ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3254/21 от 08.12.2021 Истринского городского суда (Московская область)

Административное дело №2а-3254/21

УИД : 50RS0015-01-2021-004863-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Истринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Чугуновой М.Ю.,

при секретаре Звонковой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Барышева Владимира Ивановича к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, заинтересованное лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области об оспаривании действий (бездействия) Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу об отказе исключить из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области сведения об объектах недвижимости, у с т а н о в и л:

Административный истец Барышев В.И., уточняя требования, обратился в суд с административным иском к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области об оспаривании действий (бездействия) Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу об отказе исключить из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области сведения об объектах недвижимости, которые носят недостоверных характер.

В обоснование заявленных требований указал, что в настоящее время у него на территории городского округа Истра Московской области имеются на праве частной собственности земельные участки с кадастровыми номерами 50 расположенные по адресу: Московская область, Истринский район, Бужаровское сельское поселение, деревня Никитское, по сведениям ведомственной информационной системы дата их постановки на кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГ.

С момента приобретения в собственность указанных земельных участков и их постановки на кадастровый учет, он стал заниматься освоением, содержанием и благоустройством этих участков.

Вместе с тем, в получении разрешительных документов на строительство индивидуальных жилых, садовых или дачных домов с хозпостройками на принадлежащих ему земельных участках органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Московской области было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что указанные земельные участки расположены в границах «Зоны лесов» и отображены на Генеральном плане городского округа Истра как «территория двойного учета».

Он обратиться ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области по вопросу исключения недостоверных сведений в части пересечения границ Истринского Лесничества Московской области с границами указанных земельных участков.

Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области а адрес Барышева В.И. было направлено письмо , где указано, что «Согласно статьи 57 Градостроительного кодекса РФ документы для размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности направляются органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими или утвердившими документы, содержащиеся в которых сведения подлежат размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Вместе с тем, актуальные сведения о границах Истринского Лесничества, утвержденные соответствующим приказом Федерального агентства лесного хозяйства с учетом информации из указанного письма, для размещения в ИСОГД в соответствии с требованиями статьи 57 Градостроительного кодекса РФ в Мособлархитектуру не поступали», что не позволяет Комитету подготовить положительное решение по заявленному вопросу.

Иных оснований для отказа в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ в решении Мособлархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ не приведено.

Письмом РОСЛЕСХОЗА от ДД.ММ.ГГГГ заявителю разъяснено, что полномочия по ведению ИСОГД Московской области возложены на Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, куда необходимо обращаться, поскольку РОСЛЕСХОЗ не является участником технологических процессов ИСОГД Московской области.

Указал, что он не может реализовать свои права правообладателя указанных земельных участков для подготовки соответствующей градостроительной, проектной и иной документации для строительства объектов капитального строительства, поскольку в результате бездействия Мособлархитектуры, в ИСОГД продолжают содержаться недостоверные сведения о его земельных участках в части наложения (пересечения) границ этих земельных участков на земли лесного фонда Истринского Лесничества Московской области.

Уточняя требования, просит суд признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, выразившееся в неисполнении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ (Вх. ) об исключении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области, возложении обязанности об исключении из информационной системы сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50 об их частичном расположении на землях лесного фонда, обязании Комитета по архитектуре и градостроительству направить копию решения в заинтересованный орган местного самоуправления городского округа Истра для размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности местного самоуправления достоверных (актуальных сведений) о границах Истринского Лесничества.

Административный истец Барышев В.И. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области представитель по доверенности Мамедов Т.Т. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставил письменные возражения.

Заинтересованное лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Судом установлено, что Барышев В.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами : , по адресу: <адрес>

В получении разрешительных документов на строительство индивидуальных жилых, садовых или дачных домов с хозпостройками (хозблоки, гаражи, бани) на принадлежащих Барышеву В.И. на праве собственности земельных участках органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Московской области было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что указанные земельные участки расположены в границах «Зоны лесов» и отображены на Генеральном плане городского округа Истра как «территория двойного учета».

Барышев В.И. обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области по вопросу исключения недостоверных сведений в части пересечения границ Истринского Лесничества Московской области с границами указанных земельных участков.

Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области в адрес Барышева В.И. было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ. В письме, со ссылкой на ст. 57 Градостроительного кодекса, п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что документы для размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности направляются органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими или утвердившими документы, содержащиеся в которых сведения подлежат размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Вместе с тем, актуальные сведения о границах Истринского Лесничества, утвержденные соответствующим приказом Федерального агентства лесного хозяйства с учетом информации из указанного письма, для размещения в ИСОГД в соответствии с требованиями статьи 57 Градостроительного кодекса РФ в Мособлархитектуру не поступали.

Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области также сообщил заявителю, что при осуществлении градостроительной деятельности учитывается информация, полученная письмом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами не имеют пересечений с границами Истринского лесничества.

Согласно части 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (ч. 1.1 ст. 57 ГрК РФ).

В соответствии с Положением о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, полномочиями по ведению государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, наделен Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура).

Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ создана государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД Московской области) и утверждено положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области. Оператором ИСОГД Московской области является ГБУ МО «Мособлгеотрест».

ИСОГД Московской области представляет собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

В соответствии с п. 3.1 Постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области» в процессе ведения ИСОГД Московской области выполняются следующие процедуры: учет градостроительной документации, поступившей для размещения в ИСОГД Московской области; регистрация градостроительной документации для ее размещения в ИСОГД Московской области; размещение градостроительной документации в ИСОГД Московской области; предоставление содержащихся в ИСОГД Московской области сведений заинтересованным лицам.

Полномочиями по корректировке пространственных границ лесничеств, в том числе по изменению (установлению) границ соответствующих лесничеств, Мособлархитектура, либо ГБУ МО «Мособлгеотрест» не обладают.

Процесс наполнения ИСОГД Московской области осуществляется посредством направления уполномоченными органами копий соответствующих утвержденных документов, в которых содержатся сведения, подлежащие размещению в ИСОГД Московской области.

Процедура передачи материалов для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 57 ГрК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 57 ГрК РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, принявшие, утвердившие, выдавшие документы, материалы, которые подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности или сведения о которых подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение пяти рабочих дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов, материалов направляют соответствующие документы, материалы, сведения о документах, материалах в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующих документов, материалов, сведений о документах, материалах обеспечивают их размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 57 ГрК РФ документы для размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности направляются органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими или утвердившими документы, в которых содержатся сведения, подлежащие размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

При этом данной нормой прямо предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, обеспечивают только размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности документов, материалов, сведений о документах, материалах, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия.

Согласно п. 4.4 Постановления Правительства Постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ актуализация документов и сведений, содержащихся в ИСОГД Московской области, осуществляется Оператором в случае, когда в ИСОГД Московской области размещается документ, который разработан и утвержден в качестве дополнения к ранее размещенному в ИСОГД документу.

Учитывая изложенное, внесение данных о пространственных границах лесного фонда в ИСОГД Московской области осуществляется Оператором на основании документов, материалов, сведений о документах, материалах, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия от органа исполнительной власти, уполномоченного в области лесных отношений.

Как следует из материалов дела, в рамках государственной услуги по приведению сведении государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости Комитетом лесного хозяйства Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером , из которого впоследствии образованы земельные участки с кадастровыми номерами вынесен акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ ГУ.

ДД.ММ.ГГГГ за отсканированный акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером Комитетом лесного хозяйства Московской области направлен в Мособлархитектуру для отражения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД Московской области). Указанный акт размещен в ИСОГД Московской области (слой «Уточнение границ ГЛФ»).

Государственная услуга по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в настоящее время осуществляется на основании распоряжения Комитета лесного хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведении государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости» (Административный регламент).

В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 6.1.1 Административного регламента, Мособлкомлесом составляется акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».

Электронный образ указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.

Вышеуказанным административным-регламентом предусмотрено, что уполномоченный орган только размещает в ИСОГД Московской области электронные образы указанных актов Мособлкомлеса, что в рассматриваемом случае было исполнено, электронный образ акта размещен в ИСОГД Московской области.

Согласно ч 4 ст. 6.1 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. Пунктом 9 статьи 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношении относятся, проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства, находящееся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункты 1, 2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», - далее Положение ).

Согласно п ДД.ММ.ГГГГ Положения к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов в соответствии с ч. 4 ст. 68.1 ЛК РФ при установлении и изменении границ лесничеств уполномоченный федеральный орган исполнительной власти подготавливает графическое описание местоположения границ лесничеств, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ Истринского лесничества в Московской области» вместе с графическим описанием местоположения границ лесничеств направлен для размещения в ИСОГД Московской области Комитетом лесного хозяйства Московской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

Также данным письмом Комитет лесного хозяйства Московской области подтверждил, что Федеральным агентством лесного хозяйства издаются приказы об установлении границ лесничеств, расположенных на территории Московской области.

Предоставленные Комитетом лесного хозяйства Московской области сведения о пространственных границах Истринского лесничества Московской области отображены в ИСОГД Московской области (слой «Гослесфонд»).

Впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами исключены из границ Истринского лесничества по сведениям ЕГРН, что подтверждается ответами Росреестра и Рослесхоза.

В соответствии с решением о приведении в соответствие сведений государственного лесного реестра со сведениями Единого государственного реестра недвижимости ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречии в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» и внесении изменений в документированную информацию государственного лесного реестра. Комитетом лесного хозяйства Московской области в пределах своих полномочий изданы акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра, в том числе в отношении Истринского филиала ГКУ МО «Мособллес», с координатным описанием в соответствии с выпиской из ЕГРН о ЗОУИТ Истринского лесничества Московской области (реестровый ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (Акт ЛА от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ за № лесного хозяйства Московской области в рамках осуществления электронного взаимодействия с использованием системы межведомственного документооборота (МСЭД) в адрес Мособлархитектуры направлены отсканированные акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра для отражения в Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД МО). Указанный акт размещен в ИСОГД Московской области (слой «Гослефонд»).

Таким образом, в настоящее время пространственные границы Истринского лесничества Московской области в районе рассматриваемой территории отображены, как Истринское лесничество Московской области (Границы по приказам Рослесхоза, исключённые Росреестром).

Кроме того, сведения о пространственных границах Истринского лесничества Московской области, размещенные в ИСОГД Московской области, с учетом представленной Комитетом лесного хозяйства Московской области информации о координатном описании в соответствии с выпиской из от ДД.ММ.ГГГГ « ЗОУИТ Истринского лесничества Московской области (реестровый номер соответствуют сведениям публичной кадастровой карты и сведениям ЕГРН.

Письмо Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого административный истец основывает свои требования и в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами с границами лесничеств не пересекаются, вопреки доводам заявителя размещено в ИСОГД Московской области (слой «Уточнение границ ГЛФ»). Указанная информация была доведена до сведения административного истца письмом от ДД.ММ.ГГГГТГ-3759, согласно которому, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области сообщил заявителю, что при осуществлении градостроительной деятельности учитывается информация, полученная письмом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, все направленные Комитетом лесного хозяйства Московской области и Рослесхозом документы, в которых содержатся сведения, подлежащие размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в отношении рассматриваемой территории были в установленной порядке учтены, зарегистрированы и размещены в ИСОГД Московской области.

При этом в соответствии с п. 4.3 Постановления Правительства Постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ оператор не несет ответственность за полноту и достоверность информации, предоставляемой для размещения в ИСОГД Московской области.

Более того, сведения, размешенные в ИСОГД Московской области, не могут никаким образом затрагивать права и законные интересы заявителя, поскольку ч. 7.1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусмотрено, что с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесничеств в соответствии с частями 15 и 15.1 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления территориального планирования,-оказания государственных услуг и осуществления государственных функций в сфере лесных отношений применяются сведения о границах лесничеств, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не установлено нарушения прав административного истца действиями ответчика и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-182 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Барышева Владимира Ивановича о признании незаконным бездействия Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, выразившееся в неисполнении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ г. об исключении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области, возложении обязанности об исключении из информационной системы сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами об их частичном расположении на землях лесного фонда, обязании Комитета по архитектуре и градостроительству направить копию решения в заинтересованный орган местного самоуправления городского округа Истра для размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности местного самоуправления достоверных (актуальных сведений) о границах Истринского Лесничества - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение

составлено ДД.ММ.ГГГГ