РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2019 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Стрижак Е.В.,
при секретаре Балашовой В.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО2 адвоката Сенюшиной Н.В., предоставившей ордер № от 16 ноября 2018 года, удостоверение № от 03.10.2008 года,
представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-70/2019 по административному иску ФИО4, ФИО5 ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
установил:
административные истцы ФИО4 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, согласно которому просят суд признать отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 23.08.2018г. в заключении с ФИО2 и ФИО4 соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1199 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащего им на праве собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 1199 кв.м. на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка: Тульская <адрес>, выполненную кадастровым инженером ФИО1. в 2018г.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 адвокат Сенюшина Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить, так как отказ Министерства не основан на требованиях закона, указанные в обоснование отказа основания, а именно то, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных, инженерно-технических, санитарно-технических объектов Н-1 (Очистные сооружения канализации), не состоятельны, так как данные сведения носят информационный характер, никакого строительства на данном земельном участке не ведется, иных объектов не находится.
Представитель ответчика Министерства имущественных и имущественных отношений Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал, пояснив, что истцы действительно 29 июня 2018 года обратились в адрес Министерства с заявлением о перераспределении земельного участка № с землями государственной собственности, при разрешении данного вопроса Министерством был сделан запрос в администрацию г. Тулы, по информации, представленной администрацией г.Тулы, согласно карте границ зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Тулы, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016г. № 33/839, испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных, инженерно-технических, санитарно-технических объектов Н-1 (Очистные сооружения канализации), сведения о которой носят информационный характер.
При подготовке схемы земельного участка, предоставленной истцами в Министерство, не был учтен материал и сведения утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, о зонах с особыми условиями использования территории, Министерство учло данные и при таких обстоятельствах дать иного ответа истцам, а именно удовлетворить заявление истцов в перераспределении земельного участка, возможности не было, 23 августа 2018 года Министерство письмом сообщило ФИО5, что на основании п.п. 3,11, п.9 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ Министерство принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении, действия ответчика являются правильными, в иске просит отказать.
Представитель заинтересованного лица – администрации г. Тулы по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ранее в суде пояснила, что в администрацию поступил запрос из Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по поводу возможности перераспределения земельного участка № 71:14:040501:464 с землями государственной собственности, согласно карте границ зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 года № 33\389, испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных, инженерно-технических, санитарно-технических объектов (очистные сооружения, канализации), строительство которых включено в Генплан развития города на перспективу до 25 лет, до настоящего времени строительство данных объектов не ведется, то есть сведения носят информационный характер.
Суд, заслушав доводы участников процесса, заслушав показания допрошенного в качестве свидетеля кадастрового инженера ФИО7, руководствуясь положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиями статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции кодекса Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: Тульская <адрес> и расположенный на нем двухэтажный жилой дом общей площадью 228,8 кв.м., с кадастровым номером №, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО4, ФИО2, по 1\2 доли каждому, на основании договора мены от 13.11.2013 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.11.2013 года сделана запись регистрации №, №.
Основанием для обращения послужило то, что в июне 2018, в результате уточнения границ земельного участка и проведения проверки сотрудниками Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области было установлено, что площадь земельного участка по фактическому использованию составляет 1199 кв.м., часть кирпичной пристройки, входящей в состав жилого дома, с навесом, и часть ограждения располагаются за границей земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п.п.1,3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст.ст.39.27-39.29) названного Кодекса.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 39.28, п. 1, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно п.10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
При этом п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ устанавливает ограниченный перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, который расширительному толкования не подлежит.
К числу таких оснований в силу подп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ относится наличие на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зданий, сооружений, объекта незавершенного строительства, находящихся в гсоударственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения( в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
В обоснование отказа ответчик ссылается на информацию, представленную администрацией г.Тулы, согласно которой из карты границ зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Тулы, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016г. № 33/839, следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных, инженерно-технических, санитарно-технических объектов Н-1 (Очистные сооружения канализации), сведения, о которых носят информационный характер.
При этом, как пояснила представитель заинтересованного лица – администрации г. Тулы, строительство данных сооружений в Генплане до настоящего времени не утверждено, Генплан развития г. Тулы и Тульской области составляется из расчета перспективы на 25 лет и более, то есть, когда будет строительство данных объектов и будет ли вообще в настоящее время достоверно неизвестно.
Исходя из буквального толкования подп.3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что препятствием для перераспределения является факт нахождения на перераспределяемых земельных участках объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) не находящихся в собственности лица, в пользу которого перераспределяется земельный участок, ввиду их нахождения в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
Исходя из обстоятельств и предоставленной П-выми схемы расположения земельного участка, следует, что на земельном участке № никаких зданий, сооружений, иных объектов строительства, в том числе незавершенных, не находится.
Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля кадастровый инженер ФИО7, пояснив, что при составлении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № по заявлению истцов на кадастровом плане территории никаких иных объектов на земельном участке ею обнаружено не было, а указанные сведения о возможности постройки на данном земельном участке производственно-коммунальных, инженерно-технических, санитарно-технических объектов Н-1 (Очистные сооружения канализации), не могли ею учитываться при составлении схемы, так как носят информационный характер.
Иные доводы представителя ответчика о том, что на данном земельном участке кроме возможности постройки производственно-коммунальных, инженерно-технических, санитарно-технических объектов Н-1 (Очистные сооружения канализации), возможно строительство газопровода, размещение воздушных линий электропередачи, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как данные обстоятельства не являлись основанием для отказа истцам, который обжалуются П-выми в настоящем деле.
Как следует из текста оспариваемого решения об отказе, министерством при принятии оспариваемого решения не было учтено то обстоятельство, что помимо установленного в подп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основания для отказа в перераспределении земель должны быть исследованы и другие исчерпывающие основания отказа, изложенные в п. 9 ст. 3929 ЗК РФ, и при их отсутствии либо наличии сделаны соответствующие выводы.
При таких обстоятельствах требования П-выми заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно со держать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
При этом суд не полномочен, возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Органом местного самоуправления вопрос в установленном порядке по существу не разрешен, нарушенное право истцов подлежит восстановлению путем рассмотрения поданного ими заявления с учетом установленных законом требований.
Принятие решения по поставленному административным истцами вопросу об обязании административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении земельного участка является прерогативой административного ответчика и не относится к компетенции суда.
В данном случае недействительным отказ в согласовании перераспределения земельного участка должен рассматриваться уполномоченным органом, его должностными лицами как не имеющий юридической силы.
Поэтому у принявшего его органа (должностного лица) в соответствии с его полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к их компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если общие основания для этого сохраняются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 228 КАС РФ, суд,
решил:
административные исковые требования ФИО4, ФИО2 удовлетворить, признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженный в письме от 23 августа 2018года № 29-01-17\12906, в рассмотрении заявления ФИО8 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1199 кв. м, категория земли: населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть заявление ФИО4 и ФИО2 от 29 июня 2018 года за № 29-01-28\1221 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1199 кв. м, категория земли: населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу Тульская <адрес> в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья