ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3223/2021 от 18.01.2022 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-412/2022

36RS0003-01-2021-005456-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Воронеж 18 января 2022 года

Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Удоденко Г.В.,

при секретаре Филимоновой М.А.,

с участием представителя административного ответчика ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Хизвера Романа Григорьевича к правительству Воронежской области, руководителю департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Зацепину Максиму Александровичу о признании незаконным бездействия,

установил:

административный истец Хизвер Р.Г. обратился в суд с настоящим иском и указал, что он является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес>. Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на 2014-2044 годы. Приложением к названной Региональной программе является перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядком аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с первоначальной редакцией Перечня проведение капитального ремонта многоквартирного <адрес> было запланировано на 2014-2019 годы (пункт 100 Перечня по городскому округу <адрес>). Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от 06.03.2014 №183 в части планируемого срока проведения работ по капитальному ремонту. В частности, ремонт фасада многоквартирного <адрес> перенесен на 2023-2025 годах. Постановлением правительства Воронежской области от 22.12.2020 №1118 приложение №1 к региональной программе изложено в новой редакции. Однако срок ремонта фасада названного многоквартирного дома не изменился и ограничен плановым периодом 2023-2025 годы (пункт 2985 Перечня). Решением Воронежского областного суда от 07.07.2021 признан не действующим со дня принятия 23.12.2016 одиннадцатый столбец пункта 2985 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области на 2014-2044 годы, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 №183, с изменениями в редакции постановления от 22.12.2020 №1118, в части переноса планового периода проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома на 2023-2025 годы. Таким образом, принимая во внимание, что в предусмотренные Региональной программой сроки (2014-2019 годы) капитальный ремонт фасадной части многоквартирного <адрес> не произведен, перенос капитального ремонта фасада многоквартирного жилого дома на более поздний срок признан судом незаконным, исходя из положений части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, правительству Воронежской области и подведомственным ему органам государственной власти надлежало включить производство данных работ в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2020-2022 годы, что до настоящего времени не сделано. В связи с чем административный истец просит признать незаконным бездействие правительства Воронежской области в части не принятия организационных мер, направленных на обеспечение незамедлительного проведения капитального ремонта фасадной части многоквартирного жилого <адрес> в течение 2020-2022 годов (л.д.4).

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Зацепин М.А.

Административный истец Хизвер Р.Г., административный ответчик руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Зацепин М.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще (л.д.44, 46), об отложении дела не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах, исходя из положений статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В ранее состоявшихся судебных заседаниях административный истец Хизвер Р.Г. заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что в судебном порядке незаконным также был признан перенос капитального ремонта системы теплоснабжения в многоквартирном <адрес>, и после состоявшегося решения суда указанные работы были включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2020-2022 годы, утвержденный приказом от 15.01.2020 № 12 департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области. Однако в отношении капитального ремонта фасадной части жилого дома такого решения до настоящего времени не принято. Его обращения к должностным лицам департамента на личном приеме к положительному результату не привели, в связи с чем он вынужден обратиться за защитой своих прав в судебном порядке.

Представитель административного ответчика правительства Воронежской области ФИО5 по заявленным требованиям возражала, обоснование своей позиции представила суду в письменном виде (л.д.26-31).

Выслушав лиц представителя административного ответчика, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания оспариваемого решения действия (бездействие) должностного лица незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

При этом, в соответствии с частью 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Постановление Правительства Воронежской области от 20.06.2014 №557 разработан Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.

В соответствии с разделом 3 указанного Порядка подготовка и утверждение региональных краткосрочных планов возложена на департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

Судом установлено, что Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.

Названной региональной программой на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления, исходя из критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, был установлен плановый период проведения капитального ремонта, в том числе многоквартирного <адрес> в 2014 - 2019 годы.

В дальнейшем постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», планируемый период проведения работ по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирного жилого <адрес> перенесен на более поздний срок, в частности ремонт фасада перенесен 2023 - 2025 годы.

Вступившим в законную силу решением Воронежского областного суда от 07.07.2021 признан не действующим со дня принятия 23 декабря 2016 г. одиннадцатый столбец пункта 2985 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядком аварийными и подлежащими сносу, - приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2014 - 2044 годы, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183, с изменениями в редакции постановления от 22.12.2020 №1118, в части переноса планового периода проведения капитального ремонта фасада многоквартирного <адрес> на 2023 - 2025 годы (л.д.7-12).

Таким образом, принимая во внимание, что в предусмотренные Региональной программой сроки (2014-2019 годы) капитальный ремонт фасадной части многоквартирного жилого дома не произведен, решением суда перенос планового периода проведения капитального ремонта фасада многоквартирного <адрес> на 2023 - 2025 годы признан незаконным, в данной правовой ситуации правительству Воронежской области в лице его уполномоченного органа - департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в целях преодоления управленческих упущений, надлежало включить производство работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, что до настоящего времени не сделано.

Как было пояснено представителем административного ответчика ФИО5 приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15.01.2020 №12 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах в Воронежской области в 2020-2022 годах. В настоящий момент департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области подготовлен проект приказа о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ в части проведения капитального ремонта фасадной части многоквартирного жилого <адрес>; указанный проект приказа находится на согласовании в настоящее время не утвержден.

При таких обстоятельствах, с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела суд полагает, что доводы административного истца Хизвера Р.Г. о незаконном бездействии правительства Воронежской области. Допущенное незаконное бездействие ведет к неопределенности в судьбе капитального ремонта названной конструктивной части многоквартирного жилого дома и, очевидно, нарушает права административного истца Хизвера Р.Г., как собственника жилого помещения, в указанном многоквартирном доме.

Проверяя срок обращения с административным иском, суд принимает во внимание, что административный истец оспаривает бездействие административного ответчика в вопросе несвоевременного применения мер, направленных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, что подразумевает длящийся характер такого бездействия, в связи с чем суд полагает, что административным истцом срок обращения с административным иском не пропущен.

В целях восстановления нарушенного права административного истца суд полагает необходимым возложить на руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Зацепина М.А. обязанность устранить допущенные нарушения посредством принятия мер, направленных на включение работ по капитальному ремонту фасадной части многоквартирного <адрес> в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах в Воронежской области.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств, суду не представлено и в соответствии с требованиями статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Хизвера Романа Григорьевича к правительству Воронежской области, руководителю департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Зацепину Максиму Александровичу удовлетворить.

Признать незаконным бездействие правительства Воронежской области по не включению работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного жилого <адрес> в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта.

Обязать руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Зацепина Максима Александровича принять меры, направленные на включение работ по капитальному ремонту фасадной части многоквартирного <адрес> в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах в Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 19.01.2022.

Судья Г.В. Удоденко

Дело № 2а-412/2022

36RS0003-01-2021-005456-18