Дело № 2а-319/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пенза 17 февраля 2016 года
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Романовой В.А.,
при секретаре Холодовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Пензенской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ в УФСГРКиК (Росреестр) по <адрес> был зарегистрирован договор купли-продажи доли в двухкомнатной квартире по <адрес>. Существенным условием указанной возмездной сделки, согласно положениям п. 4 договора купли-продажи, являлась её оплата за счёт средств МСК. Однако названное условие договора купли-продажи не было исполнено в силу отказа территориального органа ПФР <адрес> осуществить оплату приобретаемого жилого помещения. В результате указанных обстоятельств названная сделка купли-продажи не состоялась, и ДД.ММ.ГГГГ сторонами сделки, в полном соответствии с нормами ГК РФ, было подписано соглашение о расторжении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
года данное соглашение в соответствии нормам закона РФ № 122-ФЗ было сдано для государственной регистрации в УФСГРКиК (Росреестр) по Пензенской области через отделение МФЦ <адрес>. Заявление о регистрации указанного соглашения было изготовлено и оформлено надлежащим сотрудником непосредственно в помещении МФЦ и было подписано лично сторонами сделки. При этом сотрудник МФЦ заявил, что представленные документы являются достаточными для государственной регистрации и никаких дополнительных документов не требуется.
Согласно нормам ч. 3 ст. 13 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) -государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Названный срок для осуществления регистрации, непосредственно установленный требованиями федерального закона РФ, давно истёк, однако по настоящее время, включительно, абсолютно никаких регистрационных действий органами УФСГРКиК (Росреестр) по Пензенской области не произведено.
При обращении ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ на предмет выдачи необходимых документов, сотрудники МФЦ сообщили ему, что никаких надлежащих регистрационных действий органами УФСГРКиК (Росреестр) произведено не было и о причинах такого бездействия им абсолютно ничего не известно, т. к. никаких решений о приостановлении или об отказе в государственной регистрации поданных документов в адрес МФЦ из (Росреестра) не поступало и подобные в МФЦ отсутствуют.
Также подобных решений, принимаемых в порядке, установленном нормами ст. 19 и ст. 20 закона РФ N 122-ФЗ, по настоящее время не поступило и в его адрес.
При таких обстоятельствах имеет место очевидный факт откровенной халатности, допущенной должностными лицами УФСГРКиК (Росреестр) по Пензенской области, а также противоправного уклонения сотрудниками государственного органа от исполнения своих должностных обязанностей, непосредственно возложенных на них требованиями норм федерального закона РФ.
В результате указанного, преступного бездействия должностных лиц государственного исполнительного органа РФ были существенно и грубо нарушены, и продолжают длиться по настоящее время нарушения его законных интересов, непосредственно связанных с государственной регистрацией соглашения о расторжении несостоявшейся имущественной сделки, в результате которой им было утрачено право собственности на принадлежащую ему долю в жилом помещении.
Кроме того в результате названного произвола и беззакония он получил финансовый вред и в настоящее время вынужден нести существенные для него материальные убытки, связанные с невозможностью надлежащим образом реализовать свои имущественные права.
Согласно нормам ч. 3 ст. 24 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов МСУ и т. п., в соответствии с ч. 4 ст. 24 КАС РФ может подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
В силу норм п. 12) ч. 1 ст. 333.35 НК РФ, он освобождён от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
На основании изложенного, в соответствии с нормами ст. 227 КАС РФ просил: признать незаконным бездействие УФСГРКиК (Росреестр) по Пензенской области по исполнению возложенной на ответчика законом РФ обязанности по осуществлению государственной регистрации; обязать ответчика устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению им своих прав, свобод и реализации законных интересов и восстановить нарушенные права и интересы в установленный судом срок.
В процессе рассмотрения дела административный истец ФИО1 увеличил административные исковые требования и просил признать решение регистратора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, о возврате документов без рассмотрения по заявлению о регистрации соглашения о расторжении договора, не связанного с отчуждением имущества, в связи с отсутствием документа об уплате государственной пошлины – незаконным; обязать ответчика устранить допущенные нарушения закона, а также его прав и законных интересов, путем осуществления государственной регистрации соглашения о расторжении договора купли-продажи недвижимого имущества, в порядке и срок установленные требованиями закона РФ №122-ФЗ; вынести частное определение в адрес руководства ФСГРКиК (Росреестр), о привлечении виновных, в допущенных нарушениях норм федерального законодательства РФ, к надлежащей ответственности, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснил, что никаких доказательств того, что документы (а именно заявление о государственной регистрации соглашения о расторжении договора купли-продажи) были направлены в адрес истца и вручены ему в порядке, установленном нормами ч. 4 ст. 16 закона РФ № 122-ФЗ, ответчиком в суд представлены не были и в материалах дела отсутствуют.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2, действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что документ об уплате государственной пошлины на государственную регистрацию представлен не был. В Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах также отсутствовала информация об уплате государственной пошлины. В связи с чем, на основании вышеуказанной нормы регистратором принято решение о возврате документов заявителю, о чем было направлено соответствующее уведомление.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона о регистрации правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон о регистрации, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты РФ.
ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 09.12.2014 № 789 (далее - Административный регламент).
Согласно п.п.31,32 Административного регламента территориальными органами Росреестра предоставляется государственная услуга «государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с пп.21 п.37 Административного регламента одним из конечных результатов предоставления государственной услуги является возврат приложенных к заявлению о предоставлении государственной услуги прав документов без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав.
Согласно пп.9 п.38 Административного регламента процедура предоставления государственной услуги завершается выдачей (направлением) заявителю уведомления о непринятии заявления о государственной регистрации и иных необходимых документов к рассмотрению, если по истечении десяти календарных дней с момента их поступления в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав.
Во исполнение указанных требований ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО7 было направлено уведомление о возврате документов без рассмотрения. Обязанность по направлению данного уведомления посредством заказной корреспонденции ни Административным регламентом, ни иным нормативно-правовым актом на Управление не возложена.
В дополнении к административному заявлению заявитель указывает, что при несоответствии поданных документов требованиям закона, они выдаются лично лишь в случае наличия соответствующего указания в заявлении, в иных случаях документы направляются посредством почтовой связи.
С указанным выводом Управление несогласно по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 16 Закона о регистрации заявление о государственной регистрации прав может быть представлено посредством личного обращения правообладателя (его законного представителя) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, либо в многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления с объявленной ценностью.
Форма заявления о государственной регистрации прав утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2013 №722. Так, п.6 формы заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сделки с ним, ограничения (обременения), перехода, прекращения права на недвижимое имущество (для физического лица) предусмотрен выбор способа получения документов (в том числе уведомления о приостановлении государственной регистрации, сообщения об отказе в государственной регистрации, свидетельства о государственной регистрации права либо выписки из ЕГРП, оригиналов ранее представленных документов). Тем самым, при обращении с заявлением о государственной регистрации заявитель указывает способ получения документов. В случае получения документов почтовым отправлением обязательным является указание в п.6 соответствующего заявления адреса для направления почтового отправления.
Поскольку представленное заявление не содержало указание на способ получения документов с указанием адреса направления, представленные ФИО1 и ФИО7 документы в соответствии с абз.3 п.4 ст. 16 Закона о регистрации были переданы сотруднику, ответственному за выдачу документов.
Таким образом, основания для признания незаконным бездействия Управления отсутствуют.
Заявитель указывает, что расписка, выданная сотрудником МФЦ, документально подтверждает, что фактом приема заявления на государственную регистрацию, безусловно, подтверждается полное соответствие поданных на государственную регистрацию документов требованиям закона, т.к. иное нормами ч.4 ст. 16 Закона о регистрации не предусмотрено и является недопустимым. Решений, принимаемых в порядке ст. 19, 20 Закона о регистрации в его адрес не поступало. Кроме того, сотрудником МФЦ, принимающим заявление, было указано, что представленные документы являются достаточными для государственной регистрации и никаких дополнительных документов не требуется. В связи с чем, бездействие регистрирующего органа, выразившееся в непроведении государственной регистрации, являются незаконным.
Считает данное мнение ошибочным.
В соответствии с п.1, 2 ст.9 Закона о регистрации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Прием документов на государственную регистрацию прав, запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, и выдачу (направление) соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры. Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав (п.7 ст. 16 Закона о регистрации).
В соответствии с п.8 ст. 16 указанного закона днем приема представленных заявителем лично через многофункциональный центр заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов является день получения таких заявления и документов, а также описи соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, от многофункционального центра. Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины. Поскольку государственная пошлина уплачена не была, и регистратором было принято решение о возврате документов, основания для принятия решений в порядке ст. 19,20 Закона о регистрации - о приостановлении либо отказе в государственной регистрации, отсутствовали.
Кроме того, факт подачи заявления и выдачи расписки не может подтверждать полное соответствие поданных документов на государственную регистрацию по следующим основаниям. В силу п.4 ст. 13 Закона о регистрации отказ в приеме документов не допускается. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию. Расписка в силу п.6 ст. 16 Закона о регистрации подтверждает лишь факт получения документов на государственную регистрацию прав. Проверка полноты пакета документов, т.е. наличия всех документов, необходимых для государственной регистрации, проводится государственным регистратором, а не сотрудником МФЦ.
В ходе предварительного заседания по настоящему делу заявитель также указал, что поскольку соглашение о расторжении договора купли-продажи свидетельствует о том, что права по ранее заключенному договору не возникли, требование регистрирующего органа об уплате государственной пошлины является незаконным. Данное соглашение является основанием для внесения изменений в ЕГРП.
Данный довод считает основанным на неправильном толковании закона.
В соответствии с п.1 ст.549 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ была проведена государственная регистрация права общей долевой собственности ФИО3 (1/2 доли) на квартиру, расположенную по <адрес> в связи с заключением
ФИО1 и ФИО8 договора купли-продажи 1/6 доли в праве общей долевой собственности. В соответствии с Правилами ведения ЕГРП, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, действующими на момент проведения государственной регистрации право собственности ФИО1 было прекращено в связи с внесением в ЕГРП записи о вновь возникшем праве ФИО8 (п.17, 63).
ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым записи о праве собственности на объект недвижимости вносятся в подраздел II ЕГРП. Каждой записи ЕГРП присваивается статус: «актуальная», «погашенная» или «архивная» (п. 10). При государственной регистрации прекращения права соответствующая запись погашается путем заполнения дополнительной записи - записи о прекращении права (п. 16, 62), ей присваивается запись «погашенная». Если право прекращено в связи с его переходом к новому правообладателю в дополнительной записи указываются номера подраздела ЕГРП, а также записи о регистрации вновь возникшего права.
Согласно п.2, 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.
Возникновение права собственности заявителя на 1/6 долю в праве общей долевой собственности возможно только путем погашения существующей записи о праве собственности ФИО8 и внесением в ЕГРП записи о праве собственности ФИО8
Каких либо изменений в части субъекта права в связи с заключением соглашения о расторжении договора купли-продажи, действующими Правилами не предусмотрено. Данный довод подтверждают и положения п. 68. Правил, которыми предусмотрено, что Запись об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него.
Исходя из норм ст.218, 227 Кодекса административного судопроизводства требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти подлежат удовлетворению при наличии двух условий:
- несоответствие их нормативно-правовым актам
- если оспариваемым решением (действием) нарушены или оспорены
права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению
прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для признания действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействий) нормативно-правовому акту и нарушение ими прав либо свобод гражданина.
Вместе с тем, как указано выше, действия Управления соответствуют требования нормативно-правовых актов и не нарушают прав и законных интересов заявителя ФИО1 вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации с уплатой госпошлины в установленном законом размере.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований ФИО1 отсутствует.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Согласно п.1 ст. 13 государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу п.7 ст. 16 Закона о регистрации регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав.
П.8 указанной нормы предусмотрено, что днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины.
Из изложенных норм следует, что решение о государственной регистрации принимается государственным регистратором при наличии оснований к ее проведению после приема документов и совершения иных действий, предусмотренных ст. 13 Закона о регистрации.
Поскольку государственным регистратором в соответствии с п.4 ст. 16 Закона о регистрации было принято решение о возврате документов без рассмотрения, государственная регистрация в порядке ст. 13 указанного Закона не проводилась.
Последствием признания незаконным решения о возврате документов может являться только понуждение регистрирующего органа рассмотреть указанные документы и принять по ним решение. При этом принять решение о государственной регистрации либо отказе в ее проведении после проведения правовой экспертизы в указанной ситуации полномочно только Управление, а не суд в рамках рассмотрения настоящего дела.
Административный истец также указывает, что абсолютно никаких доказательств того, что информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, ответчиком в суд представлено не было.
ФИО1 факт неоплаты государственной пошлины не отрицает, в связи, с чем в государственной информационной системе не может содержаться информация о наличии данного платежа. Более того, все его доводы сводятся к отсутствию необходимости уплаты государственной пошлины. В частности, в обоснование отсутствия необходимости ее уплаты административный истец ссылается на письмо Министерства финансов РФ от 14.10.2013 №03-05-06-03/42728.
В указанном письме идет речь об отсутствии необходимости уплаты государственной пошлины за расторжение договора аренды недвижимого имущества (т.е. за прекращение ограничения (обременения) права).
В данном случае последствием расторжения договора купли - продажи является погашение записи о регистрации права общей долевой собственности ФИО8 на 1/6 доли квартиры и государственная регистрация права общей долевой собственности административного истца на указанную долю, в силу чего уплата государственной пошлины является обязательной. Административный истец также просит вынести частное определение в адрес руководства Росреестра.
Согласно п.1 ст.226 ГПК РФ суд вправе вынести частное определение при выявлении случаев нарушения законности.
Просил в удовлетворении административного иска отказать.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантировано право на судебную защиту.
Согласно п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Настоящее исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок обращения в суд, предусмотренный законодательством о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Пензенской области не утрачено.
Выслушав пояснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
С учетом п. п. 22, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; соблюдение порядка принятия решения; законность и обоснованность принятого решения.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Согласно п.2, 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.
В соответствии с п.1 ст.549 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины.
По смыслу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявление и документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются и возвращаются заявителю в случае, если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена государственная регистрация права общей долевой собственности ФИО3 (1/2 доли) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в связи с заключением ФИО1 и ФИО8 договора купли-продажи 1/6 доли в праве общей долевой собственности. В соответствии с Правилами ведения ЕГРП, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, действующими на момент проведения государственной регистрации право собственности ФИО1 было прекращено в связи с внесением в ЕГРП записи о вновь возникшем праве ФИО8 (п.17, 63).
01.01.2015 вступили в силу Правила ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2013 №765, согласно которым записи о праве собственности на объект недвижимости вносятся в подраздел II ЕГРП. Каждой записи ЕГРП присваивается статус: «актуальная», «погашенная» или «архивная» (п. 10). При государственной регистрации прекращения права соответствующая запись погашается путем заполнения дополнительной записи - записи о прекращении права (п. 16, 62), ей присваивается запись «погашенная». Если право прекращено в связи с его переходом к новому правообладателю в дополнительной записи указываются номера подраздела ЕГРП, а также записи о регистрации вновь возникшего права.
Согласно п.2, 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.
Таким образом, возникновение права собственности заявителя на 1/6 долю в праве общей долевой собственности возможно только путем погашения существующей записи о праве собственности ФИО3 и внесением в ЕГРП записи о праве собственности ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ сторонами сделки, в полном соответствии с нормами ГК РФ, было подписано соглашение о расторжении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ данное соглашение в соответствии нормам закона РФ № 122-ФЗ было сдано для государственной регистрации в УФСГРКиК (Росреестр) по Пензенской области через отделение МФЦ ... находящееся <адрес> Заявление о регистрации указанного соглашения было изготовлено и оформлено надлежащим сотрудником непосредственно в помещении МФЦ и было подписано лично сторонами сделки.
На основании части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно ст.11 Федерального закона N 122-ФЗ" О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п.22 ст. 333.33 НК РФ Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта: для физических лиц - 2 000 рублей;
Согласно п.4 ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ" О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.
Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Административным ответчиком Управлением Росреестра по Пензенской области не представлены документы подтверждающие получение административным истцом уведомления о возврате документов без рассмотрения. В представленном реестре Октябрьского отдела Управления Росреестра по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, не содержится сведений и отметок о вручении ФИО1 уведомления о возврате документов без рассмотрения. Соответственно действия административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области не соответствуют Федеральному закону от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В судебном заседании административный истец ФИО1 не отрицал факт неуплаты государственной пошлины за регистрацию соглашения о расторжении договора купли-продажи.
В данном случае последствием расторжения договора купли - продажи является погашение записи о регистрации права общей долевой собственности ФИО4 (ФИО3) на 1/6 доли квартиры и государственная регистрация права общей долевой собственности административного истца на указанную долю, в силу чего уплата государственной пошлины является обязательной.
Исходя из норм ст.218, 227 Кодекса административного судопроизводства требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти подлежат удовлетворению при наличии двух условий:
- несоответствие их нормативно-правовым актам
- если оспариваемым решением (действием) нарушены или оспорены
права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению
прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, основанием для признания действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействий) нормативно-правовому акту и нарушение ими прав либо свобод гражданина.
Вместе с тем действия Управления не нарушают прав и законных интересов административного истца, ФИО1 вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации с уплатой государственной пошлины в установленном законом размере.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований ФИО1 отсутствует.
В соответствии с п.1 ст. 200 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
Поскольку совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований ФИО1 отсутствует, оснований для вынесения частного определения нет.
На основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
Согласно п.9 ч.4 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Росреестра по Пензенской области о признании незаконным бездействия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2016 года.