Дело №2а-321/2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ейск 15 июля 2020 года
Ейский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи - Авилова А.В.,
при секретаре Петрасовой И.А.,
с участием:
представителя административного истца ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» по доверенности ФИО1, действующего на основании доверенности б/н от 01.04.2020г.,
представителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае -
Бен Е.М., действующей на основании доверенности № от 27.08.2019г.,
заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» к Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, заинтересованное лицо ФИО2, о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском и просит признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от 06.05.2020г. №
Свои требования обосновывает тем, что по результатам проверки, проведенной 06.05.2020г. начальником отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Краснодарском крае ФИО4, ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» было выдано предписание от 06.05.2020г. № об устранении выявленных нарушений с требованием:
- произвести ФИО2 расчет и оплату сверхурочной работы за первые два часа работы не менее, чем в двойном размере за период работы июнь 2019г. с учетом требований ст.152, ст.236 ТК РФ;
- заработную плату выдавать работникам не реже, чем каждые полмесяца, в дни, установленные трудовым договором (15-го и 30-го числа) в соответствии с п.6 ст.136 ТК РФ.
Указанное предписание считает незаконным и необоснованным, поскольку считает, что у административного ответчика отсутствовали основания для его выдачи, так как при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для выполнения работодателем предписания только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, рассматриваются в рамках ст.381-397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами. По мнению административного истца, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Спор относительно правильности исчисления и выплаты заработной платы работнику в силу ст.381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом. В ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» комиссия по трудовым спорам не создана. Следовательно, работник должен самостоятельно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. В связи с чем, считает, что предписание в части необходимости произвести перерасчет заработной платы за сверхурочную работу ФИО2 вынесено по вопросу, не относящемуся к компетенции государственного инспектора по труду, а потому неправомерно.
Что касается сроков выплаты работнику заработной платы, то в соответствии с п.3.1 трудового договора № от 15.06.2019г., заработная плата выплачивается два раза в месяц: не позднее 15-го и 30-го числа. Конретная дата устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Согласно представленным в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае реестрам перевода заработной платы, ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» перечисляло аванс и окончательный расчет раньше установленных сроков выплаты заработной платы или во время, но никогда сроков не нарушало, что не является нарушением трудового законодательства.
Следовательно, считает, что предписание в части нарушения сроков выплаты заработной платы также неправомерно, поскольку работодатель их не нарушал.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении административного иска, указав на незаконность вынесенного предписания.
В судебном заседании представитель административного ответчика против доводов административного истца возражала, считая, что оснований для удовлетворения требования административного истца не имеется, указала на то, что в ходе внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства РФ в ООО «Агрокомплекс Камышеватский», проведенной на основании поступившего в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае обращения ФИО2 было установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в ООО «Агрокомплекс Камышеватский» в должности контролер-ревизор, с должностным окладом в сумме 17 500 (семнадцать тысяч пятьсот) рублей 00 копеек и премией согласно положению о премировании (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о приеме на работу № № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с п.2.2, п.2.3 трудового договора местом работы ФИО2 является служба КПС, участок Должанская, место работы расположенное по адресу <адрес>. В трудовом договоре № от 15.06.2019 (хранящемся у работодателя) имеется подпись ФИО2, о получении второго экземпляра на руки. Согласно п.7.2.1 трудового договора № от 15.06.2019г. ФИО2 установлена шестидневная сорока часовая рабочая неделя. Начало работы с 8-00 до 17-00 часов, с перерывом для отдыха и питания 1 час (п. 5.2. правил внутреннего распорядка, коллективного договора). В соответствии с п.3.1. трудового договора № от 15.06.2019г. заработная плата выплачивается два раза в месяц: не позднее 15-го и 30-го числа. Действующее законодательство предусматривает, что отплата труда работника производится в зависимости от отработанного им рабочего времени и объема выполненного труда. Формой первичной учетной документацией по учету рабочего времени и расчетов с сотрудниками по оплате труда является табель учета рабочего времени. Табели учета рабочего времени, в отношении сотрудников КПС ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» заполнялись в соответствии с фактическим выходом сотрудника на работу по числам месяца с указанием отработанных часов.
В табеле учета рабочего времени за июнь 2019 г. указано, что ФИО2 отработал 13 дней (104 раб. часа). В расчетном листе за июнь 2019г. указаны начисленная заработная плата за 13 дней (86 ч.) в сумме 13 270,84 руб. (9479,17 руб. (оклад) + 3791,67 руб. (премия) за вычетом 1725 руб. НДФЛ к выплате 11 545,84 руб. (реестр перевода денежных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр перевода денежных средств № от 15.07.2019г.).
B табеле учета рабочего времени за июль 2019 г. указано, что ФИО2 отработал 27 дней (216 раб. часов). В расчетном листе за июль 2019г. указана начисленная заработная плата за 27 дней (181 ч.) в сумме 24 500 руб. (17 500 руб. оклад) + 7000 руб. (премия) за вычетом 3185 руб. НДФЛ к выплате 21315 руб. реестр перевода денежных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр перевода денежных средств № от 15.08.2019г.). В табеле учета рабочего времени за август 2019г. указано, что ФИО2 отработал 27 дней (216 раб. часа). В расчетном листе за август 2019г. указана начисленная заработная плата за 27 дней (179 ч.) в сумме 24 500 руб. (17 500 руб. ( оклад) + 7000 руб. (премия) за вычетом 3185 руб. НДФЛ к выплате 21 315 руб. реестр перевода денежных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр перевода денежных средств № от 12.09.2019г.). В табеле учета рабочего времени за сентябрь 2019 г. указано, что ФИО2 отработал 25 дней (200 раб. часов). В расчетном листе за сентябрь 2019г. указывается начисленная заработная плата за 25 дней (167 ч.) в сумме 24 500 руб. (17 500 руб. (оклад) + 7000 руб. (премия) за вычетом 3185 руб. НДФЛ к выплате 21 315 руб. (реестр перевода денежных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр перевода денежных средств № от 14.10.2019г.). В табеле учета рабочего времени за октябрь 2019г. указано, что ФИО2 отработал 27 дней (216 раб. часов). В расчетном листе за октябрь 2019г. указывается начисленная заработная плата за 27 дней (181 ч.) в сумме 24 500 руб. 117 500 руб. (оклад) + 7000 руб. (премия) за вычетом 3185 руб. НДФЛ к выплате 21 315 руб. (реестр перевода денежных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр перевода денежных средств №RPHS от 13.11.2019г.). В табеле учета рабочего времени за ноябрь 2019г. указано, что ФИО2 отработал 20 дней (140 раб. часа). В расчетном листе за ноябрь 2019г. указывается начисленная заработная плата за 20 дней (140 ч.) в сумме 21 402,76 руб. (17 500 руб. (оклад) + 3 902,76 руб. (доплата) за вычетом 2 783 руб. НДФЛ к выплате 18 619,76 руб. (реестр перевода денежных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр перевода денежных средств №Z2LC от 11.12.2019г.). В табеле учета рабочего времени за декабрь 2019г. указано, что ФИО2 отработал 21 день (147 раб. часа). В расчетном листе за декабрь 2019г. указывается начисленная заработная плата за 21 день (147 ч.) в сумме 34 842,85 руб. (16 704,55 руб. (оклад) + 6 681,82 руб. (премия) + 11456,48руб. (отпускные) за вычетом 4 529 руб. НДФЛ к выплате 30 313,85 руб. (реестр перевода денежных средств № от 26.12.2019г., реестр перевода денежных средств № от 27.12.2019г., реестр перевода денежных средств № от 14.01.2020г.). В ходе проверки предоставлен приказ «О введении суммированного учета рабочего времени на 2020г.» № от 13.12.2020г., в котором указано, что вводится суммированный учет рабочего времени в течение календарного года: - с начала полевых работ и до их окончания установить шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем – воскресенье; -после окончания полевых работ установить пятидневную рабочую неделю с семичасовым рабочим днем и двумя выходными - суббота и воскресенье. Однако, с ФИО2 не было заключено дополнительное соглашение об объединении основных условий трудового договора, а именно об изменении режима дня и введении суммированного учета рабочего времени, что является нарушением ст.72 Трудового кодекса РФ. В связи с чем, инспектором было установлено очевидное нарушение требований ст.152 ТК РФ, в период июнь 2019г. - октябрь 2019г. ФИО2 не оплачивалась сверхурочная работа за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. После проведения проверки и получения предписания, чтобы уйти от материальной ответственности перед работником, и административной ответственности за допущенные нарушения трудового законодательства, на рассмотрение административного дела представитель по доверенности директора ОOO «Агрокомплекс Камышеватский» ФИО3, представил другие табеля учета рабочего времени за период июнь 2019г. - октябрь 2019г. якобы, ранее представленные табели учета рабочего времени, подписанные не уполномоченным на то лицом, были не верными и, якобы, не отражали фактически отработанное работниками, включая ФИО2, время. В табелях, которые были предоставлены позднее, указано, что, якобы, ФИО2 работал с понедельника по четверг семь часов в день, а в пятницу и субботу по шесть часов в день, что не соответствует указанному режиму труда в трудовом договоре № от 15.06.2019г., правил внутреннего распорядка и приказа директора ООО «Агрокомплекс Камышеватский» № от 13.12.2020г. Ранее предоставленные табели учета рабочего времени были заверены надлежащим образом и отражали действительно фактически отработанное время ФИО2, которое указано в п.7.2.1 трудового договора № от 15.06.2019г. ФИО2 установлена шестидневная рабочая неделя. Кроме того табели учета рабочего времени за ноябрь 2019г. и декабрь 2019г., которые отражают фактически отработанное время работниками и в данный период работники не привлекались к работам сверх установленной нормы (т.к. окончены полевые работы), составлены и подписаны должностным лицом, которые составлял табели учета рабочего времени за период июнь 2019г. - октябрь 2019г., признаны работодателем действительными и не были заменены.
На основании вышеизложенного инспектор считает, что нарушение трудового законодательства имеет место быть, в нарушение ст.152 Трудового кодекса РФ в период июнь 2019г. - октябрь 2019г. ФИО2 не оплачивалась сверхурочная работа за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, а представленные ООО «Агрокомплекс Камышеватский», после проверки, документы свидетельствуют о подлоге с целью увода должностного лица от материальной ответственности перед работником и административной ответственности за допущенные нарушения.
Что касается сроков уплаты заработной платы, то в соответствии с требованиями п.п.6 и 8 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего распорядка, коллективным договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. В ходе проверки также установлено, что в августе 2019г. заработная плата ФИО2 выплачивалась 29.08.2019г. и 12.09.2019г. (реестр перевода денежных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр перевода денежных средств № от 12.09.2019г.). Согласно п.3.1. трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ заработная плата за первую половину месяца должна была быть выплачена 30.08.2019г. (пятница), за вторую половину месяца 14.09.2019г. (суббота). В сентябре 2019 г. ФИО2 заработная плата выплачивалась 26.09.2019г. и 14.10.2019 г. (реестр перевода денежных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр перевода денежных средств № от 14.10.2019г.), между выплатой заработной платы составило 18 дней (больше, чем каждые полмесяца).
Эти же нарушения установлены при выплате ФИО2 заработной платы в октябре - декабре 2019г. На основании вышеизложенного следует, что нарушение трудового законодательства имеет место быть, и, в нарушение п.6 ст.136 Трудового кодекса заработная плата, за период август - декабрь 2019 г. выплачивалась ФИО2 не в дни, установленные трудовым договором (15-го м 30-го числа), т.е. реже, чем каждые полмесяца.
Заинтересованное лицо ФИО2 просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку сто стороны работодателя - ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» были допущены нарушения его трудовых прав, что и было установлено в результате проведенной проверки.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с абз.2 ст.356 ТК РФ, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
Согласно ст.357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве; предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда; принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Приказом руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарскому крае №-к от 06.07.2015г. ФИО4 назначена на должность начальника отдела надзора и контроля по охране труда № с 15.07.2015г.
Как следует из должностного регламента, утвержденного руководителем Государственной инспекции труда – главным государственным инспектором труда в Краснодарском крае 16.02.2018г. в должностные обязанности начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) в том числе входит осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовку других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ФИО2 обратился в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае с заявлением, в котором указал о допущенных нарушениях его трудовых прав со стороны ООО «Агрокомплекс «Камышеватский», заключающейся в невыплате заработной платы за сверхурочную работу (л.д.49).
На основании распоряжения на проверку № начальником отдела надзора и контроля по охране труда – главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Агрокомплекс «Камышеватский», проверка проводилась в присутствии представителя ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» ФИО1
Согласно акту проверки от 06.05.2020года, ФИО2 15.06.2020г. был принят на работу в ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» в должности контролер-ревизор, с должностным окладом в сумме 17 500 (семнадцать тысяч пятьсот) рублей 00 копеек и премией согласно положению о премировании (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о приеме на работу № № от 15.06.2019).
В соответствии с п.2.2, п.2.3 трудового договора местом работы ФИО2 является служба КПС, участок Должанская, место работы расположенное по адресу <адрес>. В трудовом договоре № от 15.06.2019г. (хранящемся у работодателя) имеется подпись ФИО2, о получении второго экземпляра на руки.
Согласно п.7.2.1 трудового договора № от 15.06.2019 г. ФИО2 установлена шестидневная сорока часовая рабочая неделя. Начало работы с 8-00 до 17-00 часов, с перерывом для отдыха и питания 1 час (п.5.2. правил внутреннего распорядка, коллективного договора).
В соответствии с п.3.1 трудового договора № от 15.06.2019г. заработная плата выплачивается два раза в месяц: не позднее 15-го и 30-го числа.
В соответствии с требованием ст.129 ТК РФ заработной плата, есть вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качестве и условий; выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. И в силу требований ст.132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что отплата труда работника производится в зависимости от отработанного им рабочего времени и объема выполненного труда.
Формой первичной учетной документации по учету рабочего времени и расчетов с сотрудниками по оплате труда является табель учета рабочего времени. Табели учета рабочего времени, в отношении сотрудников КПС ООО «Агрокомплекс Камышеватский» заполнялись в соответствии с фактическим выходом сотрудника на работу по числам месяца с указанием отработанных часов. В табеле учета рабочего времени за июнь 2019 г. указывается, что ФИО2 отработал: 13 дней (104 раб. часа). В расчетном листе за июнь 2019г. указывается начисленная заработная плата за 13 дней (86 ч.) в сумме 13 270,84 руб. (9479,17 руб. (оклад) + 3791,67 руб. (премия) за вычетом 1725 руб. НДФЛ к выплате 11 545,84 руб. (реестр перевода денежных средств № от 26.06.2019г. реестр перевода денежных средств № от 15.07.2019г.).
В табеле учета рабочего времени за июль 2019 г. указывается, что ФИО2 отработал 27 дней (216 раб.часов). В расчетном листе за июль 2019 г. указывается начисленная заработная l за 27 дней (181ч.) в сумме 24 500 руб. (17 500 руб. (оклад) + 7000 руб. (премия) за вычетом 3185 руб. НДФЛ к выплате 21 315 руб. (реестр перевода денежных средств № от 29.07.2019г., реестр перевода денежных средств № от 15.08.2019г.).
В табеле учета рабочего времени за август 2019г. указывается, что ФИО2, отработал 27 дней (216 раб.часа). В расчетном листе за август 2019 г. указывается начисленная: заработная плата за 27 дней (179ч.) в сумме 24 500 руб. (17 500 руб. (оклад) + 7000 руб. (премия) за вычетом 3185 руб. НДФЛ к выплате 21 315 руб. (реестр перевода денежных средств № от 29.08.2019г., реестр перевода денежных средств № от 12.09.2019г.).
В табеле учета рабочего времени за сентябрь 2019г. указывается, что ФИО2 отработал 25 дней (200 раб.часов). В расчетном листе за сентябрь 2019 г. указывается начисленная заработная плата за 25 дней (167 ч.) в сумме 24 500 руб. (17 500 руб. (оклад) + 7000 руб. (премия) за вычетом 3185 руб. НДФЛ к выплате 21 315 руб. (реестр перевода денежных средств № от 26.09.2019г., реестр перевода денежных № от 14.10.2019г.
В табеле учета рабочего времени за октябрь 2019 г. указывается, что ФИО2 отработал 27 дней (216 раб.часов). В расчетном листе за октябрь 2019 г. указывается начисленная заработная плата за 27 дней (181 ч.) в сумме 24 500 руб. (17 500 руб. (оклад) + 7000 руб. (премия) за вычетом. 3185 руб. НДФЛ к выплате 21 315 руб. (реестр перевода денежных средств № от 24.10.2019г., реестр перевода денежных средств № ot 13.11.2019 г.).
В табеле учета рабочего времени за ноябрь 2019г. указывается, что ФИО2 отработал 20 дней (140 раб.часа). В расчетном листе за ноябрь 2019 г. указывается начисленная заработная плата за 20 дней (140 ч.) в сумме 21 402,76 руб. (17 500 руб. (оклад) + 3 902,76 руб. (доплата) за вычетом 2 783 руб. НДФЛ к выплате 18619,76 руб. (реестр перевода денежных средств № от 27.11.2019г., реестр перевода денежных средств № от 11.12.2019г.).
В табеле учета рабочего времени за декабрь 2019 г. указывается, что ФИО2 отработал 21 день (147 раб.часа). В расчетном листе за август 2019г. указывается начисленная заработная плата за 21 дней (147 ч.) в сумме 34 842,85 руб. (16 704,55 руб. (оклад) + 6 681,82 руб. (премия) + 11 456,48руб. (отпускные) за вычетом 4 529 руб. НДФЛ к выплате 30 313.85 руб. (реестр перевода денежных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр перевода денежных cредств № от 27.12.2019г., реестр перевода денежных средств № от 14.01.2020г.). В ходе проверки предоставлен приказ «О введении суммированного учета рабочего времени на 2020г.» № от 13.12.2020г., в котором указывается, что вводится суммированный учет рабочего времени в течении календарного года: - с начала полевых работ и до их окончания установить шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем - воскресенье, - после окончания полевых работ установить пятидневную рабочую неделю с семичасовым рабочим днем и двумя выходными. - суббота и воскресенье.
Согласно ст.72 ТК РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Однако, в нарушение данной нормы, с ФИО2 не было заключено дополнительное соглашение об изменении основных условий трудового договора, а именно об изменении режима труда и введении суммированного учета рабочего времени. Заработная плата, за период август — декабрь 2019г. выплачивалась не в дни установленные новым договором (15-го м 30-го числа), реже чем каждые полмесяца, что является нарушением п.6 ст. 136 Трудового кодекса РФ.
В нарушение ст.152 Трудового кодекса РФ в период июнь 2019г. - октябрь 2019г. ФИО2 не оплачивалась сверхурочная работа за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
31.01.2020г. ФИО2 был уволен с ООО «Агрокомплекс Камышеватский» по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника), на основании письменного заявления (приказ № № от 31.01.2020 г.).
Согласно ст.140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно записке расчет № № от 31.01.2020 г. и расчетному листу за январь 2020г. ФИО2 при увольнении начислен окончательный расчет в сумме 8 235,29 руб. (заработная плата за 8 р.д. (56 ч.)). из данной суммы удержали 3 656,41 руб. (за 4,64 использованных авансом дней отпуска) +1071 руб. НДФЛ, к выплате 3507,88 руб.
Окончательный расчет ФИО2 получен в день увольнения, что подтверждается Реестром перевода денежных средств № от 31.01.2020г. В табеле учета рабочего времени за январь 2020г. указано, что ФИО2 31.01.2020г., присутствовал на рабочем месте, однако он отказался ознакомиться с приказом об увольнении и получить трудовую книжку (предоставлены Акт об отказе ознакомиться под роспись с приказом о расторжении трудового договора с работником № от 31.01.2020г. и Акт об отказе в получении трудовой книжки № от 31.01.2020г.
В нарушение п.2 ст.84.1 Трудового кодекса РФ в приказе об увольнении №№ от 2020г. не внесена запись, об отказе ФИО2 ознакомиться с данным приказом под роспись.
Из предоставленных документов и объяснения следует, что в ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» не введен вахтовый метод работы (положение о вахтовом методе работы на предприятии отсутствует).
Приказы, на совмещении работы ФИО2 на предприятии не издавались. Из документов установлено, что к работам в выходные и праздничные дни, а также в качестве водителя ФИО2 не привлекался.
Таким образом, по результатам проведения проверки инспектором было установлено, что на предприятии ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» имели место нарушения действующего законодательства, а именно:
1. В нарушение ст.72 Трудового кодекса РФ с ФИО2 не было заключено дополнительное соглашение об изменении основных условий трудового договора, а именно об изменении режима труда и введении суммированного учета рабочего времени.
2. Заработная плата, за период август - декабрь 2019 г. выплачивалась не в дни, установленные трудовым договором (15-го м 30-го числа), реже, чем каждые полмесяца, нарушение п.6 ст.136 Трудового кодекса РФ.
3. В нарушение ст.152 Трудового кодекса РФ в период июнь 2019г. - октябрь 2019г. ФИО2 не оплачивалась сверхурочная работа за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.
4. В нарушение п.2 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в приказе об увольнении №№ от 31.01.2020 г. не внесена запись, об отказе ФИО2 ознакомиться с данным приказом под роспись (л.д.42-46).
На основании результатов проверки и выявленных нарушений, начальником отдела надзора и контроля по охране труда ФИО4 директору ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» ФИО3 было выдано предписание № сроком исполнения до 29.05.2020г. в соответствии с требованиями которого директору ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» ФИО3 надлежало устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключающиеся в следующем:
- произвести ФИО2 расчет и оплату сверхурочной работы за первые два часа работы не менее, чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере за период работы июнь 2019 г. - октябрь 2019г. с учетом требований ст. 236 ТК РФ;
- заработную плату выдавать работникам не реже, чем каждые полмесяца, в дни, установленные трудовым договором (15-го и 30-го числа) –(л.д.47-48).
Согласно ст.91 и ст.99 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, а также обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
В соответствии со ст.273 ТК РФ, руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Таким образом, исходя из вышеуказанных правовых норм, а также правового статуса ФИО3, как директора, права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями с работниками осуществляет именно он.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о незаконности данного предписания, поскольку оно составлено на основании выявленных государственным инспектором нарушений трудового законодательства, отраженных в Акте проверки и подтвержденными предоставленными к акту надлежащим образом заверенными: табелями учета рабочего времени работника, копиями расчетных листков, трудового договора ФИО2
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5, так же состоявший в трудовых отношениях с ООО ««Агрокомплекс «Камышеватский» и работавший вместе с ФИО2 подтвердил факт выполнениям им сверхурочной работы.
У суда не имеется оснований сомневаться в законности и объективности проведенной инспектором проверки, результаты которой подтверждены документально.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования только в случае, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При этом обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ) возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Давая оценку представленным в материалы дела административным ответчиком результатов проверки, суд не находит каких-либо нарушений, допущенных контролирующим органом при её проведении.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Таким образом, признание незаконным предписания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от 06.05.2020г. № возможно только при его несоответствии нормам действующего трудового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, совокупный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что предписание об устранении допущенных норм трудового законодательства было выдано в соответствии с нормами действующего законодательства, установлен срок для его исполнения, в связи с чем, суд приходит к выводу, что правовые основания для признания его незаконным, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении административного иска ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» к Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, заинтересованное лицо ФИО2, о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае следует отказать.
руководствуясь ст.ст.226-227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Агрокомплекс «Камышеватский» к Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, заинтересованное лицо ФИО2, о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ейский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 20.07.2020 года.
Судья
Ейского районного суда А.В.Авилов
Мотивированное решение вынесено 20.07.2020г.