ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3276/18 от 22.10.2018 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-3276/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Мухиной Е.В.,

при помощнике ФИО1,

c участием представителя административного истца – ведущего юрисконсульта правового отдела Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» ФИО2 по доверенности,

представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - административного ответчика – ФИО3 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (далее – Университет, административный истец) об оспаривании отказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании незаконным отказа в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке учебно-научной базы «Предуралье». Свои требования мотивирует тем, что владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным в д. Частые Кишертского района Пермского края, площадью 15060 тыс. кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. На данном участке расположена учебно-научная база «Предуралье». Для закрепления разрешенных видов и проектируемых объемов использования лесного массива, расположенного на указанном земельном участке, а также мероприятий по охране, защите и воспроизводству данных лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры Университету необходимо пройти государственную экспертизу проекта освоения лесов, в связи с чем Дата истец обратился с заявлением в Министерство природных ресурсов и экологии России о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов на данном земельном участке. Дата Министерством природных ресурсов и экологии России предоставлен ответ о том, что полномочия в области лесных отношений, в том числе, в части проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданы органам власти субъекта Российской Федерации. Дата административный истец обратился с заявлением в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Дата Министерство отказало в проведении государственной экспертизы, указав на то, что государственная экспертиза освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Представитель административного истца ФИО2 на удовлетворении исковых требований в судебном заседании настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО3 с требованиями не согласен, представил письменный отзыв.

Привлеченное судом к участию в деле Минприроды России с заявленными требованиями согласно в соответствии с письменным отзывом, полагает, что проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения относится к полномочиям минприроды края.

Управление Росприроднадзора по Пермскому краю явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

ГКУ «Кишертское лесничество» просило рассмотреть дело без участия представителя, позицию не высказало.

Федеральное агентство лесного хозяйства – Рослесхоз - о дне слушания извещен, отзыв не направил.

ФГБУ «Рослесинфорг» (Пермский филиал) с доводами иска не согласен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ландшафтными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи.

Государственную функцию по осуществлению государственного надзора в области ООПТ исполняет Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.

Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрен перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Частью 2 ст. 10 ФЗ № 172-ФЗ допускается перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) в случае, в том числе создания особо охраняемых территорий.

Частью 1 ст. 11 ФЗ № 172-ФЗ предусмотрен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в том числе в случае организации особо охраняемых природных территорий.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ).

В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе ландшафтные заказники.

В соответствии со статьями 22-24 Закона № 33-ФЗ на территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания.

Как установлено судом, ФГБОУВО «ПГНИУ» владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером ...

Дата ФГБОУВО «ПГНИУ» обратилось с заявлением в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

Дата Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края отказало в проведении государственной экспертизы, указав на то, что государственная экспертиза освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Исходя из ответа минприроды края от Дата леса на территории учебно-научной базы «Предуралье», ...

При этом, согласно свидетельству о праве собственности на землю от Дата, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПГНИУ» владеет на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком с Дата

Сведений о разработанных в отношении лесов, до Дата входящих в состав Кунгурского и Кишертского лесничеств Пермского края, лесохозяйственных регламентах, не представлено.

Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и Порядок его разработки. Проект освоения лесов содержит в своем составе сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов; в случаях, предусмотренных статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; сведения о рекультивации нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых земель (к сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами). В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 4 статьи 2 Закона № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Ландшафтный заказник «Предуралье» в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 06.03.2017 № СЭД-30-01-02-283 «Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения Ландшафтный заказник «Предуралье»» является особо охраняемой природной территорией регионального значения и образован без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, расположенных в границах территории ландшафтного заказника. Согласно п. 1.5 Положения, государственное управление в области организации и функционирования ландшафтного заказника, в том числе контроль за обеспечением соблюдения установленного режима особой охраны, осуществляется Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

Согласно п.п. 1.7 и 1.8 Положения, ландшафтный заказник занимает площадь ...

Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23 декабря 2011 года № 548, определяя требования к использованию лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности и в связи с этим возлагая обязанности на научные и образовательные организации по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, использованию лесов способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других объектов лесов, одновременно предписывают осуществлять лесопользование в соответствии с проектом освоения лесов, условиями договора аренды лесного участка, а также с лесохозяйственным регламентом лесничества лесопарка, в котором устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 указанного кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривая запреты на некоторые виды использования лесного участка (статьи 104 - 107), не отменяет возможности осуществления на этих участках научно-исследовательской и образовательной деятельности, что обусловлено характером научно-исследовательской и образовательной деятельности (экспериментальная или теоретическая работа, направленная на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных на применение этих знаний для достижения практических целей и решение конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов); при этом такая деятельность осуществляется с учетом особенностей использования той или иной категории защитности лесов, установленной законодательством.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений предусмотрены ст. 82 Лесного кодекса РФ.

Согласно пунктов 1, 2, 4 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Пунктом 3.4.6 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п, Министерство проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов.

Ландшафтный заказчик является особо охраняемой природной территорией регионального значения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный ответчик, указывая на то, что отказ вызван категорией земель – ООПТ, и отсутствием категории земель лесного фонда, действовал неправомерно; утверждение о том, что переданное полномочие Российской Федерации - проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, распространяется только в отношении лесного фонда, расположенного в границах лесничеств, сделано без учета позиции федерального законодателя, наделяющего полномочиями в области лесных отношений и не предполагающего возможности отказа в проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов в отношении земельных участков, включенных в особо охраняемые природные территории, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, в другом порядке, чем это предусмотрено федеральным законом.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанность провести государственную экспертизу проекта освоения лесов учебно-научной базы «Предуралье».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

...

Судья Е.В. Мухина

В ...