Дело № 2а-330/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2019 года Краснокаменскй городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Першутова А.Г.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника Краснокаменского межрайонного прокурора Цыреновой Б.Ч.,
представителя административного ответчика – по доверенности ФИО1,
при секретаре Горбуновой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Краснокаменске административное дело по административному исковому заявлению Борзинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Борзинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Борзинской транспортной прокуратурой проведен сбор и анализ информации в сфере безопасности полетов, в том числе изучены нормативные правовые акты, размещенные на официальном сайте Администрации городского поселения «Город Краснокаменск».
По результатам анализа установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в городском поселении «Город Краснокаменск» не разработан и не принят административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче пользователям воздушного пространства разрешения в случаях, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138; указанная услуга не включена в реестр муниципальных услуг.
Разработка порядка предоставления муниципальной услуги по разрешению использования воздушного пространства над населенным пунктом город Краснокаменск Администрацией городского поселения «Город Краснокаменск» является обязанностью данного органа местного самоуправления.
Лица, имеющие намерения использовать воздушное пространство над территорией населенного пункта муниципального образования в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, и выполнившим необходимые условия, в соответствии с п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства должны обратиться за разрешением в Администрацию городского поселения «Город Краснокаменск». При этом отсутствие в администрации установленных правил и порядка получения разрешения создает препятствие для обращения таких лиц в орган ЕСОр и ВД.
В порядке урегулирования досудебного спора главой городского поселения «Город Краснокаменск» от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ №, что административный регламент на выдачу разрешений не разрабатывался. В соответствии с Воздушным кодексом РФ от 15.03.1997 года № 60-ФЗ уполномоченным органом в области воздушного транспорта являются федеральные органы исполнительной власти.
Выявленное прокуратурой нарушение недопустимо, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение услуги в виде разрешения на выполнение действий, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138, над населенным пунктом; создает предпосылки нарушения пользователем воздушного пространства законодательства и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу организаций при выполнении несогласованных с органом местного самоуправления действий, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138, над населенным пунктом.
Руководствуясь частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит суд: 1. Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Город Краснокаменск», выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 года. 2. Обязать Администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 года, включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.
Представитель административного истца – старший помощник Краснокаменского межрайонного прокурора Цыренова Б.Ч., действующая на основании поручения Борзинского транспортного прокурора, в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании признала исковые требования в части обязания Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 года, включения информации о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг. Представила суду письменное заявление о признании административного иска в указанной части. В части исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения «Город Краснокаменск», выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 года, пояснила, что поскольку в Администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» никто не обращался с вопросом использования воздушного пространства, то не было необходимости в принятии такого регламента.
Судом в соответствии с частью 2 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) представителю административного ответчика разъяснены последствия признания иска, и представителю административного ответчика они понятны.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
Статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 ВК РФ, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Согласно ч. 1 ст. 13 ВК РФ все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя, в том числе обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства.
Пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. № 138 (далее - Федеральные правила использования воздушного пространства № 138), установлено, что авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.
При этом под авиационными работами понимаются работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации (ч. 1 ст. 114 ВК РФ).
Беспилотное воздушное судно - это воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (ч. 5 ст. 32 ВК РФ).
Аэростат - это летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные (пп. 10. п. 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации № 136, Минтранса Российской Федерации № 42, Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002 г.).
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют разрешительную деятельность в рассматриваемой сфере общественных отношений.
В соответствии с пунктами 105, 117 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138, Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 16.01.2012 г. № 6 (далее - ФАП № 6), планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Согласно п. 28 ФАП № 6 распределение воздушного пространства представляет собой процесс, в ходе которого центрами Единой системы определяются условия использования воздушного пространства в целях обеспечения безопасности его использования.
В силу п. 40.5 ФАП № 6 разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Информация о разрешении органа местного самоуправления в виде копии документа предоставляется пользователем воздушного пространства в зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы.
Таким образом, при необходимости использования воздушного пространства над населенным пунктом в целях выполнения авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов, а также посадки (взлета) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, пользователю воздушного пространства (физическому, юридическому лицу) в соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.
При этом за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства предусмотрена административная ответственность по статье 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовная ответственность по статье 271.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг») муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (ст. 13).
Согласно ч.ч. 1, 6, 7 ст. 11 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
С учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что разработка порядка предоставления муниципальной услуги по разрешению использования воздушного пространства над населенным пунктом город Краснокаменск Администрацией городского поселения «Город Краснокаменск» Забайкальского края является обязанностью данного органа местного самоуправления.
Как следует из информации Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование воздушного пространства не издан; в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ уполномоченным органом в области воздушного пространства являются федеральные органы исполнительной власти.
Доводы административного ответчика о том, что уполномоченным органом в области воздушного пространства являются федеральные органы исполнительной власти, и что в Администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» никто не обращался с вопросом использования воздушного пространства, поэтому не было необходимости в принятии такого административного регламента, не принимаются судом, поскольку не основаны на законе.
Несоблюдение требований законодательства о разработке и принятии административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование воздушного пространства влечет за собой нарушение прав лица, имеющих намерения использовать воздушное пространство над территорией города Краснокаменска в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации и выполнившим необходимые условия, и создает препятствие для обращения таких лиц в орган ЕСОр и ВД, и является недопустимым.
При таком положении, суд приходит к выводу, что исковые требования Борзинского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения «Город Краснокаменск», выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 года, законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представителем административного ответчика заявлено о признании исковых требований в части обязания Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 года, включения информации о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.
Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит КАС РФ, федеральным законам и не нарушает права других лиц, и с учетом установленных обстоятельств находит исковые требования административного истца в указанной части подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Борзинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 138 от 11 марта 2010 года.
Обязать Администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 138 от 11 марта 2010 года, включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ