ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-325/1924АП от 24.04.2019 Колпинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-325/19 24 апреля 2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга

В составе председательствующего судьи Воробьевой С.А.

При секретаре Малаховой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО5ФИО7 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании действий незаконными,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, просит признать действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в не регистрации, в не направлении отпечатанных на принтере обращений, написанных под копировальную бумагу обращений и восстановить права путем принятия регистрации направления обращений, заявлений ходатайств жалоб и т.д. В обоснование иска указывает, что с 23.04.2018 г. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Т.к. уголовное дело в отношении истца является сложным, многотомным, истец состоит в переписке с различными органами государственной власти, должностными лицами. Кроме того вынужден постоянно защищать свои права и свободы, которые нарушаются администрацией СИЗО, должностными лицами ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, ГСУ ГУ МВД России по СПб и ЛО и другими. Без объяснения причин, без выдачи на руки разъяснений ответчик ФКУ СЗИО-1 с 20.10.2018 отказывается принимать, регистрировать и отправлять обращения, заявления, ходатайства, жалобы и т.д. в отпечатанном на принтере виде, а также написанные под копировальную бумагу, либо откопированные на копировально-множительной технике. Данный отказ противоречит п.п. 91-98 Правил внутреннего распорядка, ФЗ-103, ФЗ-59, Конституции Российской Федерации, в которых не содержится запрета отправки отпечатанных на принтере обращений.

Уточнив требования, административный истец просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в ненаправлении отпечатанных на принтере обращений, зарегистрированных в журнале за 22-25.10.2018 г., а также в не регистрации отпечатанных на принтере обращений за период с 20.10.2018 г. по 19.12.2018 г.

Представитель административного ответчика возражает против иска, указывает, что истец обращался с жалобами в октябре, ноябре, декабре 2018 г. Вся корреспонденция адресованная прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и т.д. направлялись в полном объеме. Административным истцом не представлено доказательно, что ему было отказано в реализации прав, предусмотренных законом № 103-ФЗ.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Статьей 16 указанного Федерального закона установлено, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Во исполнение требований статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее Правила)

Исходя из положений пункта 93 приведенных Правил, а также пункта 6 Приказа ФСИН России от 10 августа 2011 года N 463 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации СИЗО, регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных и докладываются начальнику СИЗО, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения.

Согласно п.94 Правил предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Согласно п.95 Правил предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией СИЗО и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

В соответствии со ст.98 Правил оплата расходов по пересылке предложений, заявлений и жалоб, за исключением кассационных жалоб и жалоб, перечисленных в пункте 94 настоящих Правил, производится за счет отправителя. При отсутствии у подозреваемого или обвиняемого денег на лицевом счете расходы производятся за счет СИЗО (за исключением телеграмм).

Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При этом указанное положение надлежит рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон.

В подтверждение приведенных доводов и нарушения прав административного истца ФИО1 представлены следующие доказательства.

Из ответа заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.11.2018 г. на обращение ФИО1 от 26.11.2018 г. усматривается, что администрация ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области не может принимать корреспонденцию (в том числе привлеченного к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве (ст.77.1 УИК РФ), напечатанную на принтере. Согласно приказу Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» каждый осужденный вправе письменно или устно обращаться от своего имени с предложениями, заявлениями, ходатайствами или жалобами в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, в также в организации, защищающие интересы осужденных. При этом пишущие машинки и другая компьютерная оргтехника входит в перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе. В соответствии с ч.1 ст.91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. (л.д.23)

На обращение от 25.10.2018 г. ФИО1 был дан ответ, что на основании ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ФЗ-59 от 02.05.2006 жалобы, заявления, ходатайства подаются в письменной форме. (л.д.40)

ФИО1 представлены возвращенные ему отпечатанные жалобы, адресованные в Санкт-Петербургский городской суд от 22.10.2018 г., на которых имеется оттиск штампа «ФКУ СИЗО-1 принято». (л.д.60-99, 102, 104-105, 135, 141, 142, 144, 148-150, 152)

Административным ответчиком в обоснование своих возражений представлена книга учета жалоб и заявлений, направленных в суд, прокуратуру и другие органы, ФКУ СЗИО-1, начата 28.08.18 г., в которой содержатся сведения о направлении, в том числе обращений ФИО1, начиная с 26.10.2018 г. Представлены

реестры на отправленную корреспонденцию через почтовое отделение с 09.11.2018 г.

Представленные документы содержат сведения о направлении обращений ФИО1 в различные органы в указанный истцом период.

Вместе с тем представленная ответчиком копия листов разносной книги № 1220 за период с 14.01.2018 г. по 25.12.2018 г. не содержит сведений о направлении обращений ФИО1 от 22.10.2018 г. (л.д.155)

Реестр 118 от 22.10.2018 и Реестр № 119 от 23.10.2018 г. на корреспонденцию, отправленную через почтовое отделение, также не содержит сведений о направлении жалоб ФИО1 от 22.10.2018 г. в Санкт-Петербургский городской суд. (л.д.164, 165)

Административным ответчиком не оспорен факт возврата отпечатанных жалоб ФИО1 от 22.10.2018 г. Доводы о запрете осужденным иметь пишущие машинки и другую компьютерную оргтехнику не могут являться основанием для отказа в принятии, отправке и основанием для возврата отпечатанных обращений.

Рассмотрев представленные доказательства, суд считает, что административным истцом подтвержден факт нарушения его прав. Тогда как административным ответчиком доказательств того, что жалобы ФИО1 от 22.10.2018 г. были приняты, зарегистрированы и направлены, административным ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению требования ФИО1 в части признания незаконными действий административного ответчика, выразившиеся в отказе в принятии отпечатанных на принтере обращений, жалоб и заявлений ФИО1, поданных 22 октября 2018 г.

В связи с отсутствием сведений об актуальности этих обращений на дату принятия решения, суд не усматривает оснований для возложения на административного ответчика каких-либо обязанностей, связанных с направлением данных обращений.

Что касается иных дат оспариваемого периода, то представленные ответчиком документы содержат сведения о направлении обращений ФИО1, суду не представлено достаточных доказательств возврата отпечатанных обращений ФИО1 в иные даты оспариваемого периода.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст.218, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в отказе в принятии отпечатанных на принтере обращений, жалоб и заявлений ФИО1 ФИО6ФИО8, поданных 22 октября 2018 г.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение изготовлено 29.04.2019 г.