжается данным газопроводом, то есть осуществляет врезки потребителей и их отключение от газопровода, осуществляет технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям; газопровод низкого давления неразрывно связан с газопроводом среднего и высокого давления, имеет взаимные точки присоединения, и имеют технологически связанные сети; работы по техническому обслуживанию, предотвращению аварий или ликвидации их последствий газопровода будут осуществляться непосредственно эксплуатирующей организацией; данный газопровод строился в начале 2000 года специализированной организацией ЗАО «Ростовгазстрой» - Шахтинский филиал; получает прибыль от потребителей, как за поставку, так и за продажу природного газа.

05.06.2023 администрацией было направлено письмо руководителю ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» с целью рассмотрения вопроса о признании права собственности на бесхозяйные объекты газоснабжения, расположенные на территории Каштановского сельского поселения. 29.06.2023 от ПАО «Газпром» получен ответ, в котором указано, что после проведения корпоративных мероприятий с целью согласования решения по вопросу оформления за Обществом права собственности объектов газоснабжения с Управляющей организацией будет принято окончательное решение, о чем будет сообщено ими дополнительно.

Согласно ч. 4. ст. 14 этого же Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, то есть Администрацией Обливского района.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 15 этого же Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 устава Администрации Каштановского сельского поселения от 29 апреля 2022 года №34 к вопросам местного значения Каштановского сельского поселения, а также согласно п. 4 ч. 1 ст. 37 Устава к полномочиям Администрации Каштановского сельского поселения относится организация в границах Каштановского сельского поселения электро-, тепло-, газоснабжения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий установленных законодательством РФ.

Таким образом полагает, что в нормативно-правовых актах и федеральных законах отсутствует обязанность сельских поселений по оформлению в собственность объектов газоснабжения.

Газопровод по <адрес> строился специализированной организацией ЗАО «Ростовгазстрой» - Шахтинский филиал в начале 2000 года и не по заказу Администрации. Таким образом, газопровод уже кем-то был ранее организован в границах Каштановского с/п, вопросы местного значения и полномочия с/п были решены в связи, с чем Администрация с/п считает, что обязанности по оформлению в собственность данного газопровода не имеется. Администрация единственной организацией по оформлению в собственность газопровода не является. Данный газопровод также может оформить в собственность и ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» и Администрация Обливского района и другие организации и лица. Всего в <адрес> находится 13 бесхозяйных объектов воздушного газопровода общей протяженностью 4 645 метров. Согласно коммерческому предложению стоимость покраски всего газопровода общей протяженностью 4 645 метров и на покраску опор протяженностью 1 532 метра на июнь 2023г. составляла 2 161 950 рублей – что составляет почти четвертую часть всего бюджета Каштановского сельского поселения. Кроме этого необходимо будет провести работы по приведению в надлежащее состояние металлических опор газопровода (выравнивание, бетонирование и установка недостающих опор, обрезка деревьев и вырубка кустарников), на которые потребуются еще помимо покраски значительные дополнительные средства.

Согласно справке бюджет Каштановского сельского поселения является дотационным и в 2022 г. составил 7 651,0 млн. рублей, в 2023г. согласно плану должен составить 7 834,3 млн. рублей. Структура бюджета состоит из собственных доходов, которые подразделяются на налоговые и не налоговые доходы, а также безвозмездных поступлений – это дотации. В 2022г. собственные доходы администрации составили 3 025,1 млн. рублей, безвозмездные поступления – дотация составила 4 326,7 млн. рублей. В 2023г. администрация планирует получить собственных доходов 3 345,1 млн. рублей, дотации планирует получить 4 326,7 млн. рублей. Размер выделенной дотации областью сельскому поселению в 2023г. остался на том же уровне, что и в 2022г. - 4 326,7 млн. рублей.

В связи с отсутствием финансовых средств в сельском поселении, в том числе на первоочередные нужды и социально-значимых расходов, в которые входят заработная плата работников сельского поселения и пенсии, оплата коммунальных услуг, оплата ГСМ, услуг связи в декабре 2022г. Администрация Каштановского с/п обращалась в Администрацию Обливского района за финансовой помощью в сумме 277,5 тыс. рублей на обеспечение первоочередных и социально-значимых расходов бюджета. Администрацией Обливского района была оказана финансовая помощь только в сумме 140,0 тыс. рублей.

Согласно проведенному анализу и предварительным расчетам по состоянию на 01.07.2023 недостаток в финансовых средствах на исполнение местного бюджета Каштановского с/п по первоочередным социально значимым расходам составляет 704,2 тыс. руб. В Администрации Каштановского с/п земельных участков, помещений, какой-либо техники от которого с/п могло бы дополнительно получать или получить прибыль (аренда, продажа этих земельных участков, помещений и техники), в собственности не имеется. Администрации с/п получить больше налоговых и не налоговых доходов и больше финансовой помощи в виде дотации не представляется возможным. Таким образом, Администрация Каштановского с/п в связи с отсутствием финансовых средств не в состоянии и не сможет привести газопровод в надлежащее состояние и в последствие его содержать.

Представитель заинтересованного лица Администрации Обливского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление согласно которому, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения требований, указанных в административном иске.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал заявленные прокурором требования и просил их удовлетворить. Полагает, что собственником инженерных коммуникаций, расположенных в населенном пункте, в силу закона является муниципальное образование независимо от того, принимался ли спорный объект в муниципальную собственности с учетом того, что иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994, газопровод является сооружением. Спорный участок газопровода является составной частью построенного и введенного в эксплуатацию газопровода. Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы на спорный объект в Обливском РГУ отсутствует, в том числе и исполнительная документация. В настоящее время указанный спорный объект не подвергается техническому обслуживанию, как того требуют правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Договор на техническое, аварийное обслуживание и ремонт газопроводов сети газопотребления на спорный объект с Обливским РГУ не заключался.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а именно: своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Из положений ст. 225 ГК РФ следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

К вопросам местного значения городского поселения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1.1 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 г. N 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения также относится вопрос, предусмотренный пунктом 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения) указанного Федерального закона.

То есть региональное законодательство Ростовской области относит вопрос об организации в границах поселения электро-, тепло-, газоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, к полномочиям местного значения сельского поселения.

Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопрос местного значения.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Из материалов дела установлено, что надземный газопровод низкого давления по <адрес>, протяженностью 800 метров, КН , местоположение: <адрес>, с 19 ноября 2021 года принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости по заявлению Администрации Каштановского сельского поселения, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Указанное выше сооружение расположено на территории Каштановского сельского поселения.

По истечении трех месяцев со дня постановки линейного объекта газоснабжения на учет Администрация в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанное бесхозяйное недвижимое имущество не обращалась.

Судом установлено, органом местного самоуправления не осуществлены предусмотренные законом меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества - газопровода, который расположен на территории сельского поселения, требуемое техническое обслуживание вышеуказанного бесхозяйного газопровода не производится, что негативно сказывается не только на его состоянии, но и не обеспечивает безопасность неопределенного круга лиц.

Данная правовая позиция изложена в Кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2022 г. N 88а-12713/2022 по делу N 2а-257/2021.

Доводы административного ответчика об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности принять в собственность спорный объект, поскольку, по его мнению, положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящими к полномочиям органов местного самоуправления вопросы газоснабжения населения, на органы местного самоуправления сельских поселений не возложены обязанности по принятию в собственность бесхозяйных объектов газоснабжения, суд полагает несостоятельными.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 октября 2017 года N 2493-О, а также в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, содержащаяся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодательная формулировка – «организация», при определении полномочий органа местного самоуправления, означает, что задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного и иного организационно - властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, применительно к пункту 4 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона - организация газоснабжения населения. При этом, Конституционным Судом Российской Федерации обращено внимание на то, что исполнение указанных полномочий не предполагает безусловной обязанности органа местного самоуправления обеспечения организации подключения конкретного жилого дома к газораспределительной сети либо компенсации гражданину понесенных им расходов на подключение к газораспределительной сети.

В данном случае, органом местного самоуправления не осуществляются предусмотренные законом меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества - газопровода, который расположен на территории сельского поселения и уже длительное время эксплуатируется в целях предоставления населению услуг газоснабжения. При этом, ввиду отсутствия собственника данного имущества длительное время не осуществляется его надлежащее содержание, техническое обслуживание и ремонт.

Суд полагает, что принятие данных мер, позволит органу местного самоуправления в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществлять мероприятия по содержанию указанного газопровода, его техническому обслуживанию и ремонту, которые, как следует из отзыва на административное исковое заявление, поступившее от ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», в настоящее время никем не осуществляются.

Аналогичная правовая позиция изложена в Апелляционном определении Ростовского областного суда от 30 июня 2021 г. по делу №33а-10942/2021.

С учетом изложенного, суд также считает необоснованными доводы административного ответчика, что данный газопровод может оформить в собственность ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», Администрация Обливского района либо другие организации и лица.

Факт принадлежности земельных участков, на котором расположено спорное сооружение, иным лицам, а не административному ответчику, а также отсутствие у административного ответчика денежных средств на содержание, техническое обслуживание и ремонт объекта газоснабжения, также не свидетельствует об отсутствии у административного ответчика обязанности по принятию в собственность спорного объекта.

Поскольку установлены: наличие обязанности административного ответчика по решению указанного в административном исковом заявлении вопроса, факт бездействия административного ответчика в отношении исполнения данной обязанности, факт нарушения указанным бездействием прав граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненного заявления прокурора.

Руководствуясь статьями 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Обливского района удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области (ОГРН: 1056124003902, ИНН: 6124005884) обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект газоснабжения: наземный газопровод низкого давления, протяженностью 800 метров, КН , местоположение: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья___________________

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 августа 2023 г.