ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3292/17 от 27.10.2017 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 27 октября 2017 года

Дело № 2а-3292/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 27 октября 2017 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием: представителя ответчика УФНС по РК – Михайлова А.А., представителя заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 8 – Сейдаметова Э.Р., представителя заинтересованного лица ТСН «ТСЖ «Панорама» - Кузьмина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Адамкова Сергея Николаевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Симферополю, Управлению Федеральной налоговой Службы по Республике Крым, с участием заинтересованных лиц – Товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Панорама», Ефименко Сергей Александрович, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой Службы России № 8 по Республике Крым о признании незаконным решения; обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Адамков С.Н. обратился в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Симферополю о признании незаконным решения о результатах рассмотрения жалобы от 19.06.2017 года № 07-21/00763-3Г@ по результатам проверки по обращениям в ИФНС РФ по гор. Симферополь, вх. № 309А и вх. № 310А от 10.03.2017 года; вх. № 3996А, вх. № 3990А и вх. № 3993А от 27.03.2017 года; признании незаконным решения ИФНС РФ по гор. Симферополю № 599А от 24.05.2017 года, на основании которого осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ТСН «ТСЖ «Панорама»; возложении обязанности на ИФНС по гор. Симферополю отменить государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица ТСН «ТСЖ «Панорама» на основании решения ИФНС РФ по гор. Симферополь № 599А от 24.05.2017 года и исключить изменения, внесенные в учредительные документы юридического лица ТСН «ТСЖ «Панорама» на основании решения ИФНС РФ по гор. Симферополь № 599А от 24.05.2017 года из ЕГРЮЛ.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры, расположенной в <адрес>. 03 августа 2016 года ИФНС по гор. Симферополь осуществлена государственная регистрация юридического лица ТСН «ТСЖ Панорама» по адресу: <адрес>. 10 марта 2017 года и 27 марта 2017 года истцом и его представителем были поданы в ИФНС по <адрес> заявления о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении ТСН «ТСЖ «Панорама», а также возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении ТСН «ТСЖ «Панорама». В обоснование включения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений было указано, что ТСН «ТСЖ «Панорама» зарегистрировано в нежилом доме , в котором нет квартир. В возражениях относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица было указано, что ТСН ТСЖ «Панорама» было инициировано и проведено 15.03.2017 года общее собрание в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, на котором была принята новая редакция Устава, в последующем представленного в ИФНС России по гор. Симферополю для регистрации вносимых изменений относительно адреса дома, в котором зарегистрировано ТСН «ТСЖ «Панорама». Вместе с тем, адрес местонахождения ТСН «ТСЖ «Панорама» не изменялся, в связи с чем указанные сведения являются недостоверными. Более того, документы, представленные ТСН «ТСЖ «Панорама» в ИФНС РФ по гор. Симферополю для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица не могли служить основанием для принятия решения ИФНС РФ по гор. Симферополь № 599А от 24.05.2017 года, так как протокол общего собрания собственников помещений дома от 15.03.2017 года не был подписан всеми собственниками дома, проголосовавшими за принятие новой редакции устава ТСН «ТСЖ «Панорама», в связи с чем представленные на регистрацию документы не соответствовали перечню документов, указанных в п. б) п. 1 ст. 17 Федерального Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года. Полагает, что у ИФНС по гор. Симферополю были основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТСН «ТСЖ «Панорама», однако его доводы необоснованно не были приняты во внимание при проведении регистрации, а также при рассмотрении его жалобы на решение о государственной регистрации внесенных изменений.

В судебное заседание истец и его представитель не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направили в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с госпитализацией на стационарное лечение.

Представитель ответчика УФНС России по Республике Крым исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в связи с поступлением в Инспекцию заявлений Адамкова С.Н. и его представителя о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении ТСН «ТСЖ «Панорама», а также возражений относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица, должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Крым было произведено обследование адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ТСН «ТСЖ «Панорама», по результатам которого был составлен акт обследования, из которого следует, что ТСН «ТСЖ «Панорама» находится по адресу государственной регистрации, сведения о котором включены в ЕГРЮЛ, а именно: <адрес> (девятиэтажный многоквартирный жилой комплекс), кв. , собственником которой является Ефименко С.А., являющийся председателем ТСН «ТСЖ «Панорама». В ходе проведения обследования Ефименко С.А. предоставил постановление Администрации города Ялта от 27.12.2016 года № 5514-п о присвоении ТСН «ТСЖ «Панорама» нового почтового адресу: <адрес>. В ходе проверки достоверности сведений были отобраны письменные объяснения от Ефименко С.А., который пояснил, что он от имени ТСН «ТСЖ «Панорама» обратился в администрацию города Ялта за изменением адреса дома с номера дома на номер дома по <адрес>. В связи с изменением адреса дома, возникла необходимость в изменении адреса местонахождения юридического лица, внесения изменений в его учредительные документы. Таким образом, в результате проведенных Инспекцией мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых и включенных в ЕГРЮЛ, на основании обстоятельств, изложенных в заявлениях и возражениях истца и его представителя, не нашли своего подтверждения.

Представитель ответчика Инспекции ФНС России по городу Симферополю в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени его рассмотрения, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в удовлетворении исковых требований просил отказать. Ранее представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что Ефименко С.А. были представлены в регистрирующий орган все документы, предусмотренные пунктом 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ и при отсутствии по результатам проведения проверки недостоверных сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, у Инспекции не было оснований для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении ТСН «ТСЖ «Панорама».

Представители заинтересованных лиц – межрайонной инспекции ФНС № 8 по Республике Крым, ТСН «ТСЖ «Панорама» просили в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованное лицо – Ефименко С.А. в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Поскольку все лица, участвующие в деле уведомлены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явка истца не признавалась судом обязательной, участие представителя истца по указанной категории дел также не является обязательным, а также с целью соблюдения процессуальных сроков, в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика ИФНС по гор. Симферополю, а также заинтересованного лица Ефименко С.А.

Выслушав представителя ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 03 августа 2016 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по гор. Симферополю было принято решение о государственной регистрации юридического лица ТСН «ТСЖ «Панорама», на основании которого внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц .

Местом нахождения юридического лица указано – <адрес>.

Постановлением Администрации города Ялта № 5514-п от 27 декабря 2016 года многоквартирному жилому дому, кад. , был присвоен почтовый адрес: <адрес>

Согласно протоколу № 4 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проведенному 15 марта 2017 года в форме очно – заочного голосования, на общем собрании собственников дома было принято решения об утверждении новой редакции Устава ТСН «ТСЖ «Панорама» в связи с присвоением многоквартирному дому почтового адреса: <адрес>, согласно постановлению администрации гор. Ялта № 5514-п от 27.12.2016 года.

10 марта 2017 года Адамковым С.Н. были поданы в Инспекцию заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ по форме № Р34002 в отношении ТСН «ТСЖ Панорама» за вх. № 309; и возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица по форме № Р38001 в отношении ТСН «ТСЖ «Панорама» за вх. № 310А.

27.03.2017 года Адамковой О.В., действующей на основании доверенности в интересах Адамкова С.Н., были поданы в Инспекцию следующие обращения: заявление заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица по форме № Р34002 в отношении ТСН «ТСЖ Панорама» за вх. № 3996А; возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица по форме № Р38001 в отношении ТСН «ТСЖ «Панорама» за вх. № 3990А; возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме № Р38001 в отношении ТСН «ТСЖ «Панорама» за вх. № 3993А.

В заявлениях о внесении недостоверных сведений указано, что ТСН «ТСЖ «Панорама» зарегистрировано в нежилом здании – <адрес>, но при этом незаконно управляет жилым домом по <адрес>, в котором находится квартира истца. Для регистрации ТСН «ТСЖ «Панорама» его председателем был использован подложный протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

В возражениях относительно предстоящей государственной регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ указано, что 15.03.2017 года Ефименко С.А. проведено общее собрание собственников помещений дома по принятию нового устава ТСН «ТСЖ «Панорама» для внесения сведений об изменении юридического адреса Товарищества. Протокол общего собрания собственников подписан с нарушением ст. 136 ЖК РФ. ТСН «ТСЖ «Панорама» в новом Уставе изменен юридический адрес на адрес многоквартирного дома, в котором находится квартира Адамкова С.Н., что нарушает его законные права и интересы. Нет оснований предоставления документов ТСН «ТСЖ «Панорама» для внесения изменений в ЕГРЮЛ, согласно ФЗ-129 от 08.08.2001 года.

Пунктом 2 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Пунктом 3 ст. 51 ГК РФ установлено, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 4 ст. 51 ГК РФ).

Согласно п. 4.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Судом установлено, что 03 апреля 2017 года старшему государственному налоговому инспектору Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Крым было дано поручение провести осмотр и обследование адресов – <адрес><адрес>, кв. по вопросам установления местонахождения юридических лиц, осмотра помещений, территорий, товара, оборудования, опроса собственника помещения опроса должностных лиц; проверки наличия документов, подтверждающих право собственности, письма собственника, договора аренды.

В целях исполнения поручения 03 апреля 2017 года инспектором Межрайонной ИФНС России № 8 был произведен Акт обследования адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – ТСН «ТСЖ «Панорама», а также опрошен собственник помещения – Ефименко С.А.

Также, 07.04.2017 года, в адрес председателя правления ТСН «ТСЖ «Панорама» Ефименко С.А. был направлен запрос о предоставлении пояснений.

В результате проведенной проверки было установлено, что Ефименко С.А. является собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес> председателем ТСН «ТСЖ «Панорама», которое расположено по вышеуказанному адресу. В тоже время, по обращению Ефименко С.А., Администрацией города Ялта постановлением № 5514-п от 27.12.2016 года был присвоен домовладению новый почтовый адрес – <адрес>.

В ходе проверки также было установлено, что возражения Адамкова С.Н. относительно недостоверности сведений о местонахождении ТСН «ТСЖ «Панорама» были предметом судебного рассмотрения и вступившим в законную силу решением суда, ему было отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения о государственной регистрации Товарищества.

При этом судом установлено, что 17 мая 2017 года Ефименко С.А. обратился в регистрирующий орган с заявлением для государственной регистрации внесения изменений в сведения о ТСН «ТСЖ «Панорама», содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Для регистрации изменений Ефименко С.А. было представлено:

- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001, согласно которому в реестр подлежали внесению сведения об изменении адреса места нахождения Товарищества на адрес: <адрес>;

- постановление администрации города Ялта от 27.12.2016 года № 5514-п «О присвоении почтового адреса земельному участку и многоквартирному жилому дому, расположенным по адресу: <адрес>»;

- протокол от 15.03.2017 года, в соответствии с которым было принято решение в том числе об утверждении новой редакции Устава ТСН «ТСЖ «Панорама» в связи с присвоением многоквартирному дому нового почтового адреса;

- новая редакция Устава ТСН «ТСЖ «Панорама» (л.д. 75-114).

По результатам рассмотрения вышеперечисленных документов, 24 мая 2017 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по гор. Симферополю было принято решение № 599А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы ТСН «ТСЖ «Панорама», на основании которого внесена запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером (л.д. 74).

Не согласившись с внесением в ЕГРЮЛ в отношении Товарищества записи ГРН , Адамков С.Н. обратился в Управление Федеральной налоговой Службы России по РК с интернет – обращением от 28.04.2017 года, содержащим жалобу на решение № 599А.

В связи с тем, что доводы Адамкова С.Н. и его представителя о недостоверности сведений, внесенных о юридическом лице, а также в возражениях относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица не нашли своего подтверждения в ходе проведенной проверки, решением Управления Федеральной налоговой Службы по Республике Крым от 19.06.2017 года жалоба Адамкова С.Н. была оставлена без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Рассматривая вопрос о правомерности принятого ИФНС по гор. Симферополю решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, а также решения УФНС России по РК, принятого по результатам рассмотрения жалобы Адамкова С.Н., судом установлено следующее.

Доводы истца о несогласии с принятыми решениями сводятся к тому, что Ефименко С.А. был представлен на регистрацию протокол общего собрания, форма которого не соответствует ст. 136 ЖК РФ (нет подписей всех собственников, проголосовавших за принятие устава), а также то обстоятельство, что ТСН ТСЖ Панорама, по его мнению не уполномочено надлежащим образом на управление многоквартирным жилым домом по <адрес>.

Вместе с тем, вышеперечисленные доводы истца не свидетельствуют о незаконности оспариваемых им решений.

Так, в соответствии с положениями Закона о государственной регистрации, государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного Закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица, а до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 ст. 9 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1).

Аналогичные разъяснения приведены в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц установлен пунктом 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ.

Судом установлено, что Ефименко С.А. были представлены все необходимые документы для государственной регистрации изменений о юридическом лице, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации, установленные ст. 23 Закона № 129-ФЗ, у регистрирующего органа отсутствовали.

По заявлениям истца налоговым органом была в установленном порядке проведена проверка достоверности сведений о юридическом лице в части его местонахождения, а также изменения адреса местонахождения, в ходе которой достоверность сведений в представленных на регистрацию документах была подтверждена.

Судом при рассмотрении настоящего спора факт недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ относительно местонахождения ТСН «ТСЖ «Панорама», каковым является квартира, принадлежащая на праве собственности председателю Товарищества, также не установлен.

Доводы истца, что ТСН «ТСЖ «Панорама» не имеет права на управление многоквартирным домом, в котором расположена его квартира, не влияют на достоверность сведений о местонахождении юридического лица и не могут служить основанием для отказа регистрирующего органа в регистрации изменений, внесенных в учредительные документы.

Более того, регистрация изменений в части местонахождения юридического лица не затрагивает законных прав и интересов Адамкова С.Н., не может повлечь для него негативных последствий.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца являются в полном объеме необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Адамкова Сергея Николаевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Симферополю, Управлению Федеральной налоговой Службы по Республике Крым о признании незаконным решения; обязанности совершить определенные действия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова