к делу №
УИД 23RS0№-35
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 марта 2022 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Шипуновой М.Н.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании действий и решений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании действий и решений.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на сооружение - сеть канализации складских помещений, 2004 г. строительства, протяженностью 9 метров, расположенного в пределах кадастрового квартала 23:43:0503001 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ осуществление регистрационных действий приостановлено со ссылкой на отсутствие копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право на заявленное сооружение.
В порядке апелляционного рассмотрения комиссией Росреестра принятое решение о приостановлении государственного кадастрового учета, оставлено без изменений.
ФИО2 полагает решения органа государственной регистрации незаконными и необоснованными, указывая, что является собственником нежилых помещений площадью 773,1 кв.м., и земельного участка под ними, расположенных по адресу: г. Краснодар, <адрес>. Система водоснабжения и канализации, пролегающая вдоль фасада здания до городских сетей построена в 2004 году исключительно для обслуживания принадлежащих ей объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией, оформленной МУП ВКХ «Водоканал».
Для защиты нарушенного права ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным иском, просит признать незаконным решения Управления, выраженного в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, обязать произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении сооружения – водопровода складских помещений 2004г. строительства, протяженностью 9 метров, расположенного в пределах кадастрового квартала 23:43:0402001, по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>, взыскать с Управления расходы на оплату государственной пошлины, стоимость услуг представителя 70 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 заявленные доводы административного иска поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в соответствии со статьями 96,99 КАС РФ, представил в материалы дела письменные возражения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье ст. 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носит заявительный характер, при этом вместе с заявлением о кадастровом учете заявителем или его представителем предоставляются необходимые для кадастрового учета документы, перечисленные в статье 14 указанного Закона.
В соответствии с п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости. : указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объект - незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистр прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистр прав.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистр прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется посредством проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрация прав.
В соответствии с абз. 3 п. 20 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Приказ №) сведения о: сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения.
В соответствии с абз. 4 п. 20 Приказа № если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, технические условия должны содержать данные о сроке действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, :предусмотренных законодательством Российской Федерации) при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
В соответствии с п. 12 Правил в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, Технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:
на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;
с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей водоснабжения и водоотведения также с учетом схем водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, для осуществления государственного кадастрового учета на основании технического плана в последнем должны быть указаны соответствующие сведения на основании проектной документации сооружения, а также документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела, ФИО2 обратилась в филиал ГАУ Краснодарского края «МФЦ» в городе Краснодаре, офис на <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № №1 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении сооружения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>, протяженностью 9,0 м. Вместе с заявлением были представлены следующие документы:
- технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, ФИО1;
- доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № №.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов Управлением было сформировано и направлено в адрес административного истца уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Государственная регистрация прав была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ.
В представленном на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав техническом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» указывается, что данный технический план сооружения подготовлен на основании рабочего проекта № от 2004 г., ООО «Тайдон» и документа, подтверждающего приемку - Технические условия № ИД-3-354-04 от ДД.ММ.ГГГГ При этом в указанных Технических условиях № ИД-3-354-04 от ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о сроке их действия - 3 года. Таким образом, данный документ не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, ввиду истечения срока действия технических условий. Срок действия истек ДД.ММ.ГГГГ, тогда как заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было подано ДД.ММ.ГГГГ, а технический план был подготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права обратилось ненадлежащее лицо, а именно: с заявлением об осуществлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права обратилась ФИО2, однако в пакете документов, представленном вместе с заявлением, отсутствует копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на сооружение, о кадастровом учете которого представлено заявление.
Административный истец в обоснование своей позиции и наличия права на спорный объект недвижимого имущества правоустанавливающих документов не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра действовало в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Административным истцом в нарушение требований ст.62 КАС РФ не представлено доказательств необоснованности принятого органом государственной регистрации решения, правовых оснований удовлетворения исковых требований ФИО2 суд не усматривает.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд в соответствии с требованиями ст. 11 КАС РФ не находит оснований и для взыскания с административного ответчика понесенных ФИО2 судебных расходов.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>, протяженностью 9,0 метров – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.
Лица, участвующие в деле, их представители, вправе знакомиться с протоколом и аудиопротоколом судебного заседания, записями на носителях информации.
В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Председательствующий: