ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3235/2022 от 29.09.2022 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3235/2022 по административному исковому заявлению законных представителей несовершеннолетней Смирновой Татьяны Алексеевны - Смирнова Алексея Александровича, Смирновой Светланы Сергеевны к Департаменту опеки и попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара, заместителю главы г.о. Самара - руководитель Департамента Опеки и попечительства Администрации г.о. Самара Слесаревой О.В. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на деприватизацию квартиры, возложении обязанности, с участием заинтересованных лиц ФГАУ "Росжилкомплекс", Министерства обороны РФ, Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов А.А., Смирнова С.С. обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что решением Советского районного суда г. Брянска от 07.05.2013 г. в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение за Смирновой С.С., Смирновой Т.А., расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Романа Брянского, д. 15, корпус 1, кв. 196 (далее по тексту - жилое помещение), зарегистрированное в ЕГРН. Собственники жилого помещения являются членами семьи военнослужащего - Смирнова А.А., в настоящее время возникла необходимость возврата жилого помещения в государственную собственность в порядке деприватизации. Письмом Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара от 23.03.2021 г. № 1-02/3-01-01-02/1229 административным истцам отказано в даче согласия на деприватизацию жилого помещения, поскольку деприватизация влечет отказ от права собственности в отношении объекта недвижимости, не отвечает интересам несовершеннолетней и ущемляет её законные права и интересы. Административные истцы не согласны с отказом Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара от 23.03.2021 г. Ссылаясь на нарушение своих прав административные истцы просили суд: признать незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на деприватизацию объекта недвижимости Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара от 23.03.2021 г. № 1-02/3-01-01-02/1229; обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара в течении пяти дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу выдать предварительное разрешение на деприватизацию квартиры, расположенной по адресу: адрес а именно принадлежащей в ? доле несовершеннолетней Смирновой Татьяне Алексеевне. Кроме того, административный истец – Смирнов А.А. просил восстановить срок для рассмотрения настоящего административного искового заявления.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены заместитель главы г.о. Самара - руководитель Департамента опеки, попечительства Администрации г.о. Самара - Слесарева О.В., в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГАУ "Росжилкомплекс", Министерство обороны РФ, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании административный истец Смирнов А.А. (законный представитель несовершеннолетней Смирновой Т.А.) требования административного иска поддержал в полном объеме.

Административный истец Смирнова С.С. в судебное заседание не явилась, извещена о дате судебного заседания надлежащим образом, причин уважительности суду не представила.

Представитель административного ответчика Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания лично, о чем на справочном листе имеется ее подпись.

Административный ответчик заместитель главы г.о. Самара - руководитель Департамента опеки, попечительства Администрации г.о. Самара Слесарева О.В., представители заинтересованных лиц - Министерства обороны РФ, Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в судебное заседание не явились, извещены о дате судебного заседания надлежащим образом, причин уважительности суду не представила.

Представитель заинтересованного лица ФГАУ "Росжилкомплекс" территориальный отдел «Самарский» в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, до начала судебного заседания представила отзыв, в котором просила рассмотреть административное дело в её отсутствие.

Принимая во внимание требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав лицо, участвующее в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ при отсутствии совокупности вышеназванных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении административного иска о признании оспариваемых решения, действия (бездействия)незаконными.

Из анализа положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1). Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч.2).

Согласно ч. 1, ч. 7 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, решением Советского районного суда г. Брянска от 07.05.2013 г., вступившим в законную силу 11.06.2013 г., за Смирновой Светланой Сергеевной, Смирновой Татьяной Алексеевной признано право общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 63 кв.м., расположенное по адресу: адрес по ? доли за каждым, в порядке приватизации, на основании указанного решения Советского районного суда г. Брянска от 07.05.2013 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.07.2013 года зарегистрировано право общей долевой собственности, доля в праве ? за Смирновой Светланой Сергеевной и право общей долевой собственности, доля в праве ? за Смирновой Татьяной Алексеевной.

Согласно свидетельствам о регистрации права от 12.07.2013 г. Смирновой Т.А. и Смирновой С.С. принадлежит ? доля (каждой) в общей долевой собственности квартиры, расположенной в адрес.

03.03.2021 г. Смирнов А.А., Смирнова С.С. обратились в органы опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара с заявлением о выдаче разрешения на деприватизацию ? доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетней Смирновой С.С. с целью её последующей передаче в государственную собственность, в связи с чем Смирнов А.А. и члены его семьи будут признаны нуждающимися в г. Самаре в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ответа от 23.03.2021 г. № 1-02/3-01-01-02/1229 Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара административным ответчиком принято решение об отказе административным истцам в выдаче согласия на деприватизацию жилого помещения, принадлежащей доли в праве ? несовершеннолетней Смирновой Т.А., поскольку деприватизация влечет отказ от права собственности в отношении объекта недвижимости, не отвечает интересам несовершеннолетней и ущемляет её законные права и интересы. Указанный ответ получен административным истцом Смирновым А.А. 23.03.2021 г., что подтверждается журналом выдачи решений (по имущественным вопросам) с 24.12.2020 г. по 18.05.2021 г. и не оспаривалось в судебном заседании административным истцом Смирновым А.А.

Из материалов дела следует, что с вышеуказанным административным иском административные истцы обращались 07.12.2021 г.

Определением суда от 09.12.2021 г. указанное административное исковое заявление возвращено в адрес административных истцов. Сведения о получении указанногого определения суда административными истцами в материалах дела отсутствуют.

С настоящим административным исковым заявлением административные истцы обратились 19.05.2022 г.

Учитывая, что административные истцы первоначально обратились в суд 07.12.2021 г. и с целью соблюдения прав несовершеннолетней Смирновой Т.А., суд полагает, что срок обращения в суд с настоящим иском подлежит восстановлению.

Судом установлено, что согласно ответу от 27.12.2019 г. № 40/8337 Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях на обращение от 28.11.2019 г. № 40-11378 по вопросу деприватизации квартиры, расположенной по адресу: адрес, следует, что в предоставленном в адрес МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях пакете документов отсутствуют документы, подтверждающие, что жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, приватизированное заявителями по решению Советского районного суда г. Брянска от 07.05.2013 г., является для заявителей единственным местом постоянного проживания. Кроме того, для принятия решения по указанному вопросу необходимо представить: 1) выписку из ЕГРН в отношении собственников; 2) копии паспортов собственников (для детей до 14 лет копия свидетельства о рождении); 3) документ, подтверждающий признание гражданина малоимущим; 4) справка об отсутствии обременений жилого помещения; 5) технический паспорт жилого помещения; 6) документы об отсутствии перепланировки жилого помещения после приватизации; 7) справка о составе проживающих, прописанных в квартире (выписка из домовой книги или единый жилищный документ); 8) справка об отсутствии задолженности по услугам ЖКХ на жилое помещение; 9) согласие органов опеки на деприватизацию жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний. Таким образом, вопрос о расприватизации вышеуказанного жилого помещения может быть рассмотрен после предоставления в уполномоченный орган полного пакета документов, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно ответу от 25.03.2021 г. № 03/1064 ФГАУ «Росжилкомплекс» на заявление № 12-03/20-489 от 09.03.2021 г. следует, что Смирнов А.А. вправе обратиться в территориальный отдел «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. При наличии законных оснований, военнослужащий Смирнов А.А. и члены его семьи будут приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Из паспортных данных административных истцов, свидетельства о рождении III-МЮ № 548662 от 01.02.2006 г. Хорошевского отдела ЗАГС Управления ЗАГС Москвы, свидетельства о заключении брака I-АК № 401680 от 24.09.1999 г. Выборгского отдела ЗАГС Санкт-Петербурга, справки № 237 от 23.11.2021 г. усматривается, что Смирнов А.А. и члены его семьи – супруга Смирнова С.С., дочь Смирнова Т.А. зарегистрированы по адресу: адрес, с 10.12.2019 года.

Согласно удостоверению личности АА № 2052678 Смирнову А.А. 17.10.2019 г. присвоено звание полковник на основании приказа МО РФ № 0147.

Согласно п. 1.1, 1.2, 5.1 договора найма квартиры от 01.08.2022 г., заключенному между Смирновым А.А. (нанимателем) и Малюшко С.Н. (наймодателем), наймодатель предоставляет нанимателю принадлежащую ему на праве собственности квартиру и находящееся в ней имущество за плату во временное владение, пользование и проживание в ней. Указанная квартира находится по адресу: адрес. Настоящий договор заключен на срок 11 месяцев и вступает в силу с момента передачи квартиры по акту приема-передачи. Из материалов дела следует, что акт приема-передачи квартиры подписан 01.08.2022 г.

Из справки № б/н от 02.09.2022 г. следует, что Смирнова Т.А. является ученицей 10 «А» класса МБОУ Школы № 41.

Согласно чеку по операции от 25.09.2022 г. за жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт в г. Брянск Смирновой С.С. в пользу ООО «Региональный Информационно-расчетный Центр» Брянской области оплачено 5117,06 рублей.

Согласно отзыва ФГАУ «Росжилкомплекс», территориальный отдел «Самарский» от 28.09.2022 г. № б/н отсутствие факта увольнения из рядов Вооруженных Сил, изменение места службы военнослужащего, а также приобретение права на предоставление дополнительной площади порождает право военнослужащего на обеспечение жилым помещением по новому месту службы при условии сдачи ранее предоставленного жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации, в связи с изложенным, территориальный отдел «Самарский» считает, что у административных истцов имеется право на проведение процедуры деприватизации и последующей сдачи жилого помещения жилищным органам Минобороны России в соответствии с территориальной принадлежностью.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и проживающими совместно с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров. При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы. При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них (пункт 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). В тех случаях, когда военнослужащему невозможно предоставить по установленным нормам жилое помещение, в том числе с учетом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения, допускается превышение нормы предоставления жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, но не более установленных норм (пункты 1 и 3 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Предусмотренное абзацем четвертым пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на предоставление жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, может быть реализовано только с их согласия, поскольку в этом случае военнослужащие производят оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, за счет собственных средств. Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 №124-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

В силу ст. 9.1 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ (далее по тексту ФЗ "Об опеке и попечительстве") к полномочиям органов опеки и попечительства относятся, в том числе: выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных.

Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных (ч. 2 ст. 19 ФЗ "Об опеке и попечительстве").

В соответствии со ст. 246 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ), распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 данного Кодекса.

Согласно ст. 64 Семейного кодекса РФ (далее по тексту – СК РФ), защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (п. 1) и не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2).

В силу п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Согласно п. 3 ст. 60 СК РФ право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, по общему правилу, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны в соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 статьи 37 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

Согласно положениям ст. 21 ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче разрешения на совершение сделок должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

Федеральный законодатель, определяя в статье 20 ФЗ "Об опеке и попечительстве" особенности распоряжения принадлежащим подопечному недвижимым имуществом, установил запрет на отчуждение такого имущества, предусмотрев в пунктах 1 - 5 исключения, одним из которых является отчуждение жилого помещения, принадлежащего подопечному, при перемене места жительства подопечного (пункт 4).

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения абзаца второго пункта 1 статьи 28 и пунктов 2 и 3 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, из содержания которых не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями, обратил внимание, что при решении вопроса о законности отказа согласовать сделку в соответствии с общими принципами права и требованиями статей 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации необходимо исходить из добросовестности родителей, выступающих в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года N 119-О).

Согласно абз. 4 п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 г. № 13–П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что из содержания абзаца второго пункта 1 статьи 28 и пунктов 2 и 3 статьи 37 ГК Российской Федерации не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами права и требованиями статей 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации и как показывает судебная практика, решения органов опеки и попечительства - в случаях их обжалования в судебном порядке - подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

Таким образом, на основании действующего законодательства, при указанных обстоятельствах, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд полагает, что отказ административного ответчика в выдаче согласия на деприватизацию ? доли права общей долевой собственности в жилом помещении в г. Брянске не отвечает интересам несовершеннолетней Смирновой Т.А., поскольку ее отец Смирнов А.А. является военнослужащим, Смирнова С.С. и Смирнова Т.А. – члены семьи военнослужащего, собственного жилого помещения в г. Самаре семья не имеет, несовершеннолетняя Смирнова Т.А. проживает совместно с родителями с 10.12.2019 г. по месту службы отца - в г. Самаре, обучается в 10 классе (согласно справке № б/н от 02.09.2022 г.), родители являются законными представителями своего ребенка и их действия направлены на улучшение жилищных, а также имущественных прав ребенка. Кроме того, родители несут бремя содержания квартиры, расположенной по адресу: адрес, в которой несовершеннолетняя Смирнова Т.А. не проживает. То есть указанный случай является исключительным.

Кроме того, административным ответчиком не учтено, что обращение родителей несовершеннолетней к административному ответчику с заявлением о деприватизации жилого помещения связано с улучшением жилищных условий как семьи в целом, так и несовершеннолетнего ребенка.

Доказательств, что между интересами родителей и несовершеннолетнего ребенка имеются противоречия и указанное осуществляется в противоречии с интересами несовершеннолетней Смирновой Т.А. суду не представлено.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным отказа Департамента опеки и попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара от 23.03.2021 г. № 1-02/3-01-01-02/1229 в выдаче Смирнову Алексею Александровичу, Смирновой Светлане Сергеевне согласия несовершеннолетней Смирновой Татьяне Алексеевне, 25.01.2006 года рождения, на деприватизацию квартиры по адресу: адрес, принадлежащей в ? доле несовершеннолетней.

В силу статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ). Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия. Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ). Суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает необходимым предоставить административному ответчику разумный срок (30 дней с момента вступления решения суда в законную силу) для принятия решения по обращению истцов, а именно обязать Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, при отсутствии иных законных оснований для отказа в выдаче Смирнову Алексею Александровичу, Смирновой Светлане Сергеевне согласия несовершеннолетней Смирновой Татьяне Алексеевне, 25.01.2006 года рождения, на деприватизацию квартиры по адресу: адрес, принадлежащей в ? доле несовершеннолетней, направить в адрес законных представителей несовершеннолетней Смирновой Татьяны Алексеевны - Смирнова Алексея Александровича, Смирновой Светланы Сергеевны согласие несовершеннолетней Смирновой Татьяне Алексеевне, 25.01.2006 года рождения, на деприватизацию квартиры по адресу: адрес, принадлежащей в ? доле несовершеннолетней.

Учитывая вышеизложенное, административный иск подлежит частичному удовлетворению, поскольку срок для принятия решения по обращению истцов в 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу, суд полагает недостаточным.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление законных представителей несовершеннолетней Смирновой Татьяны Алексеевны - Смирнова Алексея Александровича, Смирновой Светланы Сергеевны – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента опеки и попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара от 23.03.2021 г. № 1-02/3-01-01-02/1229 в выдаче Смирнову Алексею Александровичу, Смирновой Светлане Сергеевне согласия несовершеннолетней Смирновой Татьяне Алексеевне, дата года рождения, на деприватизацию квартиры по адресу: адрес, принадлежащей в ? доле несовершеннолетней.

Обязать Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, при отсутствии иных законных оснований для отказа в выдаче Смирнову Алексею Александровичу, Смирновой Светлане Сергеевне согласия несовершеннолетней Смирновой Татьяне Алексеевне, дата года рождения, на деприватизацию квартиры по адресу: адрес, принадлежащей в ? доле несовершеннолетней, направить в адрес законных представителей несовершеннолетней Смирновой Татьяны Алексеевны - Смирнова Алексея Александровича, Смирновой Светланы Сергеевны согласие несовершеннолетней Смирновой Татьяне Алексеевне, дата года рождения, на деприватизацию квартиры по адресу: адрес, принадлежащей в ? доле несовершеннолетней.

В остальной части в удовлетворении административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2022 г.

Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев

Копия верна.

Судья:

Секретарь: