ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3188/19 от 11.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-3188/2019

УИД 36RS0004-01-2019-002868-34

3.022 - Гл. 22 КАС РФ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2019 года г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Русиной Е.А.

с участием:

административного истца Арутюнова А.Г.

представителя административного истца по ордеру адвоката Комаровой М.А.

представителя административного ответчика

Управления главного архитектора администрации городского

округа город Воронеж по доверенности Сальковой Е.Е.

представителя заинтересованного лица

Правительства Воронежской области по доверенности Бондыревой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Арутюнова Ашота Григорьевича к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконными действий по нанесению в градостроительном плане № RU36302000-0000000000010907 от 05.04.2019 г. красной линии и границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; возложении обязанности по устранению допущенных нарушений в части нанесения в градостроительном плане № RU36302000-0000000000010907 от 05.04.2019 г. красной линии и границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства,

УСТАНОВИЛ:

Арутюнов А.Г. обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконными действий Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж по нанесению в градостроительном плане № RU36302000-0000000000010907 от 05.04.2019 г. красной линии и границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; возложении обязанности на Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж по устранению допущенных нарушений в части нанесения в градостроительном плане № RU36302000-0000000000010907 от 05.04.2019 г. красной линии и границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником жилого дома площадью 91,5 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> 1000+11 кв.м., расположенных по адресу: г<адрес> Право собственности зарегистрировано в ЕГРН.

Земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: г. <адрес> поставлен на кадастровый учет указанной площадью, датой первичной постановки - 26.12.2005 года, земельный участок <адрес> является угловым, выходит на пер. Гражданский и ул. Брусилова, при этом смежные земельные участки по пер. Репина № 2 и по пер. Гражданскому № 3 поставлены на кадастровый учет. На земельном участке располагаются два строения, при этом жилой дом лит. А-А4, al расположен по фасаду участка по пер. Гражданский, сарай лит. Г1- по меже с земельным участком по ул. Репина.

В связи с имеющимися намерениями строительства истцом был заказан градостроительный план земельного участка. На основании поданного заявления, 05.04.2019 года градостроительный план был подготовлен Управлением главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж.

Ознакомившись с выданным градостроительным планом № RU36302000-0000000000010907, административный истец обнаружил, что красная линия нанесена по границе с земельным участком <адрес> а также обозначены границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, которые совпадают с контурами имеющихся на земельном участке строений.

При этом красная линия и, соответственно, границы пределов строительства, согласно чертежу градостроительного плана земельного участка, обозначены согласно проекта планировки территории, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 14.03.2017 года № 176.

Согласно чертежу градостроительного плана, нанесение красной линии и установление границы, в пределах которой разрешается строительство объектов капитального строительства, обусловлено постановлением Правительства Воронежской области от 14.03.2017 г. № 176 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Вогрэсовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова в г. Воронеж, предусматривающего размещение объектов регионального значения (спортивного комплекса «Центр по гребле на байдарках и каноэ» и спортивного комплекса - центра по спортивной гимнастике), с учетом комплексного развития прилегающей территории».

Указанным Постановлением, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Воронежской области от 07.07.2006 г. № 61-О3 "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области", на основании схемы территориального планирования Воронежской области, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 05.03.2009 г. № 158, предусматривающей размещение объектов регионального значения, по согласованию с администрацией городского округа город Воронеж, правительством Воронежской области утвержден прилагаемый проект планировки территории, ограниченной ВОГРЭСовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова в г. Воронеж, предусматривающего размещение объектов регионального значения (спортивного комплекса "Центр по гребле на байдарках и каноэ" и спортивного комплекса - центра по спортивной гимнастике), с учетом комплексного развития прилегающей территории.

При этом, п. 2.1 (Общие положения) предусматривает, что Проект планировки территории ограниченной ВОГРЭСовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова в г. Воронеже, предусматривающий размещение объектов регионального значения (спортивного комплекса "Центр по гребле на байдарках и каноэ" и спортивного комплекса - центра по спортивной гимнастике) с учетом комплексного развития прилегающей территории, разработан с соблюдением требований государственных стандартов, соответствующих норм и правил в области градостроительства.

Район проектирования в административно-территориальном отношении находится в границах городского округа город Воронеж Воронежской области, площадь участка в границах проектирования составляет 210,81 га.

Технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости планируемая территория расположена на землях населенных пунктов. В настоящее время на планируемой территории расположена в основном смешанная жилая и общественно-деловая застройка этажностью от 1 до 16 этажей и озелененные территории общего пользования.

Утверждение красных линий не влечет за собой прекращение прав юридических и физических лиц на существующие земельные участки и другие объекты недвижимости, а является основанием для последующего принятия в случае необходимости решений о резервировании земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры. Проектом планировки предлагается сохранить существующую ширину улиц и переулков в красных линиях, а также:

установить красную линию вдоль набережной Спортивная и откорректировать красные линии по набережной Авиастроителей в районе ВОГРЭСовского моста;

отменить существующие красные линии на территории Чернавской дамбы, так как на данной территории планируется размещение объектов регионального значения и нет необходимости в установлении транспортных коридоров (редакция постановления правительства Воронежской области от 09.06.2018 № 529).

Формирование земельных участков выполнено с учетом существующей градостроительной ситуации, границ земельных участков, предоставленных физическим и юридическим лицам под различные виды деятельности, фактического использования территории.

В перечень существующих земельных участков, попадающих в границы проектирования, попали земельные участки: 36:34:0301009:98 (Воронежская область, г. Воронеж, пер. Гражданский, уч. 3А) и 36:34:0301009:24 (Воронежская область, г. Воронеж, Левобережный район, переулок Репина, 2), принадлежащий истцу участок с кадастровым номером <адрес> в перечне не имеется.

Кадастровый паспорт земельного участка не содержит каких-либо ограничений (обременений) данного земельного участка, при этом о каких-либо решениях по резервированию земельного участка истцу не известно, о данных действиях его никто не извещал. Формулировка Постановления предполагает последующее, при необходимости, возможное принятие решений о резервировании участков.

С учетом вышеизложенного, при системном толковании приведенных норм материального права, административный истец полагает, что подобное установление красной линии и обозначение границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, в выданном градостроительном плане № RU36302000-0000000000010907 является незаконным, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В ходе судебного разбирательства определениями суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено - Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж; в качестве заинтересованного лица по делу на стороне административных ответчиков - Правительство Воронежской области.

Административный ответчик - администрация городского округа город Воронеж явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

В материалах дела имеются надлежащие доказательства с достоверностью подтверждающие, что администрация городского округа город Воронеж о начавшемся процессе извещена, в связи с чем, в силу положений пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ, меры по получении информации о движении дела ей должны приниматься самостоятельно.

С учетом изложенных правовых норм суд приходит к выводу, что не явившиеся в судебное заседание лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в установленном законом порядке, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению в данном судебном заседании в их отсутствие в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.

В судебном заседании административный истец Арутюнов А.Г., его представитель по ордеру адвокат Комарова М.А. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж по доверенности Салькова Е.Е. иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях. Пояснила суду, что при подготовке градостроительного плана земельного участка Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж руководствовалось данными, имеющимися в документах по планировке территории, в которых отображенные красные линии были обозначены на графической части градостроительного плана. Поскольку принадлежащий административному истцу земельный участок находится в границах красных линий, пятно застройки было обозначено с учетом уже имеющихся на земельном участке объектов недвижимого имущества.

Представитель заинтересованного лица Правительства Воронежской области по доверенности Бондырева С.С. в судебном заседании подтвердила факт нанесения красных линий в связи с утвержденным проектом планировки территории.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с положениями части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами; разъяснены в ходе судебного разбирательства, о чем судом отобрана подписка.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 15.05.2019 г., т.е. в пределах трехмесячного срока с момента получения им оспариваемого документа от 05.04.2019 г.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено.

Административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом площадью <адрес> что подтверждается представленными в материалы дела копиями выписок из ЕГРН (л.д. 10-21).

На основании заявления административного истца Арутюнова А.Г., последнему 05.04.2019 г. выдан градостроительный план земельного участка № RU36302000-0000000000010907 (л.д. 22-36).

Как видно из чертежа градостроительного плана земельного участка по территории принадлежащего административному истцу земельного участка проходит красная линия согласно проекту планировки территории, утвержденному постановлением правительства Воронежской области от 14.03.2017 г. № 176. Границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства на чертеже градостроительного плана земельного участка обозначены с учетом уже возведенных на земельном участке объектов капитального строительства.

Как установлено в судебном заседании в отношении территории, на которой размещен земельный участок административного истца, постановлением Правительства Воронежской области от 14.03.2017 г. № 176 (ред. от 09.06.2018 г.) утвержден проект планировки территории, ограниченной ВОГРЭСовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова в г. Воронеже, предусматривающего размещение объектов регионального значения (спортивного комплекса «Центр по гребле на байдарках и каноэ» и спортивного комплекса – центра по спортивной гимнастике), с учетом комплексного развития прилегающей территории.

Указанным проектом планировки установлены красные линии.

Пунктом 2.3.1 проекта планировки территории определено установить красную линию вдоль набережной Спортивная и откорректировать красные линии по набережной Авиастроителей в районе ВОГРЭСовского моста.

Координаты поворотных точек проектируемых красных линий приведены в таблице № 4, в том числе и в отношении участка № 9.

Данным пунктом установлены координаты красной линии, пересекающий принадлежащий Арутюнову А.Г. земельный участок, что также усматривается на представленном в материалы дела графическом чертеже, прилагаемом к вышеуказанному проекту планировки территории.

Отраженная на чертеже проекта планировки территории красная линия, проходящая по территории земельного участка административного истца, полностью соответствует траектории прохождения красной линии, обозначенной на чертеже градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

При этом основанием для установления планируемых красных линий в силу п. "а" ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.

В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1, 5 и 10 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи; органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи; подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со статьей 2 ГрК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Частью 1 статьи 42 ГрК РФ установлено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация: 1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; 2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); 4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; 6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части; 7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории; 8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; 9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах публичных сервитутов; 12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; 15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; 17) о красных линиях.

Пунктом 2 указанной статьи определены источники информации для подготовки градостроительного плана земельного участка, которыми являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документации по планировке территории и др.

Таким образом, при подготовке градостроительного плана земельного участка уполномоченному органу надлежит руководствоваться данными, в том числе имеющимися в документации по планировке территории.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка. Иными словами, градостроительный план представляет собой документ, содержащий сведения уже утвержденных документов.

Судом установлено, что оспариваемый градостроительный план земельного участка принят в соответствии с вышеуказанным проектом планировки территории, при его подготовке и утверждении Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж действовало в пределах возложенных на него законом полномочий, содержание градостроительного плана земельного участка соответствует требованиям ст. 57.3 ГрК РФ, а также форме, утвержденной на момент его выдачи.

Согласно разъяснений, данных в письме Минрегиона России «Вопросы, связанные с градостроительной деятельностью, документами территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории» в градостроительном плане земельного участка не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, а отмечаются места возможного и допустимого размещения объектов (с учетом регламентов, установленных градостроительным законодательством и другими действующими нормативными техническими документами в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.).

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Ввиду наличия законодательного запрета на застройку за пределами красных линий, пятно застройки в данном случае установлено быть не может, а Управлением главного архитектора при определении мест возможного и допустимого размещения объектов, на чертеже градостроительного плана, отражены имеющиеся уже объекты капитального строительства.

В силу п. 1 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Вместе с тем, в данном случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий суду не представлено.

Так, в качестве подтверждения факта нарушения прав, Арутюнов А.Г. ссылается на невозможность застройки принадлежащего ему земельного участка, ввиду указания в оспариваемом градостроительном плане его нахождения за пределами красной линии ул. Брусилова. При этом, вопрос о возможности застройки земельного участка, наличия либо отсутствия правовых оснований для выдачи разрешения на строительство, и как следствие разрешение вопроса об оспариваемых правах административного истца на застройку принадлежащего ему земельного участка, подлежит выяснению и разрешению вне рамок данного судебного разбирательства и в ходе решения вопроса о выдаче такого разрешения.

При этом суд полагает необходимым отметить, что само по себе признание незаконными действий по нанесению на чертеже градостроительного плана красной линии и границы, в пределах которой разрешается строительство, в любом случае не повлечет изменение границ прохождения красных линий, поскольку данные границы утверждены не градостроительным планом, а вышеуказанным судом документом территориального планирования.

С учетом изложенного суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, полагая, что Арутюновым А.Г. выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, который не может послужить цели их восстановления, в случае установления судом факта их нарушения, что не лишает последнего права обратиться в суд с требованиями о признании незаконными первичных документов территориального планирования.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Арутюнова Ашота Григорьевича к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконными действий по нанесению в градостроительном плане № RU36302000-0000000000010907 от 05.04.2019 г. красной линии и границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; возложении обязанности по устранению допущенных нарушений в части нанесения в градостроительном плане № RU36302000-0000000000010907 от 05.04.2019 г. красной линии и границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Решение в окончательной форме принято 16 июля 2019 года