ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-323/2021 от 27.07.2021 Кумторкалинского районного суда (Республика Дагестан)

Дело №2а-323/2021

Решение

Именем Российской Федерации

27 июля 2021 года с.Коркмаскала

Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Амиралиевой У.И., при секретаре судебного заседания Уллубиевой А.И.,

рассмотрев административное дело по административному иску заместителя прокурора Кумторкалинского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы администрации МО «село Учкент» в части непринятия мер по разработке и подготовке к утверждению изменений в генеральный план МО «село Учкент», в части обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия и обязании принять меры по устранению нарушений,

установил:

Заместитель прокурора Кумторкалинского района РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации МО «село Учкент» по непринятию мер по разработке и подготовке к утверждению изменений в генеральный план МО «село Учкент», в части обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия и обязании принять меры по устранению нарушений. В обоснование иска указал, что в ходе проверки в деятельности главы администрации МО «село Учкент» были выявлены нарушения требований градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия. При разработке проекта Генерального плана сельского поселения не были определены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые расположены в границах зон объектов культурного наследия. Указанные нарушения допущены по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации МО «село Учкент» и отсутствия должного контроля за деятельностью подчиненных работников со стороны руководства. В связи с этим, прокуратурой района 12.05.2021 в адрес главы МО «село Учкент» внесено представление об устранении требований градостроительного законодательства. В прокуратуру района 07.06.2021 поступил ответ из администрации МО «село Учкент» с подтверждением имеющихся нарушений, с приложением копии распоряжения о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения требований градостроительного законодательства. Однако на сегодняшний день нарушения градостроительного законодательства не устранены, соответствующие изменения в Генеральный план МО «село Учкент» не внесены. Просит признать незаконным бездействие главы администрации МО «село Учкент» в части непринятия мер по разработке и подготовке к утверждению изменений в Генеральный план МО «село Учкент», в части обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия и обязании принять меры по устранению нарушений.

Административный истец в лице прокурора, будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик в лице главы администрации МО «село Учкент» Кумторкалинского района РД на судебное заседание, будучи извещенным надлежащим образом, не явился, о причинах своей неявки суд не известил.

На основании ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, без ведения аудиопротоколирования судебного заседания.

Исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения муниципальных районов и сельских поселений, в том числе по территориальному планированию муниципальных образований, в порядке, предусмотренном Градостроительным Кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.14 названного Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы связанные с утверждением генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждением подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Также согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-Ф3 охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно представленному Агентством по охране объектов культурного наследия Республики Дагестан в прокуратуру района информации от 29.04.2021 № 908/21 и перечню выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), подлежащих государственной охране по Республике Дагестан (Кумторкалинский район), в границах МО «Село Учкент» имеются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), в том числе «Учкентские наскальные изображения», «Курганные группы» и другие.

В МО «село Учкент» имеется генеральный план, утвержденный Решением Собрания депутатов МР «Кумторкалинский район» от 04.08.2017 № 18-У1-СД.

На основании ч.7 ст.24 Градостроительного Кодекса РФ при наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и ст.27 Градостроительного Кодекса РФ.

Таким образом, при разработке проекта Генерального плана сельского поселения должны были быть определены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые расположены в границах зон объектов культурного наследия.

В соответствии со ст.ст.39, 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С учетом вышеизложенного, бездействие главы МО «село Учкент» следует признать незаконным, поскольку при разработке проекта генерального плана сельского поселения не были определены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые расположены в границах зон объектов культурного наследия, а указанные нарушения допущены по причине отсутствия должного контроля главой МО «село Учкент».

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

Административный иск заместителя прокурора Кумторкалинского района Республики Дагестан удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования «село Учкент» Кумторкалинского района Республики Дагестан в части непринятия мер по разработке и подготовке к утверждению изменений в генеральный план МО «село Учкент», в части обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Обязать главу администрации МО «село Учкент» Кумторкалинского района Республики Дагестан принять конкретные меры по разработке и подготовке к утверждению изменений в генеральный план МО «село Учкент», в части обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) необходимо сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий Амиралиева У.И.