ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3164/2021 от 30.07.2021 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3164/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30 июля 2021 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Алехиной О. Г.

при секретаре Трофимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры, с кадастровым номером 50:03:0040280:2913, расположенной по адресу: Московская область, <адрес>. В 2014 г. получил проект перепланировки квартиры в нежилое офисное помещение, ДД.ММ.ГГГГ года получил уведомление о переводе указанного жилого помещения в нежилое. ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан Акт комиссии о приемке в эксплуатацию нежилого помещения после переустройства и (или) перепланировки. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении квартиры с кадастровым номером 50:03:0040280:2913 в связи с изменением сведений о назначении и/или виде помещения с кадастровым номером 50:03:0040280:2913, в связи с уведомлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета из-за того, что в составе Приложения представленного технического плана отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане. Однако административным истцом к техническому плану были приложены все имеющиеся документы, и акт приемки в эксплуатацию в том числе. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в осуществлении кадастрового учета. Ссылаясь на то, что данный отказ нарушает его права на осуществление государственного кадастрового учета, административный истец обратился в суд с указанным иском. Просит суд признать незаконным Решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с

кадастровым номером 50:03:0040280:2913 от ДД.ММ.ГГГГг. № КУВД-001/2020-24403641/2 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по заявлению MFC-0555/2020-1317484-1 ФИО1, возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанность принять решение об учете изменений объекта недвижимости (изменение сведений о назначении помещения с «жилое» на «нежилое», изменение наименования помещения на «офис») - помещения, с кадастровым номером 50:03:0040280:2913, расположенного по адресу: Московская область, <адрес>.

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежаще.

Суд, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. 8 ст. 228 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

По правилам части 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.

Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пунктам 7, 49 части 1 статьи 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).

В соответствии со ст. 27 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 4 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Согласно ч. 1 ст. 24 вышеназванного закона технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В техническом плане, в частности, указываются сведения о здании, сооружении, помещении новые сведения о них, необходимые для внесения в ЕГРН.

Технический план состоит из графической и текстовой части (часть 3 статьи 24 Закона N 218-ФЗ). Форма технического плана, требования к его подготовке, требования к подготовке плана части здания и определению площади здания, строения, сооружения устанавливаются соответствующим органом.

Как установлено судом, административный истец является собственником квартиры, назначение: жилое, общей площадью 41,3 кв.м, с кадастровым номером 50:03:0040280:2913, расположенной по адресу: Московская область, <адрес>.

В 2014 году получен проект перепланировки квартиры в нежилое офисное помещение от ООО «Агропроектстрой».

Административный истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое.

ДД.ММ.ГГГГ было получено Уведомление о переводе указанного жилого помещения в нежилое Межведомственной комиссии при администрации Клинского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ был получен Акт комиссии о приемке в эксплуатацию нежилого помещения после переустройства и (или) перепланировки.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением № MFC-0555/2020-1317484-1 о государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:03:0040280:2913. В Управлении Росреестра по МО заявлению был присвоен номер КУВД-001/2020-24403641. Государственный кадастровый учет должен был быть произведен в связи с изменением сведений о назначении и/или виде помещения с кадастровым номером 50:03:0040280:2913, в связи с уведомлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение. В заявлении административный истец просил осуществить изменение назначения помещения с «жилое» на «нежилое», а наименование с «квартира» на «офис» в соответствии с приложенным техническим планом, подготовленным кадастровым инженером, и комплектом документов.

ДД.ММ.ГГГГ было получено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета. Основанием для приостановления послужило то, что в составе Приложения представленного технического плана отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане.

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в осуществлении кадастрового учета по заявлению КУВД-001/2020-24403641 по причине неустранения причин, указанных в приостановлении.

Однако, как установлено судом, к техническому плану приложены все правоустанавливающие документы, а именно: копия проекта перепланировки жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агропроектстрой», копия уведомления о переводе жилого помещения в нежилое от ДД.ММ.ГГГГ, копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией г.о. Клин, копия акта о приемке в эксплуатацию н-15 от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец обратился за переводом жилого помещения в нежилое в июле 2015 года. На тот момент действовала ст. 23 Жилищного кодекса РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, которая предусматривала следующее: перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Поскольку заявителем был предоставлен весь комплект требуемых документов, ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано Уведомление о переводе указанного жилого помещения в нежилое Межведомственной комиссии при администрации Клинского муниципального района.

После этого заявитель выполнил перепланировку и обратился за вводом перепланированного помещения в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан Акт комиссии о приемке в эксплуатацию нежилого помещения после переустройства и (или) перепланировки н-15.

В соответствии с ч. 9 ст. 23 ЖК РФ завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Поскольку орган, осуществляющий перевод помещений, не направил Акт приемочной комиссии на государственный кадастровый учет, то административный истец сам обратился в Управление Росреестра по МО с заявлением о кадастровом учете.

Таким образом, у истца имелись все необходимые документы для осуществления кадастрового учета.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.

Сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренные ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом соблюдены.

При таких обстоятельствах дела, учитывая, что административный ответчик не смог предоставить доказательства законности приостановления и отказа в регистрационных действиях, то отказ Управления Росреестра по МО является необоснованным. В целях восстановления нарушенного права административного истца на административного ответчика Управление Росреестра по Московской области следует возложить обязанность принять решение об учете изменений объекта недвижимости (изменение сведений о назначении помещения с «жилое» на «нежилое», изменение наименования помещения на «офис») - помещения, с кадастровым номером 50:03:0040280:2913, расположенного по адресу: Московская область, <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 - удовлетворить.

Признать незаконным Решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:03:0040280:2913 от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-24403641/2 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по заявлению MFC-0555/2020-1317484-1 ФИО1

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанность принять решение об учете изменений объекта недвижимости (изменение сведений о назначении помещения с «жилое» на «нежилое», изменение наименования помещения на «офис») - помещения, с кадастровым номером 50:03:0040280:2913, расположенного по адресу: Московская область, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.<адрес>