Дело № 2а-326/2022
34RS0001-01-2021-006158-08
Решение
Именем Российской Федерации
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Певневой О.В.,
при секретаре судебного заседания Марининой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крымской таможни к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и пени,
установил:
Крымская таможня обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей в размере 712 741,48 рублей, из которых: 356 370,74 рублей – таможенные платежи; 356 370,74 рублей – пени.
Свои требования мотивирует тем, что 22 августа 2018 года Крымской таможней выставлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10010000/Ув2018/0000136 в связи с невывозом за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенного по пассажирской таможенной декларации № 10010012/190115/В0004445 на территорию Евразийского экономического союза транспортного средства - автомобиля марки «HYUNDAI LANTRA», <данные изъяты>, до истечения предельного максимального срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Согласно пассажирской таможенной декларации № 10010012/190115/В0004445 от 19 января 2015 года гражданином Украины ФИО1 временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство - автомобиль марки «HYUNDAI LANTRA», <данные изъяты>. Таможенным постом срок временного ввоза автомобиля марки «HYUNDAI LANTRA» был установлен до 19 апреля 2015 года. В установленный таможенным органом срок гражданин ФИО1 автомобиль марки «HYUNDAI LANTRA» за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез. В таможенные органы государств - членов ЕАЭС для осуществления таможенного декларирования с целью выпуска в свободное обращение, либо с целью обратного вывоза или помещения под иные таможенные процедуры транспортного средства марки «HYUNDAI LANTRA» ФИО1 не обращался, и причитающиеся к уплате таможенные платежи в связи с нахождением транспортного средства на таможенной территории ЕАЭС сверх установленных законодательством сроков, не оплачивал. Красноперекопским таможенным постом Крымской таможни 15 августа 2018 года принято решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования № 10010012/150818/ТСЛП/0010. В соответствии требованиями действующего законодательства должнику ФИО1 выставлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10010000/Ув2018/0000136 от 22 августа 2018 года, которое направлено заказными письмами по адресам: <адрес> Однако в установленный Законом № 311- ФЗ и № 289-ФЗ срок уведомление исполнено не было, что послужило основанием для предъявления в суд настоящего административного иска.
Также административный истец обратился с заявлением о восстановлении пропущенного срока, где указал, что 27.09.2018 Крымской таможней выставлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №10010000/Ув2018/0000136 от 22 августа 2018 года, в связи с не вывозом за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенного транспортного средства. Уведомление было направлено по имеющемуся у Крымской таможни адресу. Согласно сведениям, указанным в паспорте, ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, другие данные и банковские счета не известны. Иными сведениями о месте нахождения или проживания ФИО1 на территории Российской Федерации Крымская таможня не располагала. На момент вынесения таможенным постом решения по результатам таможенного контроля № 10010012/150818/ТСЛП/0010 информация об адресах регистрации на территории РФ в отношении ФИО1 отсутствовала. 06.12.2018 Крымская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района республики Крым с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание таможенных пошлин и пени с ФИО1 по месту нахождения организации, являющейся заявителем в соответствии со ст. 24 КАС РФ. Определением мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района республики Крым от 12.12.2018 по делу № 9а-6-34/2018 (Ма-0059/2018), Крымской таможне было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. 21.01.2019 Крымская таможня обратилась в Железнодорожный районный суд г. Симферополя республики Крым с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 таможенных пошлин и пени. Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя республики Крым от 23.01.2021 административное исковое заявление Крымской таможне возвращено со всеми приложенными к нему документами, в связи с отсутствием сведений о регистрации или постоянном месте проживания ФИО1 на территории РФ. Апелляционным определением Верховного суда республики Крым от 11.03.2019 по делу № 33а-3090/2019 определение Железнодорожного районного суда г. Симферополя республики Крым от 23.01.2019 по административному материалу № 9а-34/2019 оставлено без изменения. Таможенным органом в целях установления фактов, свидетельствующих о завершении временного ввоза транспортного средства марки «HYUNDAI LANTRA», осуществлён ряд мероприятий в отношении транспортного средства. Во исполнение Плана-графика мероприятий, направленных на подтверждение сведений о наличии/отсутствии на территории Российской Федерации денежных средств и/или иного имущества иностранных физических лиц — плательщиков таможенных платежей, пеней, утвержденных Распоряжением Крымской таможни от 01.07.2019 № 34-р «О создании рабочей группы» (далее по тексту План-график), п. 1.2 протокола Крымской таможни совещания у руководителя рабочей группы № 10 от 06 сентября 2019 года (далее по тексту протокол № 10) в целях получения информации в отношении физических лиц - должниках отделом таможенных платежей направлен запрос в МВД по Республике Крым от 13 мая 2020 года № 09-29/05311, получен ответ от 01 июня 2021 года №48/10937 (вх. КТ от 04 июня 2020 года) с приложением досье из базы данных АС «ЦБДУИГ» в отношении ФИО1, в которой зафиксировано, что последний 15 июня 2017 года приобрел гражданство Российской Федерации. Орган обращения - отдел по вопросам миграции отдела полиции № 5 УМВД России по городу Волгограду ГУ МВД России по Волгоградской области. В целях подтверждения информации о приобретении гражданства Российской федерации, получении паспорта гражданина Российской Федерации, а так же получения сведений о постановке на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) отделом таможенных платежей направлен запрос в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области от 3 августа 2020 года № 09-25/09295, на который получен ответ от 26 августа 2020 года № 19/5795 (вх. КТ от 31 августа 2020 года), согласно которому ФИО1 документирован паспортом гражданина <данные изъяты>. Информация о постановке на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в ответе Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области отсутствовала. Во исполнение Плана-графика, п. 1.2 протокола № 10 в целях получения информации в отношении физических лиц - должников отделом таможенных платежей направлен запрос в МВД по Республике Крым от 12 ноября 2020 года № 09-29/12788, получен ответ от 27 ноября 2020 года № 48/33017 (вх. КТ от 21 декабря 2020 года) с приложением досье из базы данных АС «ЦБДУИГ» в отношении гражданина ФИО1, в котором зафиксировано, что ФИО1 в период с 16 сентября 2016 года по 08 сентября 2019 года был зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>. Во исполнение Плана-графика мероприятий, утвержденных Распоряжением Крымской таможни от 19 марта 2021 года № 9-р «О создании рабочей группы», п. 1.2 протокола № 10 от 06 сентября 2019 года отделом таможенных платежей целях получения информации в отношении физических лиц-должников направлен запрос в МВД по Республике Крым от 18 мая 2021 № 09- 29/05662, получен ответ от 10 июня 2021 № 48/21627 (вх. КТ от 07 июля 2021 года) с приложением информации по Форме № 1П в отношении гражданина ФИО1, в которой зафиксировано, что гражданин ФИО1 с 16 сентября 2016 года по настоящее время зарегистрирован по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>.
В связи с чем, ФИО1 по адресу места пребывания на территории Российской Федерации заказным письмом от 12 июля 2021 года № 10-22/07901 повторно направлена копия уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10010000/Ув2018/0000136 по адресу места пребывания на территории РФ.
Однако в установленный срок уведомление не исполнено. Статья 24 КАС РФ устанавливает, что административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации. Принимая во внимание изложенное, Крымская таможня, пользуясь процессуальными правами, определенными в части 1 статьи 24 КАС РФ, направила 18.08.2021 за исходящим номером № 03-15/09351 заявление мировому судье судебного участка № 75 Ворошиловского судебного района города Волгограда Волгоградской области о выдаче судебного приказа на взыскание таможенных пошлин и пени с гражданина ФИО1 по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации. Определением мирового судьи судебного участка № 75 Ворошиловского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 08.09.2021, Крымской таможне в принятии заявления отказано. В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требований об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии уважительности причин пропуска срока и наличии оснований для его восстановления. Административный истец, считает, что установленный ст. 286 КАС РФ шестимесячный срок пропущен по уважительной причине и просит суд восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Представитель административного истца Крымской таможни в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживает требования в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой почты – истек срок хранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
Как следует из пассажирской таможенной декларации № 10010012/190115/В0004445 от 19 января 2015 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 19 января 2015 было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство автомобиль «HYUNDAI LANTRA», <данные изъяты> Таможенным постом установлен срок временного ввоза автомобиля марки до 19 апреля 2015 года (л.д.26).
Красноперекопским таможенным постом Крымской таможни 15 августа 2018 года принято решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования № 10010012/150818/ТСЛП/0010, согласно которому установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства «HYUNDAI LANTRA», <данные изъяты> влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов 18.01.2016 в соответствии со ст. 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза у ФИО1 (л.д. 25).
22 августа 2018 года Крымской таможней в отношении ФИО1 вынесено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10010000/Ув2018/0000136, согласно которому ФИО1 начислены таможенные пошлины в размере 356 370 рублей 74 копеек и пеня в размере 131 230 рублей 57 копеек.
Почтовое отправление было направлено ФИО1 по адресу <адрес> (л.д. 32).
В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате таможенных платежей в установленный срок Крымская таможня направила мировому судье судебного участка N 76 Волгоградской области заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по таможенным платежам, пени. Определением мирового судьи от 08.09.2021 года отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 денежных сумм в счет уплаты, установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В период времени со дня ввоза транспортного средства и до возникновения обязательства вывоза транспортного средства, действовал Таможенный кодекс Таможенного союза и Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
На момент направления уведомления о неуплаченных в установленные сроки суммах таможенных пошлин и налогов действовал Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в действие с 01 января 2018 года допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Согласно пункту 5 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров ЕАЭС, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусматривающие признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании факта их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 Кодекса ТК ЕАЭС (пункт 7 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В силу части 3 статьи 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.
Согласно материалам дела 22 августа 2018 года Крымской таможней в отношении ФИО1 вынесено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10010000/Ув2018/0000136, согласно которому ФИО1 начислены таможенные пошлины в размере 356 370 рублей 74 копеек и пеня в размере 131 230 рублей 57 копеек.
Почтовое отправление было направлено 04.04.2016 административному ответчику по адресу: <адрес>
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (действовавшей на момент выставления уведомления), взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Согласно части 11 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Частью 14 указанной нормы предусмотрено право таможенного органа при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке начислять пени при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. Также право на уточнения исковых требований на дату вынесения решения.
Расчет задолженности, представленный административным истцом, в судебном заседании проверен и у суда сомнений не вызывает, поскольку он составлен математически верно, в соответствии с нормами действующего законодательства, административным ответчиком не оспорен, доказательств полного или частичного погашения задолженности не представлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в установленный таможенным органом срок ФИО1 транспортное средство - автомобиль марки «HYUNDAI LANTRA», <данные изъяты> за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза не вывезено. Обязанность по уплате таможенных платежей, в сроки, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации, не исполнил.
Также административный истец просит восстановить срок для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также принимая во внимание, что Крымской таможней последовательно предпринимались меры по взысканию с ФИО1 задолженности по уплате обязательных платежей и пени: направлялось налоговое уведомления, предпринимались меры по установления места регистрации административного ответчика, подавалось заявление к мировому судье о выдаче судебного приказа и в районный суд с административным иском о взыскании таможенных платежей, суд приходит к выводу, что пропущенный срок предъявления административного искового заявления в суд подлежит восстановлению, поскольку пропущен по уважительным причинам.
На основании выводов судебного разбирательства и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
восстановить Крымской таможне установленный ч. 2 ст. 186 КАС РФ срок на обращение с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с ФИО1 по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10010000/Ув2018/0000136 от 22.08.2018.
Взыскать с ФИО1 в пользу Крымской таможни 356370 рублей 74 копейки таможенных платежей и пени в размере 356370 рублей 74 копеек, а всего 712 741 рублей 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение 1 месяца.
Судья: (подпись).
Копия верна.
Судья: О.В. Певнева
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2022.