ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3238/2022 от 09.08.2022 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-3238/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 августа 2022 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе: председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.

при секретаре Казаченко А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3238/2022 по административному иску Чагаян ФИО12ФИО14 к Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону, Администрация г.Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ей принадлежит доля в праве собственности на земельный участок кадастровый по адресу: <адрес> площадью 1045 кв.м, на нежилое здание магазина по адресу: <адрес>.

С восточной стороны земельного участка кадастровый , на территории общего пользования расположены самовольно построенные некапитальные металлические гаражи.

Наличие самовольно установленных металлических гаражей препятствует истцу в эксплуатации принадлежащего ей здания и земельного участка с соблюдением нормативных требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, фактически препятствует проезду на земельный участок.

В мае 2020г. истец обратилась в Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону по вопросу ограничения доступа к земельному участку. В ответе от 09.06.2020г. было указано, что доступ теоретически возможен через земельный участок, принадлежащий <данные изъяты>, но в настоящее время не возможен в связи со скоплением строительного мусора и строительной техники в месте проезда. Далее, письмом от 08.07.2020г. было сообщено, что проезд освобожден.

Между тем, согласно информации <данные изъяты> (письменно изложена в письме от 24.03.2021г.) указано, что территория предполагаемого заезда, указанного Департаментом, является зоной режимного объекта с ограниченным доступом, въезд и парковка транспорта, не связанного с эксплуатацией горэлектротранспорта, а территории запрещены.

Истец повторно обратилась в Департамент по поводу законности размещения металлических гаражей с восточной сторону участка, через которые возможен проезд к участку. В ответ было получено письмо от 08.07.2020г. о том, что «в соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в виде топографической съемки (планшета), с восточной стороны от земельного участка.. расположены временных металлических гаражей... на территории, государственная собственность на которую не разграничена. Департаментом договоры на размещение указанных гаражей в установленном законом порядке не заключены, в связи с чем земельные участки под ними используются без прав, предусмотренных действующим законодательством. При этом Департамент указал, что полномочия по сносу (демонтажу) временных строений, находящихся на земельных участках, собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции районных администраций. В связи с чем письмо о необходимости принять меры по демонтажу самовольно размещенных гаражей направлено в администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону.

В феврале 2021г. истцом было получено письмо от 11.02.2021г. от Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону о том, что информация о собственниках гаражей отсутствует, проводятся мероприятия по установлению их личностей.

Впоследствии, было получено еще два письма от Администрации ( от 11.06.2021г., от 29.10.2021г.) в котором повторно сообщена информация о поисках собственников гаражей.

02.02.2022г. вступил в силу Порядок выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденный Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ (далее Порядок ). Данный Порядок предусматривает конкретные действия и сроки при выявлении, демонтаже и перемещении самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону.

25.03.2022г. Чагаян была направлена соответствующая претензия, на которую получен ответ от 08.04.2022г. , в котором указывается на подготовку исковых заявлений о сносе гаражей для дальнейшего обращения в суд. При анализе данных в системе ГИС «Правосудие» поданные иски в отношении лиц, установивших гаражи, не выявлены до настоящего времени (хотя с момента установления их личностей прошло более полугода). Кроме того, подача данных исков вообще не предусмотрена Порядком №70. Ранее заявлению истца <адрес> было вынесено Представление от 07.02.2022г. об устранении фактов ненадлежащей реализации полномочий по выявлению и демонтажу самовольно установленных временных строений.

Согласно независимому экспертному исследованию от 27.10.2021г., выполненному <данные изъяты> с целью обеспечения нормативного эксплуатационного состояния земельного участка кн и размещенного на нем нежилого здания из условий пожарной безопасности, санитарно- эпидемиологического благополучия и в целом доступа к данному зданию, необходимо осуществить устройство подъездного пути к южному фасаду объекта строительства.

При этом подъезд фактически возможен только с восточной стороны (где расположены гаражи), с западной стороны находится режимная территория Энергослужбы <данные изъяты>, поезд через которую невозможен и более того, как установлено экспертом, не соответствует габаритам, установленным п.8.11 Свода правил «Системы противопожарной защиты» СП4.13130.2013.

Таким образом, бездействие администрации не только нарушают права истца как собственника объектов недвижимости, но и создают угрозу пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Кировского района г.Ростова- на-Дону, выразившееся в неосуществлении мероприятий, предусмотренных Порядком выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденным Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении самовольно установленных временных строений (гаражей), расположенных вдоль восточной границы земельного участка кадастровый по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону осуществить в отношении каждого из самовольно установленных временных строений (гаражей), расположенных вдоль восточной границы земельного участка кадастровый по адресу: <адрес> все действия, предусмотренные Порядком выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденным Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону по доверенности ФИО8 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Представители заинтересованных лиц Администрации г.Ростова-на-Дону, Департамента имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих издано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: - несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; - нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Статьей 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, а именно нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдение срока обжалования, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористических актов, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 принадлежит доля в праве собственности на земельный участок кадастровый по адресу: <адрес>, б площадью 1045 кв.м, на нежилое здание магазина по адресу: <адрес> (л.д.16,35).

С восточной стороны земельного участка кадастровый , на территории общего пользования расположены самовольно построенные некапитальные металлические гаражи.

В мае 2020г. истец обратилась в Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону по вопросу ограничения доступа к земельному участку.

В ответе от 09.06.2020г. истцу было указано, что доступ теоретически возможен через земельный участок, принадлежащий <данные изъяты>, но в настоящее время не возможен в связи со скоплением строительного мусора и строительной техники в месте проезда (л.д.31).

Письмом от 08.07.2020г. было сообщено, что проезд освобожден.

Согласно информации МУП РТК указано, что территория предполагаемого заезда, указанного Департаментом, является зоной режимного объекта с ограниченным доступом, въезд и парковка транспорта, не связанного с эксплуатацией горэлектротранспорта, на территории запрещены (л.д.18).

Истец повторно обратилась в Департамент по поводу законности размещения металлических гаражей с восточной сторону участка, через которые возможен проезд к участку.

В ответ было получено письмо от 08.07.2020г. о том, что «в соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в виде топографической съемки (планшета), аварийное ограждение размещено вдоль восточной стороны границы земельного участка кадастровый и размещено в границах данного земельного участка. Департаментом договоры на размещение указанных гаражей в установленном законом порядке не заключены, в связи с чем, земельные участки под ними используются без прав, предусмотренных действующим законодательством РФ. При этом Департамент указал, что полномочия по сносу (демонтажу) временных строений, находящихся на земельных участках, собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции районных администраций. В связи с чем письмо о необходимости принять меры по демонтажу самовольно размещенных гаражей направлено в администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону. (л.д.39)

В ответ на обращения ФИО1 специалистами администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону были установлены собственники гаражей, расположенные по адресу: <адрес>, установленные без соответствующего согласования.

Кроме того, по заявлению административного истца Прокуратурой Кировского района г.Ростова-на-Дону было вынесено Представление от 07.02.2022г. об устранении фактов ненадлежащей реализации полномочий по выявлению и демонтажу самовольно установленных временных строений (л.д.25-27).

Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ утвержден новый порядок выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону, который начал свое действие с 02.02.2022 года.

Данный порядок разработан в целях определения мероприятий по выявлению, демонтажу и перемещению к месту хранения временных объектов самовольно размещенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).

В соответствии с п.2.1. Постановления Администрации г. Ростова н/Д от 28.01.2022 N 70 "Об утверждении порядка выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону" выявление самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону осуществляется:

-при проведении контрольными (надзорными) органами, наделенными полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, контрольных (надзорных) мероприятий;

- при проведении инвентаризации земельных участков;

- на основании обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону, публикаций в средствах массовой информации, сети Интернет, содержащих сведения о неправомерном размещении временных объектов.

Согласно п.2.2. вышеуказанного постановления в течение 10 рабочих дней с момента выявления временного объекта (или получения информации о таком объекте), расположенного на территории города Ростова-на-Дону, уполномоченный орган:

- осуществляет сбор документов, подтверждающих факт самовольного размещения временного объекта, путем направления запросов в государственные органы, отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Ростова-на-Дону;

- осуществляет выезд и обследование временного объекта;

-составляет заключение о правомерности (неправомерности) размещения временного объекта (далее - заключение) по форме, установленной приложением N 2 к настоящему постановлению.

В случае отсутствия оснований размещения временного объекта в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем подготовки заключения, уполномоченный орган осуществляет подготовку требования об устранении нарушений (далее - требование) по форме, установленной приложением N 3 к настоящему постановлению (п.2.3.).

Уполномоченный орган не позднее следующего рабочего дня со дня подготовки требования:

- размещает требование на официальном Интернет-портале городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону;

- размещает копию требования на самовольно размещенном временном объекте (производится его фотофиксация);

- в случае выявления лица, осуществившего самовольное размещение временного объекта, направляет указанному лицу требование заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает требование указанному лицу нарочным с отметкой о получении.

В случае отказа лица, осуществившего самовольное размещение временного объекта, от получения требования специалистом уполномоченного органа делается соответствующая отметка с указанием причины отказа.

Выполнение указанных действий считается надлежащим уведомлением лица, осуществившего самовольное размещение временного объекта, о необходимости устранения нарушений.

Так, Администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону было установлено, что собственниками вышеуказанных МАФ (гараж) являются: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.

На указанных лиц были составлены протоколы об административном правонарушении, совершенном физическим лицом.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации города Ростова-на-Дону было направлено письмо о предполагаемой стоимости работ по демонтажу и перемещению к месту хранения самовольно размещенного временного объекта, услуг по хранению самовольно размещенного временного объекта, для рассмотрения вопроса о выделении дополнительных средств на данные цели на очередном заседании Ростовской-на-Дону городской Думы для реализации Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 28.01.2022 №70 «Об утверждении Порядка выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону».

До настоящего момента сведений о выделении денежных средств на проведение вышеуказанных работ в администрацию района не поступало.

В связи с чем административным ответчиком были поданы исковые заявления в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону к двум из пяти собственников: ФИО3 (гражданское дело ) и ФИО4 (гражданское дело ) об освобождении земельного участка путем демонтажа самовольно установленною металлического гаража.

Данные гаражи расположены на земельном участке по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, административным ответчиком не представлено доказательств выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных Постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 28.01.2022 N 70 "Об утверждении порядка выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону", а именно:

- в течение 10 рабочих дней с момента выявления временного объекта (или получения информации о таком объекте), расположенного на территории города Ростова-на-Дону, уполномоченный орган:

- осуществляет сбор документов, подтверждающих факт самовольного размещения временного объекта, путем направления запросов в государственные органы, отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Ростова-на-Дону;

- осуществляет выезд и обследование временного объекта;

- составляет заключение о правомерности (неправомерности) размещения временного объекта (далее - заключение) по форме, установленной приложением N 2 к настоящему постановлению.

В случае отсутствия оснований размещения временного объекта в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем подготовки заключения, уполномоченный орган осуществляет подготовку требования об устранении нарушений (далее - требование) по форме, установленной приложением N 3 к настоящему постановлению (п.2.3.).

Уполномоченный орган не позднее следующего рабочего дня со дня подготовки требования:

- размещает требование на официальном Интернет-портале городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону;

- размещает копию требования на самовольно размещенном временном объекте (производится его фотофиксация);

- в случае выявления лица, осуществившего самовольное размещение временного объекта, направляет указанному лицу требование заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает требование указанному лицу нарочным с отметкой о получении.

В случае отказа лица, осуществившего самовольное размещение временного объекта, от получения требования специалистом уполномоченного органа делается соответствующая отметка с указанием причины отказа.

Выполнение иных действий, действительно направленных на демонтаж гаражей не представлено. По сути, выполненные носят характер планирования, доказательства их перехода со стадии планирования в стадию реализации, не представлены.

Таким образом, совокупность бездействия со стороны Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону в данном случае имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Чагаян ФИО13ФИО15.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Кировского района г.Ростова- на-Дону, выразившееся в неосуществлении мероприятий, предусмотренных Порядком выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденным Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении самовольно установленных временных строений (гаражей), расположенных вдоль восточной границы земельного участка кадастровый по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону осуществить в отношении каждого из самовольно установленных временных строений (гаражей), расположенных вдоль восточной границы земельного участка кадастровый по адресу: <адрес> все действия, предусмотренные Порядком выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных временных объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденным Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 19.08.2022 года.