ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3229/18 от 13.12.2018 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года г.о.Самара

Советский районный суд г.Самара в составе:

судьи Смоловой Е.К.,

при секретаре Драгуновой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юдина В.И. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

установил:

Юдин В.И. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности Юдина В.И., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства городского округа Самара отказал Юдину В.И. в перераспределении участка Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Основанием для отказа послужили сведения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , согласно которым земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена относится к землям лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ. Юдин В.И. обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности Юдина В.И., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства городского округа Самара отказал Юдину В.И. в перераспределении участка Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Основанием для отказа послужили сведения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , согласно которым земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена относится к землям лесного фонда.

Полагая распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка несоответствующими закону, считая свои права нарушенными, истец просил 1) признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в части отнесения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, к землям лесного фонда; 2) обязать Департамент градостроительства городского округа Самара повторно рассмотреть заявление Юдина В.И. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером , находящегося в частной собственности в установленном законом порядке, в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда; 3) признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в части отнесения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, к землям лесного фонда; 4) обязать Департамент градостроительства городского округа Самара повторно рассмотреть заявление Юдина В.И. от ДД.ММ.ГГГГ. о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером , находящегося в частной собственности в установленном законом порядке, в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, в адрес суда направил своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 административные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные указанным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика административные исковые требования не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на основания, изложенные в письменном отзыве (т.1 л.д. 44-48).

Заинтересованные лица ДНТ «Березовая Грива», Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о слушании дела извещены надлежаще, в судебное заседание представителей не направили, письменных возражений не представили.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) названного Кодекса.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктам 1, 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что Юдин В.И. является собственником земельных участков: с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Юдин В.И. обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлениями о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности Юдина В.И. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства городского округа Самара отказал Юдину В.И. в перераспределении участка Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ

Основанием для отказа послужили сведения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена относится к землям лесного фонда.

В соответствии со ст.81 Лесного Кодекса Российской Федерации установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства, являющегося федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений.

Согласно информации, предоставленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, площадью 274 кв.м., 479 кв.м. (общей площадью 753 кв.м.), участок , площадью 280 кв.м., 374 кв.м. (общей площадью 654 кв.м.) в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в программу ГИС ИнГЕО, полностью относятся к землям лесного фонда и находятся в квартале <адрес>. Границы земель лесного фонда <данные изъяты> были установлены приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ. и Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ. . При проектировании границ лесничеств, лесопарков за основу были приняты материалы лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты> была проведена таксация лесов в границах, определенных лесоустройством ДД.ММ.ГГГГ. Материалы таксации лесов <данные изъяты>, разработанные ФГУП «<данные изъяты>», были введены в действие приказом министерства от 01.04.2014г. .

Согласно подп.1 п.4 ст.14 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (п.12 ст.14 ФЗ от 21.12.2004г. №172-ФЗ).

В случаях, указанных в п.п.4, 9 и 13 ст.14 вышеуказанного закона принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется (п.15 ст.14 ФЗ от 21.12.2004г. №172-ФЗ).

Согласно письму Министерства природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 519,00 кв.м., в соответствии с представленным каталогом координат, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении департамента лесного хозяйства, не относится.

Согласно схемы расположения земельных участков, изготовленной кадастровым инженером ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ., границы земельного участка, площадью 274 кв.м., испрашиваемого к перераспределению, совпадают с границами земельного участка, указанного в письме Министерства природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. .

На плане, приложенном к письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , видны две идентичные, по поворотным точкам, границы лесного фонда. Согласно одной границе, участок, испрашиваемый Юдиным В.И., не входит в границы лесного фонда, а согласно другой – полностью входит в границы лесного фонда.

На запрос суда о дате изменения границ лесного фонда в районе участка, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ответа не представило.

Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатке из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).

Участок по адресу: <адрес>, площадью 519,00 кв.м. был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу, право на который зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ

Согласно выписки из ИСОГД г.о.Самара, представленной Департаментом градостроительства городского округа Самара, спорный земельный участок в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -ГД «Об установлении границ городского округа <адрес>», Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ. , рассматриваемый земельный участок входит в границы населенного пункта «<адрес>» городского округа Самара и расположен на территории <адрес>, на территории малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками (Ж-1). В соответствии со ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации объект относится к землям населенных пунктов.

Зоны с особыми условиями использования в границах участка отсутствуют.

В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют сведения об изъятии или резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в отношении испрашиваемого объекта.

Согласно ФЗ №280-ФЗ сведения о земельных участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками, содержащиеся в государственном лесном реестре, приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Федеральным законом №280-ФЗ предусмотрены случаи, при которых допускается изменение описания местоположения границ лесничеств, лесопарков, в том числе границ земельных участков из состава земель лесного фонда: изменение категории земель, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, или изменением границ населенных пунктов, территориальных зон (ч.3, 4 ст.14 ФЗ от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ч.6, 14 ст.34, ч.5 ст.60.2 ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, информация, предоставленная Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, по мнению суда, не является препятствием для перераспределения земель и (или) участков, находящихся в частной собственности административного истца, с кадастровым номером , , расположенных по адресу: <адрес>

Принимая во внимание, что в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «Об установлении границ городского округа <адрес>», Генеральный планом городского округа Самара спорный земельные участки входят в границы населенного пункта «<адрес>» и расположены на территории <адрес>, суд считает, что в силу ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов.

Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Суд считает, что в нарушение п.10 ст. 39.29 ЗК РФ решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не являлись обоснованными.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ суд находит подтвержденным в ходе рассмотрения дела несоответствие оспариваемых распоряжений требованиям действующего законодательства и как следствие нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. В связи с этим, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Юдина В.И. в порядке ст. 218 КАС РФ о признании незаконными распоряжений об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков являются законными и подлежат удовлетворению.

Поскольку суд не вправе разрешать вопросы, отнесенные к полномочиям органа местного самоуправления, суд считает также возможным обязать Департамент градостроительства городского округа Самара повторно рассмотреть заявления Юдина В.И.. о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Юдина В.И. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления – удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в части отнесения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, к землям лесного фонда.

Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара повторно рассмотреть заявление Юдина В.И. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером , находящегося в частной собственности в установленном законом порядке, в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в части отнесения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, к землям лесного фонда.

Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара повторно рассмотреть заявление Юдина В.И. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером , находящегося в частной собственности в установленном законом порядке, в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18.12.2018г.

Судья: подпись

Копия верна

Судья (Смолова Е.К.)

Секретарь (Драгунова М.О.)